Библиографическое описание:

Габышев А. Н., Зедгенизова-Сокорутова Г. Н. Совершенствование знаний и умений учащихся при применении ЭОР на уроках [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 68-71.

Новый ФГОС «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: осознанно выполняющий правила здорового образа жизни…». В Стандарте говорится о необходимости «формирования представлений о рациональной защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды».

В настоящее время в современной школе происходит целый ряд преобразований, которые нацелены на обеспечение образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. В связи с чем, поднимается вопрос о применении электронных образовательных ресурсов в средней школе. Современное школьное биологическое образование имеет ряд противоречий, определяющих особенности применения ЭОР.

В первую очередь, это высокая академичность учебников, преобладание в них фактического материала с низкой степенью обобщения, репродуктивный характер обучения биологии, и с другой стороны — необходимость формирования биологической, гигиенической культуры на основе идей развития информационных, интеллектуальных, коммуникативных навыков учащихся, формирование ключевых компетенций, необходимых для успешной их адаптации к жизни в новых условиях.

«Электронный образовательный ресурс» (ЭОР) — этот термин в настоящее время слышал каждый преподаватель. Это то, что от него требует как начальство, так и современная концепция развития образования. Обычно под электронным образовательным ресурсом понимают образовательную информацию, облеченную в электронную форму, воспроизводимую, используемую с привлечением электронных устройств.

Для эффективного использования электронных образовательных ресурсов выявляют возможности и характеристики этих видов ресурсов. Существует множество разновидностей ЭОР, которые выделяются по определенным признакам. В зависимости от вида ЭОР его используют в рамках тех или иных учебных занятий, различают подходы к определению приоритетов их использования.

В ЭОР включают разнообразные познавательные задания, связанные с предлагаемым экранным материалом. Содержание ЭОР включает научно достоверную информацию, т. е. полностью соответствуют материалу учебника. Содержание, глубина и объем научной информации соответствует познавательным возможностям и уровню работоспособности школьников, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.

Учебный материал доступен для экранизации и передачи информации с помощью комментариев учителя. При отборе материала для зрительного ряда преимущество следует отдавать крупным и средним планам, по возможности избегая дальних планов и мелких деталей.

Информация преподносится в живой эмоциональной форме. Однако, недопустимы кадры, вставки, эпизоды, не связанные с учебной темой, даже в том случае, если они интересны сами по себе.

Отбор содержания учебного материала обеспечивает комплементарность диска с учебником, входящим в состав УМК и являющимся системообразующим в нем. [1]

В максимальной мере используются возможности современной компьютерной техники для организации интерактивной работы с обучающим пособием. Это учитывается не только при разработке контрольных заданий, но и при подготовке сообщаемой учебной информации.

Урок с применением ЭОР во многом отличается от стандартного урока.

К примеру, подача новой информации теряет свою актуальность в той форме, в какой она проводится на традиционном уроке. Получение учащимся новой информации происходит в основном в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении учащимися содержания ЭОР, работе с информационными ресурсами: Интернетом, словарями, энциклопедиями и т. д.

С использование ЭОР также можно проводить уроки-лабораторные работы, уроки по решению задач, уроки-практикумы, уроки-дискуссии на основе проблемных ситуаций, уроки-семинары, дискуссии и пр. Появляется реальная возможность организации полноценного семинара, учитывающего помимо подготовки учащегося на основании изучения различных информационных источников еще и устный доклад с иллюстрациями и презентациями, и развернутую дискуссию по проблеме.

Работа учителя в данном случае заключается в том, чтобы определить тему урока; сформулировать для учащихся цель; определить учебный материал, на основе которого будет проходить урок и рекомендовать дополнительные источники информации; координировать работу учащихся (в процессе подготовки и проведения урока). [2]

Требования, предъявляемые к разработке плана-конспекта урока с использованием ЭОР:

-          четко обозначить тему и цели урока;

-          доступно изложить материал урока, по возможности используя электронные образовательные ресурсы. В план-конспекте урока можно включать графические изображения (экранные копии) и ссылки на сетевые ресурсы. Если ресурсов федеральных коллекций недостаточно, то можно ссылаться на другие известные ресурсы или собственные разработки;

-          по возможности создать условия для самостоятельной работы учащихся, для формирования у них навыков исследовательской деятельности; акцентировать внимание на развитии операциональных личностных ресурсов и соответствующих им метапредметных образовательных результатов;

-          указать ссылки на дополнительные источники информации по рассматриваемому вопросу (сайты, CD, учебные пособия). Желательно наличие ссылок на занимательные материалы по изучаемому вопросу;

-          предусмотреть домашнее задание, в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов;

-          фиксировать методические рекомендации, возникающие в ходе урока.

Формы работы с ЭОР включают традиционные методы обучения и гармонично дополняют и сочетаются с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет возможности перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

Учебная работа включает аудиторные занятия с учителем и самостоятельные домашние задания.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия — виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр.

Также учащийся сможет самостоятельно провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков без участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы — все уже заложено в ЭОР. [3]

Что касается исследовательской работы — ЭОР позволяют не только изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме.

Мультимедиа — комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды. Мультимедиа — это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь. [4]

В целостном процессе обучения использование учителем качественных электронных образовательных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения. Таким образом, урок, основанный на применении электронных образовательных ресурсов, позволит проанализировать методы деятельности учителя и ученика на всех этапах урока, на которых они используются.

Любое обучение — с использованием ИКТ, электронных ресурсов и без использования оных, можно оценить, используя уже наработанные методики. Любое обучение направлено на достижение какого-то определенного результата, пользы, эффекта. Чтобы оценить этот результат, измерить эффективность, нужно обязательно четко понимать, что такое эффективность обучения и что такое оценка этой эффективности.

Эффективность — это связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. А в оценке эффективности стоит выделить два основных аспекта:

-          оценку процесса обучения;

-          оценку конечного результата этого же обучения.

Оценку процесса обучения можно произвести, протестировав учащихся.

Оценку конечного результата произвести намного сложнее. На сегодняшний день можно выделить несколько оценочных методик, как отечественных, так и зарубежных ученых. К примеру, одной из популярных из них на сегодняшний день является модель Киркпатрика. Главная особенность заключается в многоуровневости по усложнению методов оценки.

Первый уровень — реакция участников, проводится оценка реакции обучающихся на процесс самого обучения. Проверяется сразу после обучения (как правило, в форме анкетирования обучаемых) и осуществляется в форме обратной связи между обучаемыми и педагогом. Определяется, приносит ли удовольствие сам учебный процесс или обучаемые испытывают дискомфорт. Выясняется и определяется практическая польза от обучения. Оценивается качество подачи материала и сама организация учебного процесса.

Второй уровень — уровень знаний, проводится измерение усвоения учебного материала. Проверяется путем тестирования до, во время и после обучения при помощи ролевых игр, тестов и пр. Метод по своему специфичен тем, что контролируются не только теоретические знания, но и показатели активности участников, их способность к усвоению преподаваемого материала, а также компетентность самого педагога.

Третий уровень — применение знаний, проводится анализ поведенческих изменений. Это довольно сложный момент, так как школьники не сразу будут использовать свои знания, применительно к жизненным ситуациям, но возможны способы моделирования таковых, именно с целью проверки эффективности обучения. Главной целью моделирования является определение того, как обучаемые используют на практике новые навыки и знания. [5]

Уроки с применением мультимедийной продукции не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным, развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала. Важное достоинство ЭОР состоит в том, что они обеспечивают личностно-ориентированное обучение. Учителя могут разрабатывать собственные авторские учебные курсы и индивидуальные образовательные программы для школьников. Использование ЭОР в учебно-воспитательном процессе позволяет повысить эффективность преподавания. [6]

Традиционные методы научного познания окружающего мира не всегда интересны детям. Современные школьники все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Поэтому в образовательной деятельности учащихся на передний план выходят информационные технологии, которые, используя любопытство ребенка, его потребность в общении и игре, дают возможность заложить стремление к обучению.

При проведении электронных уроков большой интерес у обучающихся вызывает работа с интерактивными тренажерами, которая достаточно эффективна как на этапе закрепления, так и при проверке понимания изученного материала. Тренажеры позволяют организовать многократное повторение и способствуют более прочному запоминанию основных понятий и закономерностей учебной дисциплины.

В настоящее время одним из действенных методов интеллектуального обучения является использование медиа-средств на уроках. Одним из наиболее популярныхЭОР является электронный учебник. [7]

Использование электронных учебников на уроках необходимо, так как они играют ключевую роль в формировании учебных навыков через мотивацию, устойчивую концентрацию и развитие навыков мышления. Информационные коммуникационные технологии улучшают образовательный процесс, делают его более интересным, результативным. Тем самым повышают эффективность урока.

Хочется отметить, что большой интерес у учеников вызывает работа с интерактивными рисунками. Кроме того, это повышает мотивацию к изучаемому предмету, т. к. заложенные возможности позволяют рассматривать рисунки не только в тестовом режиме, но и в обучающем варианте и в режиме подсказки.

Как при объяснении нового материала, так и при опросе удобно использовать интерактивные схемы, которые состоят из последовательно появляющихся блоков, которые логически связаны между собой. При опросе ученики могут прокомментировать схему, привести примеры.

Большие возможности проверки и закрепления знаний дает работа с видеофрагментами и анимацией. Демонстрируя на большом экране видеофрагмент или анимацию, учитель может остановить демонстрацию на любом кадре и попросить ученика прокомментировать его или раскрыть содержание терминов, используемых в комментарии. Также можно при проведении демонстрации отключить звук и предложить учащимся самостоятельно озвучить фильм. Особенно важно использовать такой вариант работы при изучении сложных процессов, происходящих в клетке, таких, как митоз, мейоз, транскрипция, трансляция, где каждый момент можно просмотреть несколько раз и отметить особенности того или иного этапа. [8]

В заключение отметим, что применение ЭОР позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает теоретические знания по теме урока, обеспечивает расширяющую и углубляющую задачу, поскольку приучает работать в группе, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование ЭОР в процессе обучения, как показывает практика, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий и усовершенствовать практические умения применять их в реальной жизни на компетентностном уровне.

 

Литература:

 

1.      Булгагова, Е. Т. Использование информационных технологий в учебном процессе [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://science.ncstu.ru/articles/hs/1/07.pdf/file_download

2.      Гура, В. В. Уровни педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов для открытого образования / В. В. Гура; — Таганрог, 2001.-154 с.

3.      Заседание Совета по развитию информационного общества в России 8 июля 2010 года [Электронный ресурс]// Портал экспертно-консультативной группы Совета при президенте РФ по развитию информационного общества РФ.- Режим доступа: http://www.infosovet.ru/hotnews/245–2010–07–08

4.      О Федеральной целевой программе развития образования на 2006–2010 годы // Постановление правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803.

5.      Кларин М. В. Педагогические технологии в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1989. — 402 с.

6.      Мухина С. А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. М.: Феникс, 2004. — 384 с.

7.      Электронные образовательные ресурсы [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r7073/

8.      Кузнецова М. В. Конспект лекций «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. Математика». Академия АйТи. 2012 г. — 93 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle