Библиографическое описание:

Белянкова Е. И. Решение правовых задач как средство развития универсальных учебных действий учащихся [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 47-50.



Статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся посредством решения правовых задач-ситуаций. Автор определяет принципы использования задач в учебно-воспитательном процессе, обращает внимание на методические аспекты организации работы с ними. В статье приводятся примеры правовых ситуаций, которые можно использовать в процессе обучения школьников праву.

Ключевые слова: методика обучения, право, правовые задачи, универсальные учебные действия, case-study

Современное образовательное пространство, в том числе в области правового обучения и воспитания, развивается очень динамично. Принятые федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования устанавливают, что выпускник школы — это человек «осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством» [2]. Поэтому главной задачей учителя права и обществознания является формирование правового сознания, повышение уровня правовой культуры подрастающего поколения.

Перед современной школой возникает вопрос об использовании эффективных методических способов реализации государственного и социального заказа, достижению планируемых результатов обучения. Учитывая, что ФГОС определяет переход к системно-деятельностному обучению, то особую актуальность приобретают активные и интерактивные формы работы. Одним из них может являться использование правовых ситуаций-задач (case-study) в подготовке школьников. Данный метод уже давно и успешно используется в профессиональной подготовке юристов, педагогов и др. В системе общего образования он не получил широкого распространения, однако используется в современной практике. Как правило, решение правовых ситуаций применяется на уроках права, если данный предмет входит в учебный план образовательной организации, что бывает далеко не всегда. В рамках изучения правового блока интегрированного обществоведческого курса данный метод практически не используется в связи с тем, что выделяемого количества часов, отводимого на изучение юридических проблем в рамках обществознания, бывает просто недостаточно. Однако примеры правовых ситуаций широко распространены в олимпиадных заданиях, а также представлены на едином государственном экзамене (вопрос 27 согласно кодификатору 2016 года).

В чем особенности использования метода case-study в правовой подготовке школьников? Правовая задача — это проблемная ситуация, решение которой необходимо найти или спроектировать. Работа над правовой задачей способствует формированию правовой компетентности, развивает аналитическое мышление учащихся, повышает мотивацию к изучению права.

Кроме того, с помощью использования данного метода развиваются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Так как правовые задачи ориентированы на реальную (или почти реальную) жизненную ситуацию, то проектирование ее решения способствует в определенной мере самоопределению ученика, формирует основы правомерного поведения и гражданской идентичности учащихся, что относится к личностным универсальным учебным действиям. Поиск необходимой информации в ходе решения кейса, ее анализ, логическое построение решения и его обоснование с помощью нормативно-правовых актов представляет собой познавательные результаты обучения. Коммуникативные универсальные учебные действия формируются при формулировании решения правовой ситуации, обсуждения в группе в процессе проектирования ответов. Овладевая алгоритмом решения правовой задачи, ученики учатся действовать в соответствии с предложенным планом, оценивать результаты проделанной работы, что представляет собой регулятивные универсальные учебные действия.

Необходимо учесть тот факт, что для решения правовых ситуаций-задач от учеников потребуется знание определенных нормативно-правовых актов. Но данные виды документов создаются не для школьников, поэтому большинство из них сложны для понимания даже старшеклассниками вследствие сложности самого юридического языка. При решении правовых задач ученикам следует предлагать конкретный фрагмент документа, доступный по содержанию и объему, которым необходимо воспользоваться для выполнения задания. Как правило, данная форма работы позитивно воспринимается учениками, так как некоторая связь с реальными жизненными ситуациями повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

При отборе и моделировании правовых задач следует учитывать основные принципы обучения. В частности, предлагаемая ситуация должна соответствовать следующим принципам:

  1. Принцип научности. Учитель должен помнить, что право — это динамично развивающаяся сфера, законодатель постоянно вносит изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты, поэтому даже если фрагменты документов представлены в учебниках, следует обращаться к актуальным редакциям НПА, которые можно найти в интернет-версиях СПС «Гарант» и «Консультант плюс».
  2. Принцип последовательности. Решение правовых задач не может предшествовать изучению нового материала, а должно быть направлено на формирование навыка практического использования полученных теоретических знаний, если только предлагаемый кейс не является проблемной ситуацией, которую необходимо решить ученикам в течение урока.
  3. Принцип систематичности. Для того чтобы ученики овладели требуемыми навыками необходимо использовать решение правовых ситуаций в ходе изучения всех основных отраслей права, прежде всего семейного, гражданского, трудового, административного и уголовного. В этом случае требуемые умения могут достигнуть необходимого уровня развития.
  4. Принцип активности. При использовании данного метода ученики занимаются самостоятельным поиском необходимой информации, требуемой для решения предложенной задачи на основе материалов, предоставленных учителем. В результате происходит активизация познавательной деятельности обучающихся.
  5. Принцип доступности. В современном интернет-пространстве можно найти большое количество правовых задач по различным темам, однако большинство из них ориентировано на профессиональную юридическую подготовку бакалавров, специалистов, магистрантов. Поэтому далеко не все из них подходят для правовой подготовки школьников. Правовая ситуация в системе общего образования должна быть понятна по содержанию и доступна уровню подготовки школьников.

В ходе выполнения заданий этого типа ученик должен знать алгоритм своих действий, понимать какие аспекты ситуации необходимо выделить, чтобы сформулировать выводы.

В целом алгоритм решения правовой задачи может иметь следующую последовательность:

а) анализ условий задачи, определение отрасли права к которой относится задача, оценка имеющихся возможностей и перспектив решения в соответствии с нормами соответствующей отрасли права,

б) изучение нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми построена проблемная ситуация правовой задачи, получение всей необходимой информации, которой можно воспользоваться в предложенной ситуации,

в) осуществление решения задачи, которое специфично и зависит от характера решаемой задачи,

г) формулирование решения правовой задачи, его проверка и оценка.

Приведем примеры ситуаций, которые можно предложить школьникам в процессе изучения отдельных отраслей права.

  1. Трудовое право.

– 15-летний Сидоров, получивший основное общее образование, устроился учеником токаря в ООО «Азотреммаш». К директору ООО обратился отец Сидорова с просьбой уволить его сына, так как тот устроился на работу вопреки запрету родителей, однако сам подросток пояснил, что хочет получить рабочую специальность, и не намерен выполнять требования отца. Как в данном случае должен поступить директор ООО «Азотреммаш»? С какого возраста гражданин может стать субъектом трудового права? Для решения ученикам предлагается воспользоваться статьей 63 Трудового кодекса РФ.

– 18-летний Кириллов В. подал заявление о приеме на работу в ресторан «Пряник» в качестве кухонного работника. Администрация потребовала у него предоставление трудовой книжки, паспорта, характеристики с предыдущего места работы и справок о состоянии здоровья, наличии жилплощади и семейном положении. Установив, что трудовой книжки у него нет, поскольку ранее Кириллов В. нигде не работал, а также не представил остальные требуемые документы, в приеме на работу ему было отказано. Права ли администрация ресторана? Как следует разрешить данный спор? Для ознакомления ученикам предлагается статья 65 Трудового кодекса РФ.

– Кукушкина работала в детских яслях в должности медсестры. Приказом администрации она была уволена с работы по п. 5 ст. 81 ТК РФ. Поводом для увольнения послужили отказы Кукушкиной выполнить распоряжение заведующей — принять участие в уборке помещения детского сада. Считая увольнение неправильным, Кукушкина обратилась в суд с иском о восстановлении ее на работе. Какое решение должен принять суд? Решить данную ситуацию ученики должны на основе статьи 60 и 81 Трудового кодекса РФ.

  1. Семейное право.

– Вступающие в брак Роман и Екатерина решили заключить брачный договор. Роман настаивал на включении в договор пункта, запрещающего жене уезжать из города, страны без сопровождения мужа. А Екатерина хотела включить положение о том, что она не должна работать, а обеспечивать ее и детей обязан муж. Нотариус отказался удостоверять брачный договор. Правомерны ли действия нотариуса? С какого момента брачный договор может вступить в силу, если будет оформлен в соответствии с требованиями законодательства? Для решения ученики должны воспользоваться статьями 40–42 Семейного кодекса РФ.

– В органы ЗАГСа обратились супруги Тюленевы, у которых не было детей, с просьбой расторгнуть их брак. Совместно нажитое имущество ими было разделено по взаимному согласию. Однако сотрудники ЗАГСа отказали им в регистрации развода, мотивировав свои действия тем, что супруги не предоставили веских доказательств невозможности сохранения семьи. Правомерны ли действия сотрудников ЗАГСа? Обосновать решение данной задачи можно с помощью статьи 19 Семейного кодекса РФ.

  1. Гражданское право.

– 12-летний Василий получил вподарокот деда велосипед. Поскольку Василию срочно понадобились скейтборд, он продал велосипед Николаю, которому было 16 лет, а на вырученные деньги купил скейтборд. Отец Василия, узнав об этом, расценил поступок сына как неуважение к деду, пошел к Николаю с намерением вернуть деньги и забрать велосипед. Однако купивший велосипед подросток взять деньги и вернуть велосипед отказался, заявив, что цену он дал за покупку нормальную, а Василий продал велосипед, принадлежащий не отцу, а самому Василию, что каждый может сам распоряжаться принадлежащим ему имуществом, и оснований для расторжения договора нет. Прав ли покупатель велосипеда? Для решения необходимо воспользоваться статьей 28 Гражданского кодекса РФ.

  1. Административное право.

– Кириллу исполнилось 15 лет, и он вместе с друзьями пошел в парк, чтобы отметить свой день рождения. Втайне от родителей он взял из дома крепкие спиртные напитки, которые были распиты в парке. После этого друзья стали приставать к гражданам, гуляющим в парке, сопровождая свои действия нецензурной бранью, разбили несколько фонарей с криком: «Темнота — друг молодежи!». Их действия были замечены сотрудниками полиции. Друзья были задержаны и доставлены в отделение. Один из сотрудников органов охраны правопорядка сказал, что теперь они будут отвечать по всей строгости в соответствии с нормами Уголовного кодекса.Как можно квалифицировать действия несовершеннолетних? На основании каких ном права они понесут наказание? Будет ли привлечен к ответственности Кирилл и его друзья, если ему только исполнилось 15 лет, а друзья на 1 год старше? Прав ли сотрудник полиции? Для решения следует обратиться к статьям 2.3, 20.1, 20.22 Кодекса об административных правонарушениях, и статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Таким образом, решение правовых ситуаций-задач на уроках права способствует не только развитию необходимых умений школьников, но и помогает реализовывать государственный и социальный заказ — формирование законопослушного гражданина, уважающего право и обладающего высоким уровнем правовой культуры.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 года № 413 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://минобрнауки.рф/документы/543. (дата обращения: 16.07.2016).
  2. Белянкова Е. И. Некоторые методические аспекты организации семинарских занятий по дисциплине «Право в сфере образования» в системе подготовки будущего учителя. / Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2016. — № 40, — С.66–70.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle