Библиографическое описание:

Фирсова Е. А. Проекты аксиологической направленности как средство формирования исследовательской культуры старшеклассников в научном обществе учащихся гуманитарного направления [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 11-14.



В настоящее время современное школьное образование ориентировано на социализацию школьника, на осознание и принятие им системы общечеловеческих ценностей. Особое место занимает исследовательская деятельность ученика в процессе которой формируется исследовательская культура.

Исследовательская культура — это личностное образование, характеризующееся познавательной мотивацией, отношением к исследовательской деятельности как ценности, определяющим ее личностный смысл, выражающееся в гносеологической грамотности и умении проектировать свою исследовательскую деятельность [7]. Исследовательская культура старшеклассников включает, прежде всего, знания о закономерностях и последовательности исследования, приемах исследовательской деятельности; владение исследовательской грамотностью, заключающуюся в осведомленности фактов, источников поиска информации; умении ее систематизации; наличие творческих интересов и исследовательских мотивов в процессе изучения проблемы.

Исследовательская культура учащихся как динамичное качество личности, характеризуется ценностным отношением к исследовательской деятельности, реализуется в деятельности каждого школьника, необходимой ему для самоопределения и самореализации в дальнейшем обучении; инициирует способность к творческому саморазвитию, определяет эффективность познавательной деятельности и перенесение знаний и умений исследования в любую область познавательной и практической деятельности.

Формированию исследовательской культуры школьников способствует научное общество учащихся, которое создает условия для присвоения ценностей культуры, формирования умений и опыта исследовательской деятельности, в процессе которой формируется мировоззрение старшеклассников [6]. Научное общество учащихся представляет возможность создания творческой, научной среды, в которой школьник может проявить и реализовать в достаточной мере свои исследовательские возможности. Основными задачами научного общества учащихся являются привлечение обучающихся к научной деятельности, включение старшеклассников в процесс самообразования и саморазвития, совершенствование умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки; организация исследовательской деятельности учащихся для совершенствования процесса обучения.

Научное общество учащихся гуманитарного направления как подсистема гуманитарного образования позволяет более результативно формировать отношение школьника к миру, способствуя его самоопределению, представляя собой мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры в целом. Поэтому научное общество учащихся гуманитарного направления рассматриваем как аксиологическую среду гуманитарного образования, в которой происходит становление личности школьника и присвоение общечеловеческих ценностей [5].

Аксиологическая среда гуманитарного образования — это, прежде всего, совокупность информационного мира свидетельств, источников, текстов культуры, являющихся исходным материалом гуманитарного познания, диалога, субъект-субъектных отношений — носителей ценностей [3]. В этой среде школьник учится самостоятельно формулировать вопросы, приобретает необходимые ему знания, умения, навыки мыслительного моделирования опыта, в том числе исследовательского.

Научное общество учащихся гуманитарного направления как аксиологическая среда гуманитарного образования позволяет школьнику раскрыть его собственную сущность, ценность и смысл жизни. Более того, гуманитарное познание «рассматривает человека в контексте его ответственности за свои действия перед другим человеком как самим собой, так и перед своей совестью» [5]. Аксиологическая среда научного общества учащихся гуманитарного направления выступает интегративным средством формирования исследовательской культуры, т. к. в ней создаются условия, способствующие активности личности по присвоению ценности исследовательской деятельности.

Средством включения школьников в процесс формирования исследовательской культуры в научном обществе учащихся гуманитарного направления выступают учебные исследовательские проекты аксиологической направленности, в ходе выполнения которых происходит присвоение школьниками гуманистических ценностей — Отечество, Мир, Традиции, Новации, Человек (Л. П. Разбегаева) [2].

Проект представляет собой форму организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности. Проект направлен на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного результата (доклада, презентации, стендовой презентации и т. д.).

В педагогической науке выделяют информационные, практико-ориентированные, социальные и исследовательские виды проектов [1, с.15–19; 8; 4, с.82–83,88]. Остановимся кратко на характеристике этих видов проектов.

Информационные проекты изначально направлены на сбор и обработку информации о каком-то объекте, явлении, анализе и обобщение фактов; получение конечного результата (статья, реферат, доклад, видеофильм), презентации (публикация, в том числе в сети и пр.).

Практико-ориентированные проекты отличаются обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников. Причем, этот результат обязательно ориентирован на решение социальных задач и их социальные интересы. Ценность такого проекта заключается в использовании результата работы на практике.

Социальные проекты представляют собой деятельность, в результате которой происходит конструктивное взаимодействие с окружающим миром и социумом, в котором формируются социальные навыки.

Исследовательские проекты представляют собой работу в определенной предметной области науки, т. е. организацию деятельности учащегося по овладению исследовательскими знаниями и умениями.

На практике мы имеем дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских, практико-ориентированных, информационных проектов.

В научном обществе учащихся гуманитарного направления выполняются исследовательские проекты, которые соответствуют логике гуманитарного исследования, где объектом познания выступает человек и его деятельность.

Такие проекты мы называем исследовательскими проектами аксиологической направленности, что обусловлено спецификой гуманитарного познания, соответствующего логике присвоения ценностей, т. е. ценностно-смысловому освоению бытия.

Данные проекты целесообразно рассматривать в качестве средства формирования исследовательской культуры старшеклассников в научном обществе учащихся гуманитарного направления.Темы исследовательских работ формируются с учетом особенностей гуманитарного познания и предпочтения обучающихся. Одним из наиболее востребованных направлений исследовательской деятельности старшеклассников становятся проблемы социально-гуманитарных дисциплин. В рамках данного направления исследуются проблемы толерантности и межнациональных отношений, проблемы законотворчества, защиты малообеспеченных слоев населения страны. Наиболее значимыми темами для школьников являются темы по истории Отечества, событиям Великой Отечественной войны. Кроме того, формирование исследовательской культуры старшеклассников осуществляется в ходе выполнения исследовательских проектов аксиологической направленности, основой которой выступает краеведческий материал. Он наиболее близок школьникам, т. к. этот материал зачастую связан с историей их семьи (во многих семьях хранятся семейные архивы). Эти темы способствуют присвоению ценности Отечества, воспитанию патриотизма и формированию отношения к исследовательской деятельности как ценности.

В то же время, в рамках исследовательских проектов аксиологической направленности происходит интеграция проектной и исследовательской деятельности. Проектная деятельность — это сотрудничество педагога и учащегося, направленное на совместную учебно-познавательную, деятельность учащегося. Она направлена на развитие творческих и исследовательских умений школьников, на достижение конечного результата его исследовательской деятельности. Проектная деятельность позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию школьников в исследовательской деятельности, выделять общую схему осуществления проекта: погружение в проект; организацию деятельности (определение этапов проектирования), осуществление процесса исследовательской деятельности и представление результата в виде презентации, стендового доклада, устной защиты и т. д.

Таким образом, в ходе выполнения исследовательских проектов аксиологической направленности, старшеклассники включаются в исследовательскую деятельность, логика которой адекватна гуманитарному познанию, направленному на получение знаний о человеке действующем как объекте познания. Специфика гуманитарного исследования определяется особенностями предмета изучения (человека) и задачами субъекта (исследователя).Исследовательские проекты аксиологической направленности наиболее актуальны для реализации в научном обществе учащихся гуманитарного направления. Они способствуют формированию исследовательской культуры старшеклассников, которая включает в себя знания о закономерностях и последовательности гуманитарного исследования, приемах исследовательской деятельности. В результате у школьников формируется исследовательская грамотность, исследовательские умения; обеспечивается их культурный, социальный и личностный рост, саморазвитие и самореализация. Старшеклассниками приобретается опыт исследовательской деятельности, которая становится для них ценностью и в целом способствует становлению ценностного сознания.

Литература:

  1. Дворецкий, С. И. Формирование проектной культуры [Текст]/С. И. Дворецкий, Е. И. Муратова, Н. П. Пучков// Высшее образование в России. -2003. — № 4.
  2. Разбегаева, Л. П. Гуманитарное образование как среда формирования ценностно-коммуникативной культуры личности: монография [Текст]/Л. П. Разбегаева, Т. В. Самоходкина. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. — 132 с.
  3. Разбегаева, Л. П. Аксиологическая среда и гуманитарное образование [Текст] /Л. П. Разбегаева// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 1 / 2005.С.3–7.
  4. Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Текст] /А. И. Савенков// Школьные технологии. — 2004, № 4.
  5. Фирсова, Е. А. НОУ гуманитарного профиля и исследовательская культура старшеклассников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 10–13.
  6. Фирсова, Е. А. Аксиологическая образовательная среда и исследовательскаякультура старшеклассников [Текст] /Е. А. Фирсова// Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 17–21.
  7. Фирсова, Е. А. Модель процесса формирования исследовательской культуры старшеклассников в условиях НОУ гуманитарного направления [Текст] /Е. А. Фирсова// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 6 (101) / 2015. С. 31–34.
  8. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб пособие для студ. пед. ин-тов [Текст] /Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
Основные термины: исследовательской деятельности, учащихся гуманитарного направления, исследовательской культуры, исследовательской культуры старшеклассников, обществе учащихся гуманитарного, формирования исследовательской культуры, научном обществе учащихся, аксиологической направленности, общество учащихся гуманитарного, гуманитарного образования, гуманитарного познания, приемах исследовательской деятельности, гуманитарного исследования, Научное общество учащихся, среда гуманитарного образования, проектов аксиологической направленности, исследовательской деятельности старшеклассников, исследовательской деятельности учащихся, исследовательских проектов аксиологической, НОУ гуманитарного

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle