Библиографическое описание:

Целыковская И. А. Особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей в процессе подготовки детей к школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 29-32.



В данной статье рассматриваются особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей. Доказывается, что одним из главных в дошкольной организации направлением считается взаимодействие дошкольной организации и родителей при подготовке детей к школе. Представлены компоненты взаимодействия дошкольной организации и родителей при подготовке детей к школе. Быть готовыми к поддержке своих детей, проявлять интерес к их действиям, помочь отличить мир взрослых и мир детей, относиться к детям, как к равным, все это достигается взаимодействием родителей и дошкольной организацией в жизни детей.

Ключевые слова:взаимодействие, подготовка, сотрудничество, педагогика, воспитание

Особую и важную значимость в настоящее время играет проблема преемственности в деятельности дошкольной организации и начальной школы. В первую очередь, это продиктовано введением ФГОС ДО (Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольной организации) и с включением в систему непрерывного образования дошкольного образования.

Усилия педагогов дошкольной организации направлены на повышение педагогической культуры родителей, главных воспитателей своих детей. Самой актуальной проблемой до сих пор остается проблема взаимодействия педагогов дошкольной организации и родителей.

Родители очень часто рассчитывают на то, что если дети будут посещать дошкольную организацию, то они будут подготовлены к школе силами педагогов. Совершенно верно, что специально организованные занятия в дошкольных организациях помогают детям подготовиться к школе, но тем не менее эта подготовка не будет качественной без помощи родителей. Воспитание в семье не могут заменить ни дошкольные организации, ни начальные школы. Многие полезные навыки прививают в дошкольной организации, учат счету, учат рисовать, учат чтению и письму. Ребенок не стремится исправить свои ошибки, работать лучше, преодолевать трудности в работе, если занятиями ребенка родители не интересуются, не поощряют усердие и прилежания, и не придают этому должного внимания. Дети перестают быть откровенными и искренними, так как такое невнимание своих родителей глубоко и сильно их обижает. А вот если имеется интерес родителей к успехам и делам детей, то это придает особое значение всем достижениям ребенка. Когда возникают трудности при выполнении любого занятия, помощь родителей принимается всегда с огромной благодарностью и способствует близости детей и родителей.

Родители должны научить ребенка не бояться плохих оценок, привить ребенку интерес к получению новых знаний, находить общий язык со сверстниками. Ведь для родителей ребенок всегда был и будет самым любимым и лучшим.

Важнейшим итогом обучения и воспитания ребенка при подготовке к школе, является психологическая готовность ребенка к обучению в школе [3, с.24].

Психологическая готовность включает три компонента:

1) личностная и социальная готовность;

2) интеллектуальная готовность;

3) эмоционально-волевая готовность;

Личностная и социальная готовность включает в себя следующее:

‒ ребенок должен понимать, что плохо, а что хорошо, нравственное развитие;

‒ ребенок должен уметь общаться и со взрослыми, и со сверстниками, быть коммуникабельным. При ссоре с другим ребенком должен оценивать и искать выход из сложившейся, проблемной ситуации, в общении не должно проявляться агрессии. Ребенок должен признавать и понимать авторитет взрослых;

‒ ребенок должен внимательно выслушивать и принимать поставленную педагогом задачу, уточнять непонятные моменты, а при выполнении необходимо адекватно оценивать свою работу, и если имеются ошибки признавать их;

‒ толерантность; на конструктивные замечания сверстников и взрослых ребенок должен реагировать адекватно; [4, с. 152]

Интеллектуальная готовность к школе означает, что:

‒ ребенок должен быть любознательным и стремиться к получению новых знаний;

‒ память, мышление и речь ребенка должны соответствовать возрасту;

‒ ребенок должен ориентироваться в пространстве, знать, как пройти в школу и обратно, до магазина, до площадки и так далее;

‒ у ребенка должен быть запас определенных знаний и умений к первому классу, таких как:

Математические знания: цифры от 0 до 10; арифметические знаки: +, -, =; ориентирование на листе бумаги: слева, справа, внизу, вверху, под, над, за и т. п.; прямой счет от 1 до 10 и обратно от 10 до 1; деление квадрата, круга на четыре части, пополам.

Мышление: пазлы складывать без помощи взрослого; находить несоответствия в стихах-небылицах, в рисунках; из группы слов находить лишнее («стол, кровать, стул, кресло, сапоги», «лиса, волк, собака, медведь, заяц» и т. д.); вместе со взрослыми сложить из бумаги несложный предмет (кораблик, лодочку); закончить предложение («Ручей узкий, а река…», «Компот холодный, а чай…» и т. п.); уметь определять последовательность событий (что сначала, а что потом).

Речь: звуки и буквы уметь различать в словах; по картинке или серии картинок составлять связный рассказ; уметь объяснить и понимать смысл пословиц и поговорок; ребенок должен с правильной интонацией рассказывать выразительно стихи; уметь составлять из нескольких слов предложения (например, двор, солнечный зайчик, кашка, играть, идти). [1, с.101]

Память: ребенок должен уметь пересказывать текст из четырех — пяти предложений; должен запоминать десять — двенадцать картинок; по памяти уметь рассказывать скороговорки, пословицы, стихи, сказки и т. п.

Окружающий мир: ребенок должен называть свои фамилию, имя, отчество, свой город, имена своих родителей и место их работы, какие профессии бывают, времена года, месяцы, явления природы, дни недели, зимующих и перелетных птиц, адрес; нужно знать овощи, фрукты, грибы, цветы, птиц, деревья, диких и домашних животных, основные цвета и т. д.; [5, с.63]

Мелкая моторика: уметь ножницами вырезать по линии, нарисованной на бумаге; правильно в руке держать карандаш, кисть, ручку и уметь регулировать силу их нажима при рисовании и письме; уметь выполнять аппликации; ребенок должен не выходя за контур штриховать и раскрашивать предметы;

Внимание: между предметами и картинками находить сходства и различия; уметь совершенно легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрая реакция (например, если ребенок услышит дикое животное — то он должен хлопнуть в ладоши, если домашнее, то — потопать ногами, если птица — руками помахать и т. д.); в течение 20–30 минут заниматься не отвлекаясь каким-либо делом; с максимальной точностью на своем листе бумаги воспроизводить узор, уметь выполнять работу по образцу [2, с. 76].

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе:

‒ усидчивость — не отвлекаясь на посторонние дела и предметы, способность внимательно слушать в течение определенного времени взрослого и выполнять задания;

‒ наличие желания и интереса к получению новых знаний и к учению;

‒ понимание ребенком важности обучения и понимание за чем он идет в школу;

‒ ребенок должен выполнять задание, которое ему не нравится, но этого требует учебная программа;

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе целенаправленного, систематического, педагогического воздействия дошкольная организация выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе. Знания детей, полученные в дошкольной организации, дополняются в семье родителями в процессе повседневного общения, формирующиеся психологические качества будущего школьника, расширяется кругозор детей. Оптимальный вариант формирования психологической готовности к школе у дошкольников — это сотрудничество и тесное взаимодействие родителей и дошкольной организации по всем аспектам подготовки детей к школьному обучению.

Процесс воспитания детей без родительского участия не возможен и не полноценен. Поэтому нам, педагогам, прежде всего необходимо разъяснять смысл воспитания, заботиться о повышении педагогической культуры родителей, и работать с ними в одном направлении.

Литература:

  1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья.- М., 2013. — 190с.
  2. Волков Б. С. Как подготовить ребенка к школе. — М.: Ось, 2014. -89с.
  3. Григорьева Н. Н., Козлова Л. П. Как мы работаем с родителями, 2014. — М. — 78с.
  4. Далинина Т. С. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — М., 2012. — 253с.
  5. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи.- Пермь: Меркурий, 2013. — 74с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle