Библиографическое описание:

Сафина Г. Р. Формирование коммуникативных УУД в первом классе, на примере организации самоуправления [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 54-58.



Федеральный образовательный государственный стандарт перед современным учителем одной из приоритетных задач ставит формирование универсальных учебных действий через организацию образовательного процесса в трёх направлениях:

− проектирование современного урока в соответствии с требованием ФГОС;

− внеурочная деятельность;

− работа с родителями.

Между этими направлениями выстраивается замкнутая и взаимообратная связь, так как формирование УУД только на уроке или только во внеурочное время, а так же только в работе с родителями не возможно. Отсюда следует, что современному учителю нужно организовывать свою работу с учётом того, что не все виды УУД можно сформировать в полном объёме только в одном из направлений. А именно: формирование коммуникативных и личностных УУД обязательно должно находить своё продолжение во внеурочной деятельности и в работе с родителями.

Почему именно этим УУД следует уделять внимание? Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения после смены ведущего вида деятельности с игрового на учебный индивидуальные успехи ребёнка впервые выходят на первый план и приобретают социальный смысл. Отсюда одной из основных задач учителя начальной школы является создание оптимальных условий мотивации достижения, самостоятельности, инициативы учащихся. Человек социальное существо и только коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра [1, с. 47].

Видами коммуникативных действий являются:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  2. постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  4. управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
  5. умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [5, с. 98].

Под коммуникативными УУД в начальной школе, в том числе, имеют в виду формирование умения взаимодействовать в малых группах. То есть современный учитель становится организатором такой совместной работы с учениками, которая будет способствовать переходу к реальному сотрудничеству.

Отсюда видно, что основные виды коммуникативных действий, в силу своего максимально обобщённого характера, естественным образом распространяются особенно на внеурочную деятельность. Рассмотрим формирование коммуникативных УУД во внеурочное время через взаимодействие в группах, а именно, при организации самоуправления в классе.

Актуальность очевидна. Что же мы хотим получить в итоге, какие цели преследуем? Технология будет работать если:

− Определены цели.

Выбран партнер по коммуникации.

− Распределены функции и роли.

Ученики умеют действовать и взаимодействовать.

Рассмотрим более подробно организацию самоуправления в 1-м классе.

Реализация технологии.

Определение цели.

Цель — способствовать осознанию ребенком роли ученика через формирование УУД.

Задачи: подвести детей к необходимости создания группы класса, микрогрупп, познакомить с функциями в группе, со способами взаимодействия через организацию помощи в:

  1. планировании учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определении цели, функций участников, способов взаимодействия;
  2. постановке вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. разрешении конфликтов: выявлении, идентификация проблемы, поиске и оценке альтернативных способов разрешения конфликта, принятии решения и его реализации;
  4. управлении поведением партнёра: контроле, коррекции, оценке действий партнёра;
  5. умении с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владении монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Смена основного вида деятельности с игрового на учебный влечёт за собой появление противоречия между личным состоянием ребенка и желаемым. («Я такой хороший, а у меня не получается дружить») Это касается и учебы, и взаимоотношений, как с учителем, так и со сверстниками. В школе ученик вынужден проявлять больше самостоятельности в коммуникации. Сталкиваются личные желания ребёнка и желания коллектива. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос — начинает работать мышление. Нет удивления — нет диалога. Это затруднение и надо использовать как побуждением к созданию самоуправления. Эффективнее организацию самоуправления в первом классе начать после адаптационного периода, а именно, в конце 3-ей четверти

В ходе фронтальной дискуссии, где дети спорили, обсуждали выдвинутые версии, отстаивали своё мнение, мы пришли к мнению, что учиться общаться нам лучше через групповую форму взаимодействия в коллективе, чем соответственно и определяются партнёры по коммуникации.

Выбор партнера по коммуникации.

Классу как группе сначала выбрали название, потому как корабль назовёшь, так он и поплывет. Так как цель направлена на то, чтобы из совершенно разных и непохожих друг на друга, но каждый, из которых, по-своему, ярких ребят сформировать дружный, активно взаимодействующий коллектив, то мы выбрали название «Радуга» и соответствующий ему девиз «Живём мы дружно — иначе нельзя, как семь цветов одна семья». Достигать цель мы намеренны играя, по-детски радостно и с удовольствием, поэтому нашей песней стала песня на слова Е.Жигалкина и музыку А. Хайта «Большой хоровод». Каждый ребёнок — личность, звезда, поэтому группы назвали звёздочками, их 5 (по количеству учебных дней в неделе) по 6 человек.

При формировании групп учитывала положительные или нейтральные отношения между детьми. С ребенком, не принимаемым детьми, вместе со школьным психологом и родителями ведётся отдельная работа по адаптации его в группе.

Распределение функций и ролей.

В результате наблюдений в адаптационный период учитель легко выделит из детей того, кто берёт на себя роль лидера в познавательном содержании, кто умеет поддерживать сотрудничество и примирять разногласия, кто умеет четко и логично представить общий результат, а кто и привносит конфликты. Тем не менее, целесообразно менять роли, функции членов группы — лидеру полезно побыть исполнителем, конфликтному — примерить роль посредника.

Пять звёздочек работают каждая в свой день недели: первая — в понедельник, вторая — во вторник, третья — в среду и т. д. Одного дня достаточно, так как первоклашкам ещё очень непросто даже в течение перемены удерживать и осознавать себя в выбранной им же роли. Перед началом работы все члены группы сами выбирают себе роли на этот день (министр, зам министра по международным отношениям, зам министра по просвещению, зам министра по культуре, зам министра по здоровью и спорту и зам министра по труду), разбирают бейджики с названием ролей.

Любая из ролей учит ребёнка брать на себя ответственность и позволяет точно определить свои возможности и желания. Дети очень быстро понимают, что хотеть быть президентом/замом и уметь им быть это разные вещи. Они обязательно попадают в ситуацию, когда одноклассники проявляют своё нежелание подчиняться. Здесь уместно провести аналогию неподчинения, не соблюдения правил или норм одноклассниками и самого ребёнка в роли президента/зама, когда он ещё им не был. То есть, ребёнок рефлексируя, учится выстраивать свои отношения в дальнейшем, будучи и в роли ответственного, и в роли подчинённого. Постепенно, после того, как уже все попробовали себя в разных ролях, вопрос о дисциплине отпадает.

  1. Президент выбирается классом на месяц. Обычно это ребёнок, который принимается абсолютным большинством детей. Ребёнок в этой роли учит себя заменять учителя в классе на случай его временного отсутствия. Учится принимать на себя ответственность за работу своих министров. Как хозяин своего государства он должен знать о количественном составе своего государства, знать причину отсутствия (отмечать посещаемость), в случае отсутствия одного из министров берет выполнение его обязанностей на себя. Для этого он учится: 1. планировать сотрудничество со сверстниками: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; 2. разрешать конфликты; 3. управлять поведением партнёра: контролировать, корректировать, оценивать действий партнёра; 4. с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации всего класса. Как видим, это самая тяжёлая роль.
  2. Министр организует и контролирует работу своих заместителей, овладевает теми же умениями, что и президент, но уже на меньшем количестве подчинённых, в пределах одной звёздочки. Заботиться о повышении культурного уровня своих подчинённых (отслеживает посещение библиотеки, проверяет заполнение читательских дневников), контролирует уровень учебной и игровой активности, уровень шума (соблюдение дисциплины).
  3. Зам министра по международным отношениям учиться выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решения; помогает одноклассникам выстраивать отношения в группе: улаживает конфликты, налаживает новые дружественные связи. Важно, чтобы решение конфликтов не сводилось к банальным жалобам учителю на своего одноклассника. Очень важно выслушать ребёнка, направить его к тому, чтобы он сам попытался спокойно поговорить, без физического и психического насилия (угроз, оскорблений), только, если ничего не получается обратиться за помощью к учителю.
  4. Зам министра по просвещению учится управлять поведением партнёра: контролирует, корректирует, оценивает действий партнёра; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Помогает учителю в организации учебного процесса: проверяет готовность к урокам (наличие принадлежностей, выполненного задания), собирает и раздаёт тетради по предметам.
  5. Зам министра по культуре учиться планировать сотрудничество со сверстниками: определять цели, функции, способы взаимодействия участников; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Организует игры на переменах, организует праздники, поздравления именинников.
  6. Зам министра по здоровью и спорту, как и предыдущая роль, учит планировать сотрудничество со сверстниками. Проводит физкультминутки на уроках, организует игры на переменах, на спортивно-оздоровительных занятиях, относит заявку в столовую.
  7. Зам. министра по трудуучится управлять поведением партнёра: контролирует, корректирует, оценивает действий партнёра. Отвечает за дежурство в кабинете, дежурство в столовой, в раздевалке, за порядок в кабинете во время подготовки к урокам физкультуры, изобразительного искусства, технологии; отвечает за сохранность учебного инвентаря и мебели.

В этом возрасте дети охотно принимают роли и играют их. Для меня важно не перегнуть палку с выполнением обязанностей, поэтому я постоянно стараюсь создавать «ситуацию успеха», причём на всех этапах организации самоуправления.

Ученики умеют действовать и взаимодействовать.

Уметь действовать и взаимодействовать оказалось не так- то просто. В начале нашего сотрудничества было очень много обид, неудач, ошибок. У нас появилась необходимость ввести правила для всех участников общения. Эти правила или нормы работы в группе появились сами собой в результате разборки причин конфликтов. Правила общения:

  1. Слушай внимательно, не перебивай, дай высказаться;
  2. Не хочешь разговаривать, скажи об этом прямо и вежливо (извини, я не хочу говорить, у меня болит… нет настроения…, я обиделся на тебя…, я занят…)
  3. Говори спокойным, громким голосом, чтобы тебя было приятно слушать;
  4. Задай уточняющие вопросы, чтобы быть уверенным, что ты правильно понял (повтори, пожалуйста…или правильно я понял, что…?)
  5. Своё несогласие высказывай спокойно, вежливо объясни свое мнение (хочу тебя поправить, я думаю, что здесь лучше …, давай попробуем по-другому…)
  6. Уважай чужие ошибки, признавай свои ошибки, мы только учимся и ошибки есть даже у взрослых (извини, я ошибся…, я с тобой согласен, я был неправ…)
  7. Умей просить прощение (прости, пожалуйста, я нечаянно…)
  8. Когда даёшь оценку, сначала найди 3 положительные стороны (у тебя хорошо получилось..., ты справился с…, я научился у тебя…, а здесь я бы посоветовал...)
  9. В случае неудачи поддержи хорошим словом (не переживай, не расстраивайся, в следующий раз все обязательно получится)
  10. В случае несогласия решай вопрос словами, а не кулаками.
  11. Когда трудно, вежливо проси помощи и помоги сам, если другой просит об этом;
  12. Работу выполняй с душой, «закатав рукава».
  13. Твоя работа-это вклад в общий результат работы всей группы. Какова работа такова и награда.
  14. Помни: один в поле не воин. Вместе мы сделаем лучше, быстрее и больше.
  15. Обязательно поблагодари партнера за общение.

Правила вводились постепенно, по мере разрешения ситуаций, из опыта детей и собирались в виде памятки.

Учитель для детей является образцом партнерской коммуникации. Он повседневно показывает примеры уважения к собеседнику, корректного ведения дискуссии и поддержки партнера, которые и будут усваиваться детьми.

Чтобы поддержать развитие учебно-воспитательного процесса в заданном направлении: поддержать интерес детей к выполнению своих ролей в самоуправлении и закрепить положительные умения и навыки, в том числе и коммуникативные, важно разработать вместе с ними и ввести систему поощрения. В школе используются разнообразные виды поощрений. Поощрения в начальных классах определяются характером тех дел, которые выполняются учащимися, и особенностями младших школьников. Они, например, очень чутки к похвале учителя. Их большая эмоциональная возбудимость, образность мышления требуют большей наглядности в использовании поощрений, гласности. В нашем классном уголке кроме названия, девиза и песни висят все пять звёздочек, в лучиках которых наклеены фотографии детей. Как поощрение мы выбрали смайлики, которые клеили в лучики с фотографиями. Смайлики наклеивались в конце учебного дня, после анализа выполненных обязанностей за день по разработанным детьми критериям. В конце года отдельно поощрялись дети с большим количеством смайликов. Нужно помнить, что эффект поощрения и наказания основан на остроте переживаний, поэтому при поощрении я обязательно учитываю, что оно должно:

  1. Осуществляться регулярно.
  2. Сопровождаться пояснением: что конкретно достойно поощрения.
  3. Проявлять заинтересованность в успехах ученика.
  4. Давать ребенку сведения о значимости достигнутых результатов.
  5. Ориентировать ученика на умение организовывать работу с целью достижения хороших результатов.
  6. Сопровождаться сравнением прошлых и настоящих достижений ученика, отмечаться любой успех.
  7. Быть соразмерно усилиям, которые затратил ребенок.
  8. Связывать успехи со стараниями ребенка.
  9. Обращать внимание ребенка на то, что успех в работе зависит от его собственных усилий.

Обязательно нужно избегать объяснения успеха ученика его врожденными способностями или удачей, обращение внимание ребенка на то, что прогресс в учебе зависит от усилий учителя или родителя.

В данной статье обособленность коммуникативных УУД от других их видов условна. Понятно, что формирование одного отдельно взятого УУД невозможно.

В заключение отмечу, что острые проблемы школьного обучения: разброс успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудности произвольной регуляции учебной деятельности, низкий уровень общепознавательных и логических действий, трудности школьной адаптации, рост случаев девиантного поведения — это все результат отражения стихийности развития универсальных учебных действий. Поэтому планирование формирования необходимых универсальных учебных действий в начальной школе очевидно. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, в том числе коммуникативных, которые, в свою не последнюю очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Литература:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования — М.: Просвещение, 2015.
  3. Капустин Н. К. Педагогические технологии адаптивной школы. — М., Академия, 2001.
  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  5. Власова А. Утром — практика, вечером — теория // Российская газета. — 2006. — № 286. — С. 11.
  6. Купаевцев А. В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. — 2005. — С. 27–33.
  7. http://www.rpb.med.cap.ru/574223/574781/Page.aspx
  8. Азбука воспитания (сайт для родителей) Режим доступа:http://azbyka.ru/deti/zolotye-pravila-pooschreniya-i-nakazaniya.html
  9. База психологических знаний [Электронный ресурс] (источник Раншбург Йене, Поппер Петер — Секреты личности) Режим доступа: http://psyera.ru/2367/pooshchrenie-i-nakazanie-v-seme
  10. Гордин А. Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей / А. Ю. Гордин, М. — 1971. — С. 7.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle