Библиографическое описание:

Удалова Н. Н. Рекомендации по организации и проведению сетевого проекта [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 34-36.

Метод проектов, в последнее время широко используемый в педагогической практике, основан на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. Применение этого метода позволяет направить деятельность школьников на решение конкретной учебной или воспитательной проблемы. Занимаясь проектной деятельностью, учащиеся учатся: размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; работать в команде, выполняя разные социальные роли. Данная работа описывает создание сетевого проекта для школьников, что может быть полезно не только учителю, начинающему использовать проектную деятельность в условиях реализации ФГОС, но и учителю, имеющему опыт в организации проектной деятельности и желающему перейти на новый уровень работы — проведение сетевого проекта с привлечением учащихся других регионов или стран.

С 2010 по 2014 год я являлась участником регионального эксперимента «Сопровождение профессиональной деятельности педагогов в условиях сетевого взаимодействия». В рамках эксперимента были проведены следующие сетевые проекты:

1.      Всероссийский проект «Дистанционный математический КВН- 2010»

2.      Всероссийский проект «Приключения Снегурочки и юных математиков» 2011

3.      Международный конкурс «Никто не забыт, ничто не забыто», 2013

4.      Международный конкурс «Учёные-математики на защите Отечества», 2014

5.      Международный проект «Приключения Кузи и его друзей», 2014

Как организовать проект? В качестве примера возьму организацию проекта «Приключения Кузи и его друзей» для учащихся 4–7 классов: http://proekt-fgos.ucoz.ru/.

I. Выбор предметно-содержательной области: моно проект (в рамках одной области знания) или межпредметный проект

Внеурочный проект получатся более ярким, запоминающимся, если он — межпредметный. Перед началом проекта было решено организаторами проекта объединить математику, экологию и информатику (без информатики сетевой проект невозможен).

II. Определение целей и задач проекта

Перед созданием проекта необходимо чётко сформулировать цели и задачи. Организаторы должны понимать, что они хотят получить в результате проектной деятельности.

III. Этапы проекта

Каждый этап должен быть ярким, запоминающимся, не похожим на предыдущий. Участница проекта Наталия Шершакова пишет: «Здравствуйте! Проект понравился, жили больше месяца в постоянной деятельности. Ждали задания каждый четверг (ночью), чтобы с утра начать обсуждение и приступить к их выполнению. Очень трудно работать сразу с 4 командами, давать им всем хоть чем-то разные идеи. Слава богу, что наши дети стали продвинутыми в ИКТ-технологиях и учились работать во всех сервисах самостоятельно! Спасибо вам огромное за приглашение к участию».

Черновые этапы (наброски структуры проекта):

1.                  Регистрация и знакомство. Как осуществить знакомство? Хотелось немного оригинальности, поэтому на помощь пришёл сервис Dermandar (данный сервис уже использовался при проведении конкурса «Никто не забыт, ничто не забыто») — создание 3d панорамы. Участники должны были познакомить друг друга со своим родным краем. Для этого необходимо было создать панораму любого уголка населённого пункта и отметить местоположение панорамы на карте.

2.                  Знакомство участников с правилами общения в интернете. Без сетевого этикета невозможно проведение проекта.

3.                  Так как проект должен был завершиться под Новый год, то решено было, что участники создадут новогодние игрушки, которыми будет украшена ёлка. Это додекаэдры, икосаэдры и др. Так как создание красивой фигурки длительный процесс, то решили растянуть данный этап на весь проект. Хочется отметить, что участники создают игрушки увлечённо, творческий процесс приносит им радость, но в то же время они знакомятся с геометрическими фигурами.

4.                  Осуществить измерение уровня загрязнения воздуха, почвы и воды, чтобы каждый участник задумался над проблемами экологии в родном крае.

Описание: C:\Users\наталья\Desktop\Без имени-6.png

 

5.         Японский кроссворд. Хотелось привлечь учащихся к японским головоломкам, которые развивают логику и внимание. Кроссворды должны быть разноуровневые, чтобы каждый участник мог справиться с заданием, не разочароваться и получить баллы за этап.

6.         Необходимо привлечь участников проекта к проблеме сохранения природных богатств, используя данные из интернета и собственные подсчёты.

7.         Подведение итогов проекта в форме 3d сказки (увлекательно и не отнимает много времени).

8.         Награждение.

Каждый этап должен завершаться рефлексией.

Этапы определены (черновые наброски), но им необходимо придумать название, как и самому проекту. Сохранение порядка в доме под названием «планета Земля» и на ум приходит домовой, который должен наводить порядок в доме. А кто самый известный домовой? Конечно Кузя! Так и родилось название проекта «Приключения Кузи и его друзей». Этапы проекта — это название глав из книги про домовёнка или выдержки из книги: «Под веником кто-то был…», «Воробьиный язык», «Дом для хорошего настроения», «На гиблом болоте», «Головоломка от Бабы Яги», «Вот беда, беда, огорчение», «Советы от Кузи и его друзей».

Дальше продумываем задания и продукт деятельности на каждом этапе (панорама, буклет, кроссворд, фотоотчёт, фигура, сказка и т. д.) Но при этом не забываем, что задания должны быть по силам каждому участнику.

IV. Участники.

Можно использовать индивидуальную или групповую форму проектной деятельности. Выбрали групповую форму проекта (в путешествие веселее отправиться командой, групповая форма способствует сплочению коллектива). Для себя отметили, что участников не должно быть ни мало (не интересно для самих же участников), ни слишком много (тяжело будет работать с такой командой). Оптимальный вариант для команд — это 3–6 человек. Руководителей: 1–2, чтобы учителя могли посоветоваться, подстраховать друг друга.

Возраст. 4–7 классы. Почему? За маленьких практически всегда всё делают родители, а уже с 8 класса интерес к проектам пропадает, дети участвуют под давлением учителя неохотно и выполняют работу «тяп-ляп».

Каждый проект отнимает колоссальное количество сил и времени у организаторов, членов жюри и самих участников. Поэтому, если вы организовываете проект, то не скупитесь на призовые места, если участники добросовестно проходят все этапы и качественно выполняют задания. Пусть будет не три призовых места, а больше. Поэтому лучше всего разбить участников на возрастные группы: 4–5 классы и 6–7 классы. Да, так и честнее будет, трудно соревноваться друг с другом 9-му и 14-летнему участнику.

V. Платформа для проведения

Проект сетевой, поэтому необходимо выбрать платформу для проведения.

Советую google.com или ucoz.ru. Используя данные хостинги можно создать сайт, на котором вы сможете организовать и провести сетевой проект. У ucoz.ru больше возможностей, но есть существенный недостаток — реклама (снятие верхней рекламы стоит около 3-х долларов в месяц). Можно использовать любой другой хостинг, который позволит оставлять комментарии в конце каждой страницы — это необходимо для проведения рефлексии в конце каждого этапа. Если вы используете в проекте сказочного персонажа (например, Домовёнка Кузю), то пусть он участвует в разговорах, отвечает на комментарии детей. Для этого необходимо отдельно зарегистрировать сказочного персонажа на сайте проекта.

Создаём сайт, на котором размещаем: общую информацию о проекте, о сроках проведения. Информация по каждому этапу появляется постепенно, сроки должны быть указаны в положении конкурса.

VI. Организатор проекта

Вы должны продумать, от какой организации будут выписаны дипломы, грамоты, благодарственные письма и сертификаты участникам. Можно договориться с комитетом образования, педагогической организацией или администрацией образовательного учреждения.

VI. Обратная связь

На сайте проекта необходимо создать страничку (в проекте она называется «Почемучка»), где вам могут задать вопрос о проекте, о возникших трудностях, ваша же задача оперативно ответить и решить проблему. Оставьте свой электронный адрес для связи — не каждый готов задать вопрос открыто.

Для вашего удобства следует создать отдельную почту для своего проекта. Если организаторов больше одного человека (одному человеку осуществить всё очень тяжело, хорошо, когда есть команда, где каждый знает свои обязанности), то каждый из них, имея доступ к почте, может решить оперативно проблемы по мере их поступления.

VII. Регистрация

Регистрация сама по себе не начнётся. Необходимо разослать пригласительные письма по школам родного города с положением о проекте. Дать рекламу на страницах педагогических порталов, на которых вы зарегистрированы. Оставить приглашения на сайтах школ. Процесс утомительный и долгий (от двух недель до месяца).

VIII. Оценивание работ

Оценку работ необходимо продумать тщательно. Каждый участник должен быть ознакомлен перед началом каждого этапа с его критериями! Членам жюри высылаются бланки для оценивания (старайтесь, чтобы члены жюри были из разных образовательных учреждений) и сразу оговариваются сроки сдачи оценочных листов. Публикация результатов осуществляется после каждого этапа.

Сетевой проект способствует развитию интереса к учёбе, умению работать в группе, ведёт к увеличению показателей качества знаний.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle