Библиографическое описание:

Иванова Н. М., Воронина А. И. Нетрадиционные формы проведения литературных праздников в детском саду [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 30-32.



Сегодня во всем мире наблюдается снижения интереса к чтению. В отечественной Национальной программе поддержки и развития чтения (2007–2020) отмечается, что «современная ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения, т. е. ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество…»; и далее «…главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению…, обеспечить рост престижности чтения как культурной ценности…» [6, с. 1].

Известно, что читательский опыт закладывается в детстве, поэтому важно развивать интерес к слушанию и чтению литературных произведений, начиная с раннего возраста. Одним из средств, стимулирующих интерес к художественной литературе, является литературный праздник. Но, как показывает практика, подобные праздники в дошкольной образовательной организации сегодня проводятся редко и в основном в традиционных формах, таких как литературные утренники; вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта; вечера сказок. Реже проводятся литературные викторины и литературные концерты, совсем редко — литературные гостиные. Вместе с тем, современные подходы к дошкольному образованию требуют, помимо прочего, использования в образовательном процессе инновационных нетрадиционных форм организации взаимодействия взрослых и детей, в т. ч. в плане проведения литературных праздников. Нетрадиционные формы совместной деятельности обеспечивают высокую творческую активность, прежде всего, самих воспитанников, что является важным стимулирующим фактором развития детского творческого потенциала и становления детской личности в целом. Нетрадиционные формы литературных праздников, надолго запоминаясь необычным проведением, способствуют тому, что дети стараются прочитать или послушать новые литературные произведения, чтобы затем снова принять активное участие в таких мероприятиях. Подобные праздники делают чтение (слушание) художественной литературы жизненной потребностью детей, создавая положительную эмоциональную атмосферу общения с книгой вместе с близкими им людьми: педагогами, сверстниками, родителями и другими членами семьи.

Анализ научно-методической литературы по проблеме и собственный практический опыт свидетельствуют о том, что педагогами детских садов практически не разрабатываются нетрадиционные формы проведения литературных праздников, поэтому, с нашей точки зрения, целесообразно обратиться к опыту работы детских библиотек, в которых сегодня разработано множество различных инновационных форм привлечения к чтению детей и подростков. Нами проанализирован подобный опыт некоторых детских библиотек и представлены характеристики нетрадиционных форм привлечения детей к чтению, которые, по нашему мнению, могут быть использованы педагогами детских садов как формы проведения литературных праздников.

Литературное лото может стать частью литературного досуга или большого литературного праздника. Вообще лото представляет собой азартную игру с использованием особых карт, на которых напечатаны ряды чисел. При проведении литературного лото с детьми старшего дошкольного возраста используются карты, на которых в клетках игрового поля изображены цифры (с 1 по 9), обозначающие номера литературных вопросов. На разрезных карточках изображены ответы к вопросам. Это могут быть герои литературных произведений, сюжетные картинки по содержанию произведения, изображение места действия и т. п. Ведущий называет номер вопроса, озвучивает вопрос, дети выбирают из разрезных картинок «ответ» и закрывают на игровом поле клетку с номером вопроса. Побеждает участник (или команда участников), первым закрывший все клетки игрового поля. Игровое поле и разрезные карточки при наличии мультимедийных средств могут быть перенесены на интерактивную доску, в этом случае команды по очереди будут заполнять карточки с игровыми полями, перетаскивая картинки «мышкой».

Литературная ярмарка — одна из нетрадиционных форм организации литературного праздника, включающая комплекс небольших, разноплановых литературных мероприятий, проходящих одновременно. В ходе ярмарки могут проводиться литературные викторины и конкурсы; встречи с интересными людьми (поэтами, сказочниками, журналистами); номера художественной самодеятельности (чтение стихов, драматизации отрывков сказок, кукольное представление, интерактивные спектакли), развлекательный программы с участием аниматоров, розыгрыши призов и др. Особенностью литературной ярмарки является отсутствие единой выраженной тематики, т. к. мероприятия, проходящие на ярмарке, достаточно разнообразны; при этом обязательным является литературное наполнение содержания каждого мероприятия. Литературная ярмарка требует достаточно большого литературного детского опыта и сложна в плане подготовки и проведения, поэтому такую форму литературного праздника, с нашей точки зрения, целесообразно использовать в работе с детьми подготовительной к школе группы.

Интересной нетрадиционной формой проведения литературного праздника является литературная игра-путешествие, представляющая собой мероприятие в игровой форме на литературную тематику. При подготовке литературной игры — путешествия необходима стилизация дороги или путешествия в целом с обязательными остановками — станциями, домиками, дорогами, тропинками, опушками, островами и др. Подобная стилизация должна соответствовать теме путешествия. При наличии мультимедийных средств стилизация осуществляется средствами слайд-презентации или прокладыванием маршрута на интерактивной доске. Тематика литературных игр-путешествий достаточно разнообразна: это может быть виртуальное путешествие в дом-музей писателя (А. Н. Островский, усадьба Щелыково Костромской области, сказка «Снегурочка»); к местам происходящего действия, описанного в литературных произведениях (Уральские горы, сказы П. Бажова), на родину писателя (сказки Г. Х. Андерсена, Дания), экологическая игра-путешествие по рассказам о природе, морским рассказам и т. п.; путешествие с героями литературных произведений и др.

С детьми старшего дошкольного возраста можно провести литературный аукцион — своего рода литературную игру, где копируются правила настоящих аукционов: выигрывает тот, чей правильный ответ на предложенный вопрос будет последним и самым полным. В «торги» вступают «знатоки» литературных произведений (дети и взрослые: педагоги и члены семей воспитанников). Самые начитанные получают возможность «купить» книгу. Для проведения игры необходимо заготовить книги для «продажи», а также вопросы и задания, на которые будет предложено ответить участникам аукциона. Аукцион может быть тематическим и универсальным, когда задания посвящаются книгам разного содержания. На аукцион могут быть выставлены и «вещи» литературных героев, выполненные руками участников аукциона. В программу аукциона целесообразно включить разнообразные развивающие игры.

Литературный аукцион может быть проведен и в другой форме. Каждая группа участников представляет содержание одной ранее прочитанной книги так, чтобы у присутствующих появилось желание её прочитать. Побеждает группа, набравшая наибольшее количество голосов участников. По окончании аукциона книга обязательно прочитывается в группе (группах) детского сада. В составе группы, участвующей в «аукционе», может быть семья воспитанника (или несколько семей), если праздник проводится в группе. В случае если планируется праздник для всех групп старшего дошкольного возраста, участниками литературного аукциона становится возрастная группа воспитанников, их родители и педагоги. Книги, которые должны быть прочитаны в семье или группе, заранее обговариваются. Целесообразно сделать подобный аукцион тематическим и разыгрывать сказки одного автора, сказки о животных (растениях, морских обитателях, труде людей, временах года и др.), сказки о гномах и маленьких человечках, веселые рассказы о детях, рассказы о животных, веселых приключениях, современные книги одного детского автора и т. п.

Одной из интересных нетрадиционных форм организации литературного праздника является флэшбук, в ходе которого проходит знакомство с интересными детскими книгами. Такое знакомство организуется с использованием отрывков, цитат, иллюстраций, конструктивных картинок, презентаций, драматизаций с помощью игрушек, личных переживаний и другой информации о книге.

Литературный информ-дайджестпредполагает подготовку кратких, ярких сообщений на литературные темы. Небольшая группа детей и взрослых готовит информацию о каком–либо одном заинтересовавшем их литературном событии. Это может быть интересный факт из жизни писателей, их творчества, написания книги; событие, касающееся мира литературы; краткое адаптированное для возраста изложение самых популярных детских книг и др.

Литературный калейдоскоп включает демонстрацию фрагментов интересных мероприятий на литературную тему, сценки из детских книг, театрализованные фрагменты. Эту форму проведения литературного праздника отличает быстрая смена лиц, событий, связанных с героями книг. Итоговое литературное занятие или литературный досуговый вечер в форме литературного калейдоскопа рекомендует проводить В. В. Гербова. В младшем дошкольном возрасте литературный калейдоскоп проводится, по мнению автора, с целью порадовать малышей, прочитав им любимые литературные произведения, помочь вспомнить некоторые из них. В ходе литературного калейдоскопа дети отгадывают, отрывки из каких знакомых им литературных произведений звучат; ищут ответы на проблемные вопросы; участвуют в мини-драматизациях, разыгрывают сценки по содержанию произведения; играют, собирают пазлы, рисуют, слушают музыку и др. В старшем дошкольном возрасте автор рекомендует включать в литературный калейдоскоп викторины; подготовленные заранее детьми из других групп или младшими школьниками драматизации небольших отрывков из 1–2- произведений; выступления поющих героев произведений; чтение взрослыми отрывков из любимых детьми произведений; конкурс на лучшего исполнителя роли гнома, домового и др. [1, с. 47–48].

Сегодня становится все более популярной нетрадиционная форма организации литературного праздника — сторисек. «Сторисек» в переводе с английского языка означает «мешок историй». Это настоящий полотняный мешок, внутри которого находится хорошая художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными материалами, используемыми для знакомства с содержанием книги. В качестве дополнительных материалов используются мягкие игрушки, реквизиты, научно — популярная книга по теме, аудиокассета или компакт-диск с записью текста книги, шпаргалки для родителей. В ходе знакомства с книгой проводятся различные развивающие игры. В России сторисеку аналогичен «волшебный рюкзачок».

Литературный праздник в детском саду может быть организован в форме книжного дефиле, включающего торжественный проход по подиуму участников в ярких, красивых костюмах литературных героев. В дефиле могут участвовать много детей — для каждого найдется герой литературного произведения. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы и отражают творчество конкретного писателя или конкретное литературное произведение.

При проведении литературных праздников в детском саду в нетрадиционной форме важно соблюдать определенные педагогические требования.

Литературный праздник — это не самоцель, а средство воспитания у детей дошкольного возраста интереса к литературным произведениям, которое должно создавать соответствующее настроение, направленное на формирование определенных ценностных установок. Подобный праздник не должен быть длительным по времени и перегружен различными видами детской деятельности. Необходимо предусмотреть участие большинства детей в литературном празднике, учитывая их возрастные возможности и индивидуальные особенности. Планируя такой праздник, важно ориентироваться не только на имеющийся у детей уровень литературного развития, но и на определенную перспективу детского развития. Литературный праздник должен быть эмоциональным, ярким, красочным, захватывающим, включать интерактивные, игровые и занимательные формы детской деятельности.

Литературные праздники, проводимые в детском саду в нетрадиционных формах, не ставят целью продемонстрировать определенные литературные знания и достижения детей дошкольного возраста. Напротив, своей неожиданностью и необычностью эти праздники должны способствовать развитию у детей интереса к художественной литературе, формировать у дошкольников желание как можно больше слушать литературных произведений, читать самостоятельно и делиться впечатлениями о прочитанном с окружающими.

Литература:

  1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 80 с.
  2. Есть идея! библиодайджест / Муницип. бюджет. учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г. Апатиты», центр. гор. б-ка; [сост.: Е. Гильмутдинова, И. Глинка]. — Апатиты: Центр. гор. б-ка, 2012. — 15 с. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.apatitylibr.ru/dl/metod_consult/have_idea.pdf
  3. Инновационные формы массовой работы с детьми: Дайджест для руководителей детским чтением МБУК «ЦБС» / сост. Л. М. Еламкова; отв. за выпуск В. А. Андриянова. — Бирюч. — 2012. — 35 с. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.librari-biruch.ru/attachments/article/131/met7.pdf
  4. ЛитРесбиблиотека. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lib-avt.ru/kollegam/kreativnye-formy-raboty-sovremennoy-biblioteki
  5. Массовая работа. Формы мероприятий. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cbs.muzkult.ru/img/upload/2492/documents/mass_meropriyatiya.pdf
  6. Национальная программа поддержки и развития чтения. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.library.ru/1/act/doc.php.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle