Библиографическое описание:

Попова А. Н., Бренер О. А., Труфанова А. А., Мотырева А. Н. Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 32-35.



Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

В связи с этим в системе дошкольного образования в настоящее время приоритетными будут лишь те методы и формы, которые развивают у детей дошкольного возраста способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Пребывание ребенка в дошкольном образовательном учреждении должно способствовать саморазвитию и самореализации ребенка, развитию исследовательской активности и инициативы. [1, с. 2].

Дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении познавательных черт характера. Сформированные в этом возрасте психические качества личности оказываются устойчивыми и сохраняются в своих главных чертах (с учетом возрастных особенностей и новообразований) на долгие годы. Педагогический процесс должен строго соответствовать психологическим процессам дошкольника, то есть строиться на знании и грамотном использовании психологических закономерностей личности ребенка конкретного возрастного этапа.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, а задача педагогов в рамках детского образовательного учреждения удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Экспериментирование является самой доступной и интересной формой поисковой деятельности. В ходе эксперимента приобретенные знания базируется на живом интересе, любознательности и проводятся без заучивания, запоминания и повторения правил в увлекательной форме.

Экспериментальная деятельность в детском саду направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Специально организуемые педагогом, эксперименты, безопасны для ребенка и знакомят его с различными свойствами окружающих предметов и законов природы. Все игрушки, оборудование, материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды. Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание развивающей предметно-пространственной среды необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает.

В период от 1,5 до 3-х лет для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:

Большое значение для детей этого возраста имеют игры с водой: «Узнаем, какая вода»; «Изготовление цветных льдинок»; с воздухом: «Что в пакете?» «Игры с соломинкой»; «Игры с воздушным шариком и соломинкой»; «Ветер по морю гуляет». Игры со светом, цветом: «Что в коробке?»; «Волшебная кисточка», с теплотой: «Горячо — холодно»; «Чудесный мешочек»; игры с человеком: «Веселые человечки играют»; «Нарисуем свой портрет»; «Починим игрушку»; «Наши помощники»; игры с бумагой, ее качествами и ее свойствами; древесиной, ее качествами и свойствами; с тканью, глиной и их свойствами [3, с. 9].

На четвертом году жизни у дошкольников возникает наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы.

Начиная с этого периода очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их в результате экспериментальной деятельности. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Педагогу следует продумать методику проведения опыта, вместе с ребенком осуществляет необходимые действия. Дошкольники еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым. Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений.

В среднем возрасте у детей проявляется интерес к экспериментированию с водой, песком, глиной, магнитами, светом, звуком и т. д. Предметное наполнение центра экспериментирования должно включать в себя: лупы, большие и маленькие; ёмкости для воды; ёмкости с песком; камешки плавающие и тонущие; шарики воздушные; формочки с крышками; палочки разной длины; нитки, проволоки; металлические ёмкости; насосы. С детьми можно организовать наблюдения за живой природой, растениями, животными, как живыми организмами, рост, потребности, размножение, характерные особенности сезонов, проводить опыты в неживой природе, воде, игры с песком, глиной, камнями, игры со светом, цветом, с человеком.

В старшей группе проводятся длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Возросшие сложности экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности.

В данном возрасте дети проявляют большой интерес к наблюдениям за живой природой, растениями, животными, как живыми организмами, питание, дыхание, размножение, к строению, значению, функций, видоизменению частей растения, К характерным особенностям факторов внешней среды (экосистемы). В старшей группе добавляются игры с электричеством, игры со звуком, теплотой, игры с человеком, рукотворным миром, свойствами материалами.

На шестом году жизни, проведение экспериментов должно стать нормой, единственным успешным методом ознакомления дошкольников с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Если дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

В уголке для экспериментирования в подготовительной к школе группе должны быть наличие следующих материалов: стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники. Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.). Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал. Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды. Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли. Различные часы, безмен. Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта. Набор для опытов с магнитом. Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель). Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля. Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий). Более сложные схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов. Уголок природы «Мини-сад», «Розарий», «Чудесный сад». Должны быть растения: приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: бегония-рекс; алоэ; хлорофитум; каланхоэ; циперус.

Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки. Возможна организация Метеостанции, где будут расположены:

Картина сезона, модели года и суток. Календарь погоды. Календарь наблюдения за птицами. Календарь наблюдений за солнцестоянием. Дневник наблюдений на каждый день за растениями [2, с. 89].

Метод экспериментирования как средство развития познавательно-исследовательской деятельности позволяет достичь следующих результатов: рост познавательной и речевой активности; дети овладевают способами практического взаимодействия с окружающей средой; создание мотивации к обучению; благодаря подробному отчету о проведенном исследовании, дети составляют описательный рассказ; проводимая работа позволяет на более раннем этапе приступить к формированию следующих по трудности видов рассказывания: сравнительно-описательного, творческого рассказов; знания, полученные в результате экспериментирования, переходят в жизненный опыт детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Литература:

1. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2006.

2. Дыбина О. В. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. -М: Торговый Центр, 2005.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): детей дошкольного возраста, дошкольного образования, различных видах деятельности, личности детей дошкольного, развития детей дошкольного, экспериментальной деятельности дошкольников, деятельности детей дошкольного, дошкольного возраста способности, интеллектуальных качеств дошкольников, образовательного стандарта дошкольного, основного принципа дошкольного, методом ознакомления дошкольников, живыми организмами, качества дошкольного образования, поисковой деятельности, системе дошкольного образования, творческих способностей, средство развития, достоинство детского экспериментирования, наполнение центра экспериментирования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle