Библиографическое описание:

Бирюкова Г. А., Щедрина О. Д. Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 42-43.

Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке.

В. А. Сухомлинский

 

В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха, эпоха духовно-нравственного ориентирования в политике государства, эпоха формирования нового человека. Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но и прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконно русской ментальности.

Особенностью развития российской системы образования в настоящее время является ее модернизация, которая вызвана большими изменениями в духовной социально-политической и экономической сферах жизни общества. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все сферы деятельности Россиян глубоко связаны с ним, поэтому православная культура — одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания.

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоит задача создания наиболее эффективных условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс.

По словам А. В. Запорожца «Те высокие, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».

Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Создание условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения — одна из приоритетных задач в деятельности правительства и Президента Российской Федерации. В 2007 и 2008гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояние и качество внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному и духовному развитию.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях.

Как бы не говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи на развитие ребенка составляет — 40 %; средства массовой информации — 30 %; школы — 20 %; улицы — 10 %). Хотя конечно, здесь необходимо учитывать два существенных обстоятельства:

1)      возможности семьи объективно ограничены;

2)      современная семья в силу ряда причин зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного влияния на ребенка.

Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся базовой культуры личности. Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции. Нравственная же составляющая направлена на содействие и развитие чувств, отношения и поведения отражающих мировоззренческую (смысложизненную) позицию в социальной деятельности ребенка, во взаимоотношениях с другими людьми и Божиим миром.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие — в первую очередь духовная культура семьи. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения, а ребенок подражает и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение способствуют формированию у ребенка таких качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые хотят ему передать.

Современные образовательные учреждения вынуждены брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги — люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказываются определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Нужно только постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов. Так как педагоги берут на себя инициирование процессов духовно-нравственного воспитания детей, ответственность эту они могут возложить на себя при условии постоянного собственного образования в сфере духовной культуры и духовно-нравственного воспитания, собственного духовного укоренения в церковной традиции и непрекращающегося труда над своей душой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle