Библиографическое описание:

Фирсова Е. А. Проекты аксиологической направленности как средство формирования исследовательской культуры старшеклассников в научном обществе учащихся гуманитарного направления [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 11-14.



В настоящее время современное школьное образование ориентировано на социализацию школьника, на осознание и принятие им системы общечеловеческих ценностей. Особое место занимает исследовательская деятельность ученика в процессе которой формируется исследовательская культура.

Исследовательская культура — это личностное образование, характеризующееся познавательной мотивацией, отношением к исследовательской деятельности как ценности, определяющим ее личностный смысл, выражающееся в гносеологической грамотности и умении проектировать свою исследовательскую деятельность [7]. Исследовательская культура старшеклассников включает, прежде всего, знания о закономерностях и последовательности исследования, приемах исследовательской деятельности; владение исследовательской грамотностью, заключающуюся в осведомленности фактов, источников поиска информации; умении ее систематизации; наличие творческих интересов и исследовательских мотивов в процессе изучения проблемы.

Исследовательская культура учащихся как динамичное качество личности, характеризуется ценностным отношением к исследовательской деятельности, реализуется в деятельности каждого школьника, необходимой ему для самоопределения и самореализации в дальнейшем обучении; инициирует способность к творческому саморазвитию, определяет эффективность познавательной деятельности и перенесение знаний и умений исследования в любую область познавательной и практической деятельности.

Формированию исследовательской культуры школьников способствует научное общество учащихся, которое создает условия для присвоения ценностей культуры, формирования умений и опыта исследовательской деятельности, в процессе которой формируется мировоззрение старшеклассников [6]. Научное общество учащихся представляет возможность создания творческой, научной среды, в которой школьник может проявить и реализовать в достаточной мере свои исследовательские возможности. Основными задачами научного общества учащихся являются привлечение обучающихся к научной деятельности, включение старшеклассников в процесс самообразования и саморазвития, совершенствование умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки; организация исследовательской деятельности учащихся для совершенствования процесса обучения.

Научное общество учащихся гуманитарного направления как подсистема гуманитарного образования позволяет более результативно формировать отношение школьника к миру, способствуя его самоопределению, представляя собой мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры в целом. Поэтому научное общество учащихся гуманитарного направления рассматриваем как аксиологическую среду гуманитарного образования, в которой происходит становление личности школьника и присвоение общечеловеческих ценностей [5].

Аксиологическая среда гуманитарного образования — это, прежде всего, совокупность информационного мира свидетельств, источников, текстов культуры, являющихся исходным материалом гуманитарного познания, диалога, субъект-субъектных отношений — носителей ценностей [3]. В этой среде школьник учится самостоятельно формулировать вопросы, приобретает необходимые ему знания, умения, навыки мыслительного моделирования опыта, в том числе исследовательского.

Научное общество учащихся гуманитарного направления как аксиологическая среда гуманитарного образования позволяет школьнику раскрыть его собственную сущность, ценность и смысл жизни. Более того, гуманитарное познание «рассматривает человека в контексте его ответственности за свои действия перед другим человеком как самим собой, так и перед своей совестью» [5]. Аксиологическая среда научного общества учащихся гуманитарного направления выступает интегративным средством формирования исследовательской культуры, т. к. в ней создаются условия, способствующие активности личности по присвоению ценности исследовательской деятельности.

Средством включения школьников в процесс формирования исследовательской культуры в научном обществе учащихся гуманитарного направления выступают учебные исследовательские проекты аксиологической направленности, в ходе выполнения которых происходит присвоение школьниками гуманистических ценностей — Отечество, Мир, Традиции, Новации, Человек (Л. П. Разбегаева) [2].

Проект представляет собой форму организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности. Проект направлен на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного результата (доклада, презентации, стендовой презентации и т. д.).

В педагогической науке выделяют информационные, практико-ориентированные, социальные и исследовательские виды проектов [1, с.15–19; 8; 4, с.82–83,88]. Остановимся кратко на характеристике этих видов проектов.

Информационные проекты изначально направлены на сбор и обработку информации о каком-то объекте, явлении, анализе и обобщение фактов; получение конечного результата (статья, реферат, доклад, видеофильм), презентации (публикация, в том числе в сети и пр.).

Практико-ориентированные проекты отличаются обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников. Причем, этот результат обязательно ориентирован на решение социальных задач и их социальные интересы. Ценность такого проекта заключается в использовании результата работы на практике.

Социальные проекты представляют собой деятельность, в результате которой происходит конструктивное взаимодействие с окружающим миром и социумом, в котором формируются социальные навыки.

Исследовательские проекты представляют собой работу в определенной предметной области науки, т. е. организацию деятельности учащегося по овладению исследовательскими знаниями и умениями.

На практике мы имеем дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских, практико-ориентированных, информационных проектов.

В научном обществе учащихся гуманитарного направления выполняются исследовательские проекты, которые соответствуют логике гуманитарного исследования, где объектом познания выступает человек и его деятельность.

Такие проекты мы называем исследовательскими проектами аксиологической направленности, что обусловлено спецификой гуманитарного познания, соответствующего логике присвоения ценностей, т. е. ценностно-смысловому освоению бытия.

Данные проекты целесообразно рассматривать в качестве средства формирования исследовательской культуры старшеклассников в научном обществе учащихся гуманитарного направления.Темы исследовательских работ формируются с учетом особенностей гуманитарного познания и предпочтения обучающихся. Одним из наиболее востребованных направлений исследовательской деятельности старшеклассников становятся проблемы социально-гуманитарных дисциплин. В рамках данного направления исследуются проблемы толерантности и межнациональных отношений, проблемы законотворчества, защиты малообеспеченных слоев населения страны. Наиболее значимыми темами для школьников являются темы по истории Отечества, событиям Великой Отечественной войны. Кроме того, формирование исследовательской культуры старшеклассников осуществляется в ходе выполнения исследовательских проектов аксиологической направленности, основой которой выступает краеведческий материал. Он наиболее близок школьникам, т. к. этот материал зачастую связан с историей их семьи (во многих семьях хранятся семейные архивы). Эти темы способствуют присвоению ценности Отечества, воспитанию патриотизма и формированию отношения к исследовательской деятельности как ценности.

В то же время, в рамках исследовательских проектов аксиологической направленности происходит интеграция проектной и исследовательской деятельности. Проектная деятельность — это сотрудничество педагога и учащегося, направленное на совместную учебно-познавательную, деятельность учащегося. Она направлена на развитие творческих и исследовательских умений школьников, на достижение конечного результата его исследовательской деятельности. Проектная деятельность позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию школьников в исследовательской деятельности, выделять общую схему осуществления проекта: погружение в проект; организацию деятельности (определение этапов проектирования), осуществление процесса исследовательской деятельности и представление результата в виде презентации, стендового доклада, устной защиты и т. д.

Таким образом, в ходе выполнения исследовательских проектов аксиологической направленности, старшеклассники включаются в исследовательскую деятельность, логика которой адекватна гуманитарному познанию, направленному на получение знаний о человеке действующем как объекте познания. Специфика гуманитарного исследования определяется особенностями предмета изучения (человека) и задачами субъекта (исследователя).Исследовательские проекты аксиологической направленности наиболее актуальны для реализации в научном обществе учащихся гуманитарного направления. Они способствуют формированию исследовательской культуры старшеклассников, которая включает в себя знания о закономерностях и последовательности гуманитарного исследования, приемах исследовательской деятельности. В результате у школьников формируется исследовательская грамотность, исследовательские умения; обеспечивается их культурный, социальный и личностный рост, саморазвитие и самореализация. Старшеклассниками приобретается опыт исследовательской деятельности, которая становится для них ценностью и в целом способствует становлению ценностного сознания.

Литература:

  1. Дворецкий, С. И. Формирование проектной культуры [Текст]/С. И. Дворецкий, Е. И. Муратова, Н. П. Пучков// Высшее образование в России. -2003. — № 4.
  2. Разбегаева, Л. П. Гуманитарное образование как среда формирования ценностно-коммуникативной культуры личности: монография [Текст]/Л. П. Разбегаева, Т. В. Самоходкина. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. — 132 с.
  3. Разбегаева, Л. П. Аксиологическая среда и гуманитарное образование [Текст] /Л. П. Разбегаева// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 1 / 2005.С.3–7.
  4. Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Текст] /А. И. Савенков// Школьные технологии. — 2004, № 4.
  5. Фирсова, Е. А. НОУ гуманитарного профиля и исследовательская культура старшеклассников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 10–13.
  6. Фирсова, Е. А. Аксиологическая образовательная среда и исследовательскаякультура старшеклассников [Текст] /Е. А. Фирсова// Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 17–21.
  7. Фирсова, Е. А. Модель процесса формирования исследовательской культуры старшеклассников в условиях НОУ гуманитарного направления [Текст] /Е. А. Фирсова// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 6 (101) / 2015. С. 31–34.
  8. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб пособие для студ. пед. ин-тов [Текст] /Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle