Библиографическое описание:

Павленко И. Н. Пути повышения качества образования в 4-м классе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 84-87.

Единственный путь, ведущий к знанию, — деятельность.

Бернард Шоу

 

Понимание термина «качество образования» — одна из сложнейших и актуальных проблем российского образования.

Совершенно очевидно, что качеством образования в школе занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Еще Киплинг писал: “Образование — величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно.”

Обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению.

При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

-        образовательных результатов;

-        организации образовательного процесса;

-        квалификации педагогических работников.

Главным условием для повышения качества образования в 4 классе — итоговом классе начальной школы, я считаю раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе мысли и чувства. Если уроки станут такими, то результат будет достигнут.

В основе моих уроков — мотивационный принцип, при подготовке в первую очередь ищу ответы на вопрос: «как сегодня сохранить у учеников желание писать, читать и говорить на родном языке»

Структурно уроки отражают возможности четырёх видов деятельности: пишу, говорю, читаю, слушаю.

Когда ученику интересно на уроке, он сам стремиться к познанию нового, и учителю остается только правильно направлять и корректировать это путь.

В идеале — каждый ученик движется по своему образовательному маршруту.

В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования — освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.

К современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены:

-        развивающее обучение;

-        проблемное обучение;

-        разноуровневое обучение;

-        коллективная система обучения;

-        исследовательские методы обучения;

-        проектные методы обучения;

-        технологии модульного и модульно-блочного обучения;

-        обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

-        информационно-коммуникационные технологии;

-        здоровьесберегающие технологии.

В основе развивающего обучения лежит деятельностный способ обучения, т. е. личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности направляются и контролируются им самим. Применение методик развивающего характера позволяет ученикам не только продуктивно работать на уроках, но и нестандартно решать проблемные ситуации

Интерактивные технологии.

Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей. Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.

Обучение в сотрудничестве.

Коллективное совместное творчество превращает учеников класса в единомышленников, учит их совместному сосуществованию, создает на уроке атмосферу не конкуренции, а сотрудничества. Такая практическая деятельность является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка.

Работая по вариативным курсам традиционной системы, я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют повышению качества образования. Возрастающая учебная самостоятельность учащихся дают возможность в 4 классе опробовать несколько интересных способов работы, опирающихся на данные образовательные технологии.

1.                  Взаимопроверка (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте теоретический материал, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

2.                  Дискуссионные качели

Суть этой занимательной формы — в имитации раскачивающихся качелей: два партнера (ими становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга) поочередно раскачивают качели. После того, как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу, — «качели» начинают свое движение.

Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, педагог поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. Он останавливает «качели»: «долго качаться нельзя — голова закружится!» подводит итог дискуссии.

3.                  Час тихого чтения

«Час тихого чтения» возникает в противовес беспредельному увлечению школьников теле- и видеофильмами, вытесняющими из жизни школьника общение с книгой, освобождающими развивающуюся психику юного человека от усилий воображения, мышления и памяти.

В тот день, когда проводится час тихого чтения, дети и учитель приносят с собой в школу внепрограммную книгу, которую они «сейчас читают», им предоставляется общее для всех членов школьного коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый человек может спокойно почитать принесенную им книгу.

Этот момент предварительно подготавливается: вывешивается объявление, за 1–2 дня появляются листки-памятки, учитель напоминает детям о задуманном деле. В итоге очень редко отдельные школьники забывают захватить с собой в школу книгу. Но и этот редкий случай предусматривается: школьник выбирает книгу в классной библиотеке.

Воспитательный потенциал «часа тихого чтения» не исчерпывается до конца, если по окончании его не обнародуется список читаемых детьми и учителем книг. Этот список вывешивается к концу учебного дня: «Что сегодня мы читаем»

4.                  Игра «Разброс мнений». Получив карточку с написанной в ней фразой, необходимо порассуждать на предложенную тему.

Карточки.

— Как ты понимаешь: «Что такое качество знаний?»

— Какие действия должен предпринять лично ты сам, чтобы твоё качество знаний, твои отметки стали лучше?

—И здесь учителю не надо давать оценки правильно/неправильно. Важнее запустить рефлексивные процессы, создать ситуацию оборачивания на самих себя.

5. Игра «Водоворот» продолжает предыдущую игру. Дети меняются своими работами. Если согласны с мнением своих одноклассников, то рядом с высказыванием ставят — «+», если не согласны — «-», а если что-то непонятно, то «?»

6. «Словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Сверху подписывают: «Составлял…». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял…». Заранее договариваются, сколько должно быть слов или словосочетаний.

7. «Графический диктант для соседа»

Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 3–4 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.

— работаем в паре. (взаимообмен и проверка)

8. «Определи пару» (работаем всей группой) Столбиком пишу слова с разными орфограммами, например: муравьи, сильный, стрижи, арбуз.

Затем читаю слово, а учащиеся, подумав, записывают его напротив слова на такое же орфографическое правило, обосновывая свой ответ, объясняя написание и делая при этом необходимые условные обозначения (выделение орфограммы обязательно). Например слова: чижи, косьба, коньки, сова. Некоторые слова требуют записи напротив нескольких слов, данных в столбике на доске.

9.                  «С мира по нитке» этот метод хорош на любом предмете, так как позволяет собрать разнообразную информацию по теме урока, проанализировать и обобщить её, актуализирует и расширяет личный опыт учащихся. Заранее сообщается тема урока. Дети ищут материал по теме. Игра проводится в форме круглого стола.

10.              «Карточка — зачёт для соседа» После изучения какой-либо большой темы, раздела каждый ученик составляет «карточку-зачет для соседа». Заранее обговариваем, сколько должно быть заданий и какие, например: один теоретический вопрос (устно) и два практических вопроса (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит отметку прямо на карточке, остальные задания выполняются письменно.

11.              «Круглый стол» — письменная работа.

Это коллективный метод обучения высказывания своего мнения, отношение по предложенной идее путем передачи по кругу общего места.

Подхваченная идея получает свое дальнейшее развитие при индивидуальном участии каждого учащегося.

12.              «Мозговой штурм» — это групповое генерирование идей по какой-либо проблеме. Это один из наиболее важных методов в репертуаре техник личностного роста. Результативное использование «мозгового штурма» при соблюдении его принципа это путь к развитию творческого нестандартного мышления.

Принцип «мозгового штурма» прост:

Учитель ставит задачу и просит всех участников обсуждения высказывать свои мысли по поводу решения этой задачи.

«Мозговой штурм» можно считать удавшимся, если высказанные во время первого этапа пять или шесть идей послужат впоследствии базой для решений проблемы.

Ученики должны полностью осознать поставленную задачу. На первом уроке ограничиваюсь теми умениями, которыми ученики уже владеют.

Например:

-        усвоение правописания,

-        работа со словарем,

13.              Система Жана-Поля Мартана «Учение через обучение».

Обучение в небольших группах, где дети обучают друг друга.

Четвероклассники способны в коллективно-распределительной работе планировать уроки и подбирать задания к каждой части плана. Это касается уроков решения учебных задач. Планирую предлагать детям готовить и проводить фрагменты уроков самостоятельно в соответствии с составленным ими планом. Передача детям учительской функции планирования и проведения урока или одного из его этапов осуществляется постепенно

Подготовительной работой к такой форме организации учебной деятельности считаю необходимым научить детей составлять план урока и подбирать задания к каждому пункту плана. Вопросы типа: «Зачем я подобрала такое задание? Что полезного в нём?» помогают детям осознать критерии подбора заданий к каждому пункту плана.

Впоследствии, когда учащиеся сами начинают придумывать задания, они задают подобные вопросы одноклассникам: «С какой целью ты придумал это задание? Что ты хотел проверить им? В процессе такой работы и складываются критерии подбора заданий.

Составляю карту мониторинга для отслеживания обученности, личных достижений, личного роста каждого ученика и класса в целом; провожу коррекцию знаний по результатам.

Итог

Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. Чем больше мы воспитываем успешных учеников, тем больше понимаем, что работаем качественно.

 

Литература:

 

1.         Поташник М. М. «Требования к современному уроку». Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008.

2.         Дусавицкий А. К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению. Книга для учителя. 3-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3.         Интернет-ресурсы:

4.         http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00226088_0.html

5.         http://blagaslovenka-school.ru/petrova/metodicheskie-materialy/variativnost-sovremennykh-pedagogicheskikh-tekhnologiy-v-nachaln

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle