Автор: Васильев Александр Валерьевич

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

I международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, август 2016)

Библиографическое описание:

Васильев А. В. Психолого-педагогические и организационные детерминанты военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 64-68.



Вооруженные Силы Российской Федерации на современном этапе своего развития нуждаются в новом подходе в обучении и воспитании молодого пополнения и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Для этого созданы все условия, начиная от материально-бытовых и заканчивая морально-психологическими. Особенно это касается учебных центров (учебных воинских частей), которые готовят младших специалистов для Российской армии.

Ключевые слова: условия, военная среда, адаптация, обучение и воспитание

Рассмотрим ключевые особенности функционирования учебных центров Вооруженных Сил РФ и специфические черты субъектов, которые должны быть учтены при разработке модели военно-средовой адаптации курсантов.

Современные учебные центры Вооруженных Сил РФ ориентированы на «подготовку младших специалистов к исполнению ими должностных обязанностей в мирное и военное время, дисциплинированных и исполнительных, морально и психологически стойких, физически выносливых, преданных своему Отечеству, готовых самоотверженно защищать свою Родину — Российскую Федерацию» [1, с. 5].

Отличительной особенностью таких центров является то, что курсанты, осуществляя подготовку по военно-учетным специальностям, несут службу в соответствии с Уставами и живут в условиях, аналогичных тем, которые создаются в реальной военной части.

Преподавательский состав учебного центра включает начальников циклов подготовки (основных учебно-методических подразделений), преподавателей дисциплин, командиров роты — старших преподавателей и командиров взводов — преподавателей, а учебный взвод является его основным подразделением, который комплектуется курсантами, временно содержащимися в учебном центре в период подготовки (от одного месяца до полугода). Поскольку состав учебных взводов ВС РФ не является однородным, то в подготовке курсантов реализуется два основных направления:

− подготовка младших специалистов (солдат) к самостоятельным действиям в должности по военно-учетным специальностям;

− доподготовка военнослужащих, проходящих военную службу по контракту из числа сержантского состава на новые военно-учетные специальности.

Представляя особенности подготовки военнослужащих в учебном центре, отметим некоторые позиции, отражающие специфику военной среды, к которой они адаптируются:

− строгое соблюдение субординации в любой ситуации;

− соблюдение принципа единоначалия;

− жестко регламентированный режим труда и отдыха;

− необходимость обращения с оружием;

− систематический контроль за деятельностью военнослужащего;

− ограниченные условия казарменного проживания;

− ограниченность личного времени;

− ограниченный период обучения, концентрирующий процесс подготовки к военной деятельности;

− выполнение военных служебных обязанностей в процессе подготовки в учебном центре.

Кроме того, общевоинские уставы ВС РФ требуют от военнослужащего быть: верным Военной присяге, дисциплинированным, бдительным, честным, храбрым и др. Он должен беззаветно служить народу, строго соблюдать законы, совершенствовать свое мастерство, уважать честь и достоинство других военнослужащих, соблюдать требования безопасности и др. [1, с. 12–14]. Все эти требования в процессе военно-средовой адаптации могут рассматриваться как ценности, подлежащие усвоению курсантами учебного центра Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для достижения этих целей сегодня созданы все условия. В соответствии с принятыми нормами в распорядке дня военнослужащего предусмотрено время для проведения зарядки, утреннего и вечернего туалета, утреннего осмотра, учебных занятий, самостоятельной подготовки к занятиям, ухода за обмундированием, вооружением и военной техникой, приема пищи, досуговой деятельности, прогулок, сна, а также время на личные нужды. В роте оборудуются: душевая, комната для умывания с ножной ванной, туалет, место для стирки военнослужащими обмундирования, оборудованное стиральными машинами, место для отдыха.

Военнослужащим предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Каждую неделю проводится обслуживание вооружения, техники и другого имущества, приведение в порядок всех помещений. Кроме того, предусмотрены дни отдыха, разрешены посещения военнослужащих членами семьи, представителями общественности для осмотра казармы, столовой, музей боевой славы и других помещений.

При организации процесса военно-средовой адаптации курсантов учебных центров следует учитывать и социальный опыт военнослужащих, которые являются взрослыми людьми, имеющими сформированную систему ценностей, знаний и установок. Попав в незнакомую среду, предъявляющую к ним новые требования, они нуждаются в такой организации образовательного процесса, который бы в максимально короткий срок показал все основные нюансы воинской службы и «сблизил» системы ценностей военной среды и личности курсанта, обеспечив тем самым нейтрализацию конфликтных ситуаций.

Как отмечает О. А. Ровенских, в деятельности военнослужащего существует ряд трудностей, которые приходится преодолевать: реальная или потенциальная опасность, неожиданность, дефицит времени и информации, высокий уровень ответственности, постоянная боевая готовность и дискомфорт [2, с. 47–48]. Все это способно повысить тревожность курсанта, активизировать деструктивные проявления, обособить его от окружения. Поэтому осознание значимости нового статуса, несмотря на эти трудности, формирование психологической готовности к их преодолению и достойному несению службы мы считаем ключевой задачей адаптационного процесса, который носит индивидуальный характер и сопряжен с изменением жизненно-бытового уклада, выполняемой деятельности и взаимодействий в ее рамках.

Как уже отмечалось ранее, к основным факторам, влияющим на адаптацию к военной службе (усиливающим или затрудняющим ее), современные ученые (А. И. Александров,М. И. Дьяченко, В. И. Лебедев, Е. В. Овчарова, Н. Ф. Феденко и др.) относят психологическую готовность, состояние здоровья, физическую подготовку, интеллектуальное развитие, уровень воспитанности и др. В целом, проведенные исследования [3; 4; и др.] показывают, что основная масса молодых людей, прибывающих для обучения в учебные центры ВС РФ, обладают достаточным для прохождения службы здоровьем и физической подготовкой, что обусловливает принципиальную возможность их быстрой военно-средовой адаптации. В отношении же психологической готовности, интеллектуального развития и воспитанности, ситуация менее благополучная, поскольку современная армия комплектуется, преимущественно, лицами с невысоким уровнем образования, малообеспеченными, из неполных и не всегда благополучных семей, что зачастую приводит к правонарушениям, преступлениям, несчастным случаям и т. д. Эти недостатки оказывают отрицательное влияние на процесс военно-средовой адаптации и затрудняют ее, но, тем не менее, мы, учитывая данные обстоятельства, должны создать такую модель, которая будет отличаться устойчивостью к подобным негативным условиям и обеспечивать массовость военно-средовой адаптации среди курсантов учебных центров ВС РФ.

При этом для нас особое значение будет иметь именно направленность личности курсанта учебного центра на военную службу, которая должна быть учтена в процессе военно-средовой адаптации как призывников, так и военнослужащих по контракту.

Выполненные к настоящему времени исследования (А. Г. Арбатов, А. Р. Гирфатова, Д. В. Громов,А. Н. Кислицына, В. И. Лебедев, Е. В. Овчарова и др.) свидетельствуют о том, что эти две группы военнослужащих обладают разными особенностями, детерминирующими успешность военно-средовой адаптации. Так, например, руководитель Центра международной безопасности РАН, действительный член РАН А. Г. Арбатов указывает на сохраняющееся «полное бесправие призывников, которым не на кого рассчитывать, кроме общественности и прессы, периодически раскрывающих вопиющие случаи халатного, а подчас преступного отношения начальства к здоровью, питанию, условиям жизни, обмундированию призывников. В отличие от призывника контрактник знает свои права и отстаивает их, имея возможность в случае серьезных нарушений разорвать контракт». Поэтому офицерский состав сегодня должен внести серьезные изменения в формы работы не только с контрактниками, но и с призывниками, в отношении которых в последнее время все же предпринимаются некоторые улучшения: они имеют возможность нести службу вблизи места жительства, общаться с родственниками. Кроме того, в настоящее время в казармах улучшены бытовые условия, обновлено обмундирование, усилено питание, а у общественных организаций есть доступ в военные части.

Различия в направленности курантов к военной службе обусловлено, прежде всего, тем, что солдаты срочной службы приходят в армию не по собственному желанию, а по призыву. В то время как контрактники службу в армии выбрали осознанно: для них это полноценная работа, профессия, дающая средства к существованию. Кроме того, контрактники, как правило, старше, опытнее и самостоятельнее, у них выше уровень ответственности. Все это обусловливает разное отношение к службе, психологическую готовность и адаптивные возможности.

Анализ продуктивного опыта преподавательской деятельности в учебных центрах ВС РФ и собственный опыт работы в таком центре позволяет нам утверждать, что нельзя считать всех призывников категорически не желающими служить и ассимилироваться в военной среде. Среди них много молодых людей, готовых к службе, проявляющих интерес к военной деятельности, активно воспринимающих и усваивающих новые условия жизни и деятельности. Такие военнослужащие, вставая в субъектную позицию, адаптируются более интенсивно и не требуют жестких принудительных мер по усвоению норм и требований военной среды. С другой стороны, контрактники, при их направленности на военную службу и устойчивой мотивации, тем не менее, тоже нуждаются в военно-средовой адаптации в отношении приспособления к новым видам деятельности в соответствии с военно-учетной специальностью, коллективу, поведению в нем.

Отметим, что в настоящее время военнослужащие, проходящие службу по контракту, подразделяются на две основные группы: лица, призванные военкоматами, и лица, уже прошедшие службу по призыву. Для первых свойственна сформированность личности, устойчивые жизненные ориентиры, опыт, наличие профессии и, но при этом недостаточное знание воинской специфики и неадаптированность к службе, в то время как для вторых, имеющих опыт военной службы, характерна устойчивая мотивация и адаптированность к военно-профессиональным условиям, межличностным отношениям, а также военно-карьерные потребности. Как показывают социологические и психологические исследования [3; 5 и др.], к службе по контракту, обычно, стремятся лица старше 22 лет, из наименее социально защищенных слоев общества, с невысокими доходами, чаще всего из неполных семей, не имеющие высшего образования и достатка, женатые, с детьми.

Указанные особенности, безусловно, требуют разного подхода к наполнению процесса военно-средовой адаптации курсантов. Более того, в ходе исследования мы пришли к заключению, что к военнослужащим — призывникам или контрактникам, каждый из которых, безусловно, нуждается в данной адаптации, должны применяться и разные ее формы (мягкие или жесткие), а также способы адаптационного взаимодействия. Так, например, если с призывниками в зависимости от сформированности у них направленности на военную службу может применяться жесткая принудительная или ресурсная адаптация, то по отношению к военнослужащим контрактной формы — как правило, мягкая ресурсная с элементами фоновой или встречной адаптации (по терминологии М. В. Ромма). Здесь встречная модель адаптации может проявляться в том случае, когда у военнослужащего появляется возможность в силу возложенных полномочий, самостоятельно изменять в определенных аспектах военную среду, усиливая тем самым ее адаптивные возможности.

На рис. 1 представлено соответствие контингента курсантов учебных центров Вооруженных Сил Российской Федерации формам военно-средовой адаптации.

Рис. 1. Соответствие контингента курсантов учебных центров Вооруженных Сил Российской Федерации формам адаптации

Таким образом, военно-средовая адаптация в учебном центре Вооруженных Сил Российской Федерации должна учитывать ограниченный срок пребывания контингента в учебном центре, высокую информационную содержательность учебного процесса, а также особенности переменного состава (курсантов), обусловливающие неоднозначность форм и содержания процесса адаптации.

Литература:

  1. Сборник нормативных документов и материалов для военной адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил Российской Федерации: справочное пособие / А. В. Васильев, В. А. Хвостов, В. А. Тишкин. — Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2013. — 55 с.
  2. Ровенских О. А. Педагогическая технология процесса адаптации военнослужащих к условиям профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук. — Калининград, 2011. — 229 с.
  3. Арбатов А. Г. Бесконечная дилемма: призыв — контракт / А. Г. Арбатов // Независимое военное обозрение от 05 апреля 2013 г. // http://nvo.ng.ru/realty/2013–04–05/1_dilemma.html.
  4. Гирфатова А. Р. Особенности социально-психологических качеств личности призывников и их адаптации к экстремальным ситуациям / А. Р. Гирфатова // Вестник Башкирского университета. — 2010. — Т. 15. — № 3. — С. 857–861.
  5. Ильченко Л. П. О лидерстве военнослужащих и направлениях его формирования средствами воинского воспитания / Л. П. Ильченко, О. В. Фомичева, Г. П. Писаренко // Человек и образование. — 2015. — № 1(42). — С. 38–43.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle