Библиографическое описание:

Тапдыгова С. В., Манцурова Е. А., Кочнева Л. П. Исследовательская деятельность: «От логопедического занятия — к непосредственно образовательной деятельности» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 49-52.

СанПиН 2.4.1.2791–10 «Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1. 2660–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164, вносит изменение в СанПиН 2.4.1.2660–10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, а именно слово «занятие» заменяется словами «непосредственно образовательная деятельность».

В связи с этим встаёт вопрос:«Как правильно организовать обучающий процесс с детьми в условиях перехода от занятий к непосредственно образовательной деятельности?»

С целью выявления основных отличий занятий от ООД и правильной организации процесса обучения и осуществления перехода от традиционных форм обучения (занятий) к новым формам, нами было проведено исследование: «От логопедического занятия — к непосредственно образовательной деятельности»

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.) дошкольное образование является уровнем общего образования и неотъемлемой частью системы непрерывного образования.

Основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается на основе ФГОС и с учетом вариативных примерных основных образовательных программ. Примерные программы должны пройти экспертизу в Министерстве образования и науки РФ и войти в единый реестр образовательных программ.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение само ценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. На смену занятиям приходит непосредственно организованная образовательная деятельность (НООД) детей в результате которой дети должны усвоить учебную программу.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

-          совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

-          образовательная деятельность в режимных моментах;

-          организованная образовательная деятельность;

-          самостоятельная деятельность детей.

Однако, необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно — обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то современные стандарты предполагают проводить обучение детей через организацию детских видов деятельности:

Двигательная деятельность:

*Подвижные игры с правилами *Подвижные дидактические игры *Игровые упражнения * Соревнования *Игровые ситуации *Досуг *Ритмика *Аэробика, детский фитнес *Спортивные игры и упражнения *Аттракционы *Спортивные праздники *Гимнастика (утренняя и пробуждения) *Организация плавания

Игровая деятельность:

*Сюжетные игры * Игры с правилами *Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения *Игры с речевым сопровождением *Пальчиковые игры *Театрализованные игры

Продуктивная деятельность:

*Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества *Реализация проектов *Создание творческой группы *Детский дизайн *Опытно-экспериментальная деятельность *Выставки *Мини-музеи

Чтение художественной литературы:

*Чтение *Обсуждение *Заучивание, рассказывание *Беседа *Театрализованная деятельность *Самостоятельная художественная речевая деятельность *Викторина *КВН *Вопросы и ответы *Презентация книжек *Выставки в книжном уголке *Литературные праздники, досуг

Познавательно-исследовательская деятельность:

*Наблюдение *Экскурсия *Решение проблемных ситуаций *Экспериментирование *Коллекционирование *Моделирование *Исследование *Реализация проекта *Игры (сюжетные, с правилами) *Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) *Мини-музеи *Конструирование *Увлечения

Музыкально-художественная деятельность:

*Слушание *Импровизация *Исполнение *Экспериментирование *Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) *Музыкально-дидактические игры

Речевое развитие:

*Беседа. Ситуативный разговор *речевая ситуация *Составление и отгадывание загадок *Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные) *Игровые ситуации *Этюды и постановки *Логоритмика

Трудовая деятельность:

*Дежурство *Поручения *Задания *Самообслуживание *Совместные действия *Экскурсия *Реализация проекта

При проектировании корригирующих занятий, логопед должен учитывать следующие важные особенности современного дошкольного образования, отличающиеся от традиционного обучения:

-          Ребенок и взрослый — оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, старше и опытнее.

-          Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.

-          Основная деятельность — это так называемые детские виды деятельности. Цель — подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков — побочный эффект этой активности.

-          Основная модель организации образовательного процесса — совместная деятельность взрослого и ребенка.

-          Основные формы работы с детьми — рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т. д.

-          Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).

-          Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности.

-          Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т. д.

-          Допускается, так называемое, свободное посещение занятий. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора — участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

-          Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Чем же «занятие» отличается от «непосредственно организованной образовательной деятельности»? Прежде всего, в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции взрослого по отношению к детям.

Прежде наиболее распространённой моделью организации образовательного процесса была модель, включающая три составляющие:

1.                  Проведение занятий (в соответствии с расписанием, на которых решались образовательные задачи, сформированные в комплексных программах по разделам — методикам);

2.                  Решение образовательных задачи формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний приём, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.);

3.                  Закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности.

В настоящее время, с учётом ФГОС модель образовательного процесса должна предусматривать две составляющие:

1.                  Совместная деятельность взрослого и детей (НООД и режимные моменты);

2.                  Самостоятельная деятельность дошкольников

Когда речь идёт о совместной деятельности взрослого и детей в процессе НООД и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:

-          включать педагога в деятельность наравне с детьми;

-          добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения):

-          свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

-          открытый временной конец деятельности (каждый работает в своём темпе);

-          основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.

Следовательно, образовательный процесс в современном ДОУ не должен сводиться только к НООД, он растянут в режиме всего дня.

Непосредственно организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно — исследовательской, продуктивной, музыкально — художественной, чтения) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

 

Литература:

 

1.         СанПиН 2.4.1.2791–10 «Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1. 2660–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164, вносит изменение в СанПиН 2.4.1.2660–10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91

2.         Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

3.         Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 01.09.2014г, Приказом за № 1014 от 30.08.2014г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle