Библиографическое описание:

Виситова Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 15-18.

До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.

Обострение глобальных проблем, ухудшение экологической ситуации, возникновение все новых природных катаклизмов и расточительное и неуважительное отношение к природе конкретных людей требует повышенного внимания общества к экологическим проблемам. Решить эти проблемы можно только при условии повышения общей экологической культуры, формирования ценностного отношения к природе и экологического мировоззрения у всех людей.

Под экологической культурой общества понимаем систему социальных норм, ценностных ориентаций, отношений людей в области сохранения и гармоничного развития окружающей среды. Одним из элементов экологической культуры является экологическое отношение к миру природы — действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали [1,2].

Формирование экологической культуры людей нужно начинать как можно раньше, поэтому уже в начальной школе выстраивается система работы по формированию у детей экологически правильного отношения к природе.

Пути формирования экологической культуры общества адекватны путям достижения устойчивого развития. Для этого требуется: — система экологического образования и просвещения, формирующая экологические знания, экологические ценности и идеалы; — система экологического законодательства, экологизация всей правовой системы; — информационная система, обеспечивающая получение экологической информации всеми социальными группами населения; — система экологического менеджмента; — развитие высоких, биосферосовместимых технологий, использование вторичных ресурсов; — развитие гражданских экологических инициатив, общественных экологических организаций; — повышение статуса экологических проблем в общественном сознании, формирование действенной экологической политики государства;

Современное состояние экологической культуры характеризуется следующими показателями: — высоким уровнем обеспокоенности за состояние окружающей среды; — убеждением, что экологическая обстановка будет ухудшаться, и что необходимо принятие более жесткого экологического законодательства, более строгих мер по отношению к загрязнителям природы; — восприятием окружающей среды как непригодной для жизни, ожиданием ухудшения здоровья, сокращения продолжительности жизни из-за состояния окружающей среды; — низкими экологическими знаниями, низкой удовлетворенностью информацией в экологической сфере; — незначительным участием в общественных экологических организациях.

Одним из важнейших событий, демонстрирующих осознание обществом необходимости адаптации к современным условиям жизни, была конференция ООН по окружающей среде и развитию, в Рио-де-Жанейро, в 1992 году, на которой была принята «Повестка дня на XXI век» — программный документ, ориентирующий человечество на пути выхода из глобального экологического кризиса. Конференция признавала, развивая идеи Римского клуба и доклада «Наше общее будущее» комиссии ООН по окружающей среде и развитию, что цивилизационная модель развитых стран ведет за пределы возможностей природы компенсировать последствия современных противоречий между нею и обществом и угрожает вероятностью глобальной экологической катастрофы. Констатировалось, что через 20 лет после Стокгольмской конференции ООН (1972 г.) по окружающей человека среде — форума, выражавшего осознание экологической проблемы объединенным человечеством, состояние окружающей природной среды продолжало ухудшаться. Конференция в «Рио» пришла к выводу о необходимости перехода стран и человечества в целом на путь устойчивого развития. Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность разумного природопользования, предполагающая сознательное и бережное по отношению к окружающей природной среде осуществление хозяйственно-экономической деятельности. Она не сводится к воспитательным и просветительским мерам при всей их безусловной важности. Она носит интегрирующий, комплексный характер и затрагивает культуру производства и потребления, образ жизни людей и экологическое сознание, в том числе деятелей государства и бизнеса, а также международное сотрудничество. Значимость экологических проблем для общества, их экологическая культура находятся в прямой зависимости от уровня образования, доходов, здоровья и качества жизни. Вопросы экологической культуры также могут затрагиваться в рамках рассмотрения темы вмешательства науки в природу, о различных этических ограничениях и прогнозировании последствий применения новых научных разработок.

Таким образом, актуальность проблем экологической культуры возрастает. Это вызвано: — необходимостью повышения экологической культуры человека; — необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле; — необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека; — необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств; — низким уровнем восприятия обществом экологических проблем; — недостаточно развитой в обществе потребностью практического участия в природоохранной деятельности. Развитие у учащихся вкуса к творческому поиску, преодолению препятствий на пути к решению проблемы, целеустремлённости, самостоятельности возможно только при условии творческой деятельности самого преподавателя [2,3].

Проблема воспитания духовности, нравственности, ценностных ориентиров каждого человека находит отражение и в основополагающих государственных документах. На протяжении последних десяти лет прогрессирует процесс разрушения сложившихся в обществе экологических стереотипов, традиций, взглядов. Одновременно идет интенсивный поиск новых способов функционирования и развития экологического образования. Это выражается прежде всего в процессах гуманизации, демократизации педагогического процесса, в смене содержания обучения и воспитания. В социокультурном процессе, образовательных системах, деятельности педагогов появилась и актуализируется функция воспроизводства в личности, обществе ценностей новой экогуманитарной культуры, целостного мировоззрения, адекватно отражающего место человека в системе «природа — общество — человек». Краеведческий принцип образования должен способствовать формированию экологической культуры и «толерантному» отношению к окружающей среде, путем повышения внимания к различным экологическим проблемам [4,9].

Формирование экологической культуры, совершенствование экологического образования, экологического сознания и воспитания, в целом рассматриваются как важнейшие факторы, определяющие степень благосостояния нации и существования самого государства, формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом в силу того, что оно может и должно способствовать разрешению проблем, возникающих в процессе реализации основных тенденций мирового развития.

В задачи освоения экологической культурой, должно входить формирование экологического мировоззрения, пропаганда знаний о состоянии природной и культурной среды, принципы деятельности по предотвращению экологического кризиса; соблюдение законодательства в области природопользования; всемерное содействие объединенным усилиям по сохранению природного комплекса, а также оздоровлении окружающей среды; созданию систем охраняемых природных территорий, призванных сберечь разнообразие природных ландшафтов и генофонд растительного и животного мира на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Экологическая культура позволяет всем жителям Земли осознать важность поставленных задач и тем самым способствует объединению усилий людей для достижения цели сохранения благоприятных условий существования на Земле, для последующих поколений. Экологическую культуру следует понимать и как часть общей культуры, которая непосредственно рассматривает человека в его взаимодействии с природной средой, обеспечивая тем самым ценностное отношение к ней посредством духовно-нравственного аспекта. Сложившаяся ситуация в системе взаимоотношений природы и общества диктует необходимость всемерного развития экологического образования и, в первую очередь, образования среднего. Известно, что сам характер проблемы не дает возможности всестороннего её изучения в рамках одного предмета, в школьном образовании взят курс на межпредметное изучение широкого диапазона вопросов взаимодействия человеческого общества с окружающей его средой. При этом необходимо определить вклад каждой дисциплины в реализацию экологического образования. Образовать и очертить роль географии невозможно без анализа истории развития, как географической науки, так и тенденций развития экологического образования [2,5].

Основной задачей экологического образования является преодоление у школьников утилитарно-потребительского отношения к природе, формирование ответственного отношения к ней в непрерывной связи с идеологической, нравственной, художественной, правовой сферами общественного сознания. Эта общая задача состоит из конкретных образовательных и воспитательных задач:

1.         Общеобразовательные задачи включают в себя:систему знаний о единстве человека, общества и природы и способах оптимизации природопользования; систему идеологических, нравственных и эстетических экологических ценностных ориентаций; умение использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила отношения к природе в реальном поведении; умение использовать знания о способах охраны природы и бережного отношения к ней в общественно-полезном труде.

2.         Воспитательные задачи предусматривают формирование: потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов; установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы; убеждений в необходимости сбережения природы; потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.

Начальная школа — важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Начальная школа — это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа — это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, учителя начальных классов используют различные формы работы в этом направлении.

Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. в результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

Формирование экологической культуры школьников происходит в процессе воспитания. Выделяют три уровня формирования экологической культуры:

Первый уровень включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы (цветущий сад, краски осеннего неба, закат солнца…) В этом процессе огромную роль играет не только беседа педагога по ходу любования природой на экскурсии, но и произведения устного народного творчества, литературы, музыки, живописи, других видов искусства. Ближе и дороже становится ребятам родная природа, если прямо в лесу провести праздник, соревнование. Произведения искусства нельзя рассматривать только как иллюстрационный материал к картинам и «настроению» природы. Они в какой-то мере действительно служат иллюстрацией, но в основном призваны формировать экологическую культуру учащихся, которая включает в себя гуманное отношение к природе, и чувство ответственности за ее судьбу как наивысшую человеческую ценность.

Второй уровень предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе. Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное. Загородные прогулки, экскурсии, турпоходы должны стать для учащихся школой любви и активного отношения к природе. Изучение требует с систематической работы с учебником, где подробно разъясняет значение каждого показателя, последовательность действий по его определению, выполнение практических задач с использованием соответствующих показателей [6,7].

Сформированностью экологической культуры учащихся младшего школьного возраста на втором уровне являются следующие показатели: ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиции хорошо — плохо; с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности; эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества: рассказ, рисунок; старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте; проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям.

Третий уровень сформированности экологической культуры проявляется в том, что школьник осознает и отражает в деятельности принцип рачительного отношения к природе, её ресурсам, формирует умение решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды, укрепляет стремление сохранить красоту природы и приумножать природные богатства.

На этом уровне личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдения за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния; сознательным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действительной заботой о представителях растительного и животного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества [8,10].

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу — сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводится высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность учащихся, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на учащихся в младшем школьном возрасте, являются: семья; детские дошкольные учреждения; школа; внешкольные воспитательные учреждения; средства массовой информации; самовоспитание.

 

Литература:

 

1.         Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. — 1993. — № 9. — С. 16–17.

2.         Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы. В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы VII Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2015. С. 178–181.

3.         Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3(3).С.4–7.

4.         Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. -2014. -№ 4. С.156–159.

5.         Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География». Педагогика высшей школы. 2015. № 2 (2). С. 31–35.

6.         Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе. Школьная педагогика. 2015. № 2 (2). С. 22–25.

7.         Гакаев Р. А., Гайсумова Л. Д. Типы уроков географии и особенности их структуры. Школьная педагогика. 2015. № 2 (2). С. 19–22.

8.         Зверев И. Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе — М., 1974. — С.3–10.

9.         Рашидов М. У., Гакаев Р. А. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2007. № 3 (9). С. 146–149.

10.     Салеева Л. П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. — М., 1978. — 49с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle