Библиографическое описание:

Асецкая Н. Б. Формирование УУД на уроках информатики через методы проблемного обучения [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 17-19.



Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

– Индивидуальное рабочее место.

– Доступ к общим ресурсам.

– Наличие специальных технических средств.

– Возможность реализовывать интеграцию с другими предметами.

– Наличие условий для формирования самостоятельной деятельности обучающихся.

Эти особенности позволяют учителю успешно использовать методы проблемного обучения на уроках «Информатики и ИКТ» в процессе формирования познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий.

В 1998 г. Селeвко Г. К. дал определение понятия проблемного обучения: «Проблемное обучение — это организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций учителем и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их решению, в результате чего ученики овладевают профессиональными знаниями, навыками и развивают мыслительные способности» [5, с.140]. Проблемные ситуации активизируют мышление (которое является творческой, а не репродуктивной деятельностью учащихся), формируют умение увидеть проблему и предложить разные способы решения этой проблемы, вызывают поисковую деятельность, и в итоге приводят к активному усвоению новых знаний. Создавая проблемные ситуации, преподаватель добивается того, что само незнание приобретает активную форму, стимулирует познавательную учебную деятельность обучающихся, так как процесс разрешения противоречия есть процесс выработки нового знания. Проблемная ситуация и процесс разрешения противоречия побуждает задавать вопросы и, тем самым, развивает мыслительные способности. Продемонстрируем, как это применимо на уроках информатики.

Можно создать проблемную ситуацию при формулировании темы урока: подвести ребят к тому, чтоб они сформулировали тему урока.

Например, преподаватель предлагает учащимся посмотреть на экран и подумать, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Изображены ситуации:

–Ученик отвечает перед классом.

–Регулировщик управляет дорожным движением.

–Моряк-сигнальщик передает сигналы с помощью цветных флажков.

–Друзья разговаривают по телефону.

Преподаватель: «Что объединяет эти ситуации?» Обучающиеся: «На картинках происходит передача информации». Это и есть тема нашего сегодняшнего урока: «Передача информации».

Другой пример, вместо готовой темы «Высказывание. Логические операции» на экран выводятся высказывания знаменитых людей:

«Тяжело в учении — легко в бою» А. Суворов,

«Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России» Ф.Ушаков, и т. д.

И предлагается учащимся сказать, что это такое, и о чем будет идти речь на данном уроке. Ответ: «Высказывания». С помощь наводящих вопросов, опираясь на знание о «высказываниях» из курса русского языка, учащиеся подводятся к тому, чтоб они сами дали определение «высказывания» с точки зрения алгебры логики.

Проблемную ситуацию, которая способствует мышлению, воображению можно задать в ходе урока. Главная цель этих проблемных ситуаций в том, что они ставят ребят в состояние противоречия между знанием и незнанием, выходом из этого противоречия может быть только поиск решения. Например, при закреплении темы «Компьютерная графика» создается проблемная ситуация: за ограниченное время создать рисунок «Сражение» с большим количеством танков, самолетов, флагов, кораблей и т. д. Чтобы успеть решить эту проблему учащиеся приходят к выводу, что нужно копировать объекты.

Другой пример, создать проблемную ситуацию можно при изучении темы «Текстовый редактор». В представленном файле предлагается исправить текст (заменить одно слово на другое во всем документе) за ограниченный(!) промежуток времени:

У про100го 100рожа

Непро100рный дом:

Часто в нем 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

После небольшого рассуждения обучающиеся делают вывод, чтобы быстро выполнить задание, необходимо использовать команду Правка/ Заменить, где во всем документе сразу одно слово заменяется на другое

Следующий пример, начале изучения темы «Электронные таблицы» дается проблемное задание: из предложенного текста с большим списком фамилий, предметов и оценок, который представлен в текстовом виде: «У Иванова по литературе оценка за год 4, у Петрова по математике за год 5, и т. д». Найти нужную информацию и ответить на вопросы:

1)Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?

2)По каким предметам приведены годовые оценки учеников?

3)Сколько учеников имеют только отличные оценки?

4)Кто из учеников имеет 4 и 5 по математике?

Учащиеся приходят к выводу, чтобы справиться с этой проблемой, данную текстовую информацию нужно занести в таблицу.

Другой пример, проблемная ситуация может быть создана противоречием, содержащимся в учебном материале, или изложение противоречивых взглядов на один и тот же вопрос. В программировании, учащиеся знакомятся с операцией присваивания, предлагается определить значение переменной Х, выведенное на экран после выполнения фрагмента программы:

Х=: 30;

Х=: X+20;

Х=: Х/2;

PRINT Х;

Через призму математики равенства неверны, и обучающиеся, применяя знания, полученные на уроке информатики, стараются объяснить это противоречие. Ученики должны еще раз анализировать понятие «присваивание» и выявлять его отличие от понятия «равенство», с помощью ранее приобретенных знаний выделить и сформулировать решение проблемы самостоятельно.

Применение проблемных методов обучения на уроках информатики можно использовать практически на каждом уроке.

Преподаватель, сознательно моделируя проблемные ситуации на уроке, создает условия для деятельностного подхода учащихся и развития ключевых компетенций. Проблемные методы обучения на уроках информатики позволяют учителю создавать условия для развития:

Познавательных универсальных учебных действий (происходит осуществление анализа объектов, понимание информации, поиск, получение, использование, нахождение и извлечение нужной информации, соотношение её с имеющимися знаниями, опытом.

Личностных универсальных учебных действий (обучающийся получает возможность для формирования умения находить ответ на проблемный вопрос, формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу).

Коммуникативных универсальных учебных действий (происходит освоение форм устной речи — монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе или дискуссии).

Регулятивных универсальных учебных действий (учащиеся выделяют и осознают того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, регулируют свою деятельность, умение планировать и действовать по плану; контролируют процесс и результаты деятельности, умение корректировать и адекватно оценивать свои достижения).

Применение методов проблемного обучения раскрывает потенциал информатики как предмета и формирует у обучающихся комплекс универсальных учебных действий: способность к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, самостоятельную познавательную активность в освоении нового материала, поисковую деятельность, умение осуществлять самоконтроль и самооценку и т. д.

Литература:

  1. Кудрявцeв, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы /В. Т. Кудрявцeва // Педагогика и психология. -1991.-№ 4 — С. 201
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология /Л. С. Выготский. — Педагогика -Пресс.: Москва, 1999. -536 с.
  3. Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хeннер. — М.: Академия, 2003.–C.313.
  4. Лaпчик, М. П. Методика преподавания информатики / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хeннер. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр Академия, 2005.- 624 с.
  5. Селeвко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие /Г. К. Селeвко. — М.: Народное образования, 1998. — 343 с.
  6. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. М.: Просвещение, 1968.-208 с.
  7. Махмутов, М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle