Инновационные технологии в организации учебной деятельности по дисциплинам ветеринарного цикла | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, сентябрь 2015)

Дата публикации: 28.08.2015

Статья просмотрена: 610 раз

Библиографическое описание:

Задёра, М. И. Инновационные технологии в организации учебной деятельности по дисциплинам ветеринарного цикла / М. И. Задёра. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8683/ (дата обращения: 16.04.2024).

Ключевые слова:инновации в образовании, деловая игра, педагогическая инновация.

 

У нас действительно была очень неплохая система образования, которая имела и значительное число достоинств, и не менее серьезные недостатки, хотя, конечно, это не та система образования, с которой мы должны переходить в будущее.

Д. И. Медведев

 

Для тех педагогов, которые работают в системе профессионального образования уже давно, всё чаще приходится пересматривать «старые» образовательные технологии и применять что-то более инновационное, подсказанное самой жизнью, иметь новый подход к преподаванию дисциплин, делать занятия более интересными для современных студентов.

Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т. е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

-          разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

-          обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

-          совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

-          улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

-          проектирование новых моделей образовательного процесса;

-          обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;

-          обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

-          разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Исследование показывает, что стимулировать у студентов устойчивый и долговременный интерес к учебе весьма сложно. В начале учебы первокурсник адаптируется к условиям обучения в техникуме. Главный вопрос для любого преподавателя: как помочь студенту сформировать системный стиль мышления, научить управлять своей учебной деятельностью — уметь выделять главное, пользоваться литературой, составлять конспекты и т. д.

Немалую помощь первокурсникам, и не только им, в адекватной адаптации в учебном процессе оказывают игровые методы.

Учебная деловая игра — это целенаправленно сконструированная модель какого-либо реального процесса, имитирующая профессиональную деятельность и направленная на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков.

Игра представляет собой вид деятельности в условиях ситуации. В учебном процессе использование игровой деятельности может быть весьма эффективным и продуктивным. Педагогические игровые технологии основаны на идеях и выводах К. Д. Ушинского, С. П. Рубенштейна, Ж. Фрейда и многих других ученых, разработавших методы игрового обучения.

Характерными признаками деловой игры являются:

1.    Распределение ролей между участниками игры.

2.    Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

3.    Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

4.    Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

УДИ могут быть весьма разнообразны по дидактическим целям, организационной структуре, возрастным возможностям их использования, особенностями содержания.

Игра активизирует учебный процесс, по сравнению с традиционной формой проведения практических занятий. Она усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком знании изучаемой проблемы, предоставляет им возможность повышать педагогическое мастерство. В деловой игре активно проявляются такие качества личности, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение взаимодействовать с коллективом, создается большая эмоциональная включенность игроков в образовательный процесс.

В процессе деловой игры, обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности.

Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии.

Один из видов деловой игры, который я использую и который даёт прекрасный результат на практике является урок-стажировка. Стажировка с выполнением должностной роли — активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки — выполнение под контролем учебного мастера (преподавателя) определенных действий в реальных производственных условиях. Примером может быть урок-стажировка в ветеринарной аптеке для студентов 1 курса по дисциплине «Ветеринарная фармакология». Используемые педагогические технологии:элементы технологии проблемного обучения, технология сотрудничества, игровая технология.

Цель занятия: Сформировать знания по теме учебного занятия «Стажировка в ветеринарной аптеке» добиться понимания практической значимости темы. Сделать выводы о необходимости глубоких знаний по дисциплине «Ветеринарная фармакология».

Задачи:

Добиться формирования профессиональных компетенций:

ПК 1.3. Организовывать и проводить ветеринарную профилактику инфекционных и инвазионных болезней сельскохозяйственных животных.

ПК 2.2. Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции.

ПК 2.6. Участвовать в проведении ветеринарного приема.

ПК 4.4. Давать рекомендации по особенностям содержания, кормления и использования животных-производителей.

Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности

Применение на занятиях метода «деловая игра» дает свой положительный результат: студенты более активно и с наивысшим интересом принимают участие во всех конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах и викторинах, и, что не менее важно, проявляют повышенный интерес к своей будущей профессии.

Деловая игра играет значительную роль при реализации компетентностного подхода в обучении и, следовательно, способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников.

IMG_0889 — копия IMG_0890 — копия

 

Литература:

 

1.         Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань, 2000 — С. 440–441.

2.         Педагогика № 4, 2004: Периодическое издание / В.С Лазарев, Б.П Мартиросян. — Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия — С. 12–14.

3.         Пидкасистый И. И. Педагогика: Учебное пособие / И. И. Пидкасистый. — Москва: Российское педагогическое агенство, 1995 — С. 49–54.

4.         Подласый И. П. Педагогика: Новый курс / И. П. Подласый. — Москва,2000. — книга 1. — С. 210–212.

5.         Профессиональное образование № 4 2004: Периодическое издание / Н. И. Костюк — Новые принципы организации начального профессионального образования — С.30.

6.         Профессиональное образование № 1 2006: Периодическое издание / В. Г. Казаков — Новое время — новые технологии профессиональной подготовки — С.12.

7.         Профессиональное образование № 4 2006: Периодическое издание / Г. А. Балыхин — Федеральная целевая программа развития образования: новаторские решения на перспективу — С.14–15.

8.         Профессиональное образование № 7 2006: Периодическое издание / В. Д. Ларина — Модель инновационной деятельности учреждения профобразования — С.5.

9.         Профессиональное образование № 9 2006: Периодическое издание / Е. Ю. Мельникова — Высшему образованию столицы — инновационный режим развития — С. 12.

10.     Профессиональное образование № 1 2006: Периодическое издание / В. В. Рябов — Инновационно-экспериментальная деятельность МГПУ в системе московского образования — С.12–13.

11.     Трайнев В. А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии. Методология и практика проведения.- Москва, Владос, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, профессиональная деятельность, образовательный процесс, учебный процесс, ветеринарная аптека, особенность содержания, педагогическая инновация, система образования, студент.

Ключевые слова

деловая игра, инновации в образовании, педагогическая инновация., педагогическая инновация

Похожие статьи

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании...

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация, деловая игра, проблемная ситуация, учебная деловая игра, учебная деятельность, игровая методика обучения. None. Учебно-познавательная деятельность студента вуза как...

Сущность педагогических инноваций в системе образования

Ключевые слова: инноватика, гуманизация, инновационная деятельность, педагогика, образовательный процесс.

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового в данной педагогической системе.

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

«Деловая игра» – имитация профессиональной деятельности в обстановке максимально приближенной к условиям реальной жизни. Деловая игра в высшем учебном заведении — импровизация студентами различных ролей в ситуациях...

Инновационные методы в среднем профессиональном...

Понятие «инновационная деятельность» применительно к образовательной системе может быть интерпретировано как преобразование содержания образования, организационно-технологических основ образовательного процесса, условий его осуществления...

Использование инновационных методов в образовании

Проблемное обучение как образовательная технология. проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс, преподаватель, развивающее обучение, задача, проблемное изложение, проблемный подход, дидактическая система.

Инновационные процессы и тенденции в образовательном...

Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности. Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы...

Деловая игра как инновационный метод обучения

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация, деловая игра, проблемная ситуация, учебная деловая игра, учебная деятельность, игровая методика обучения. None. Деловая игра в обучении | Статья в журнале «Молодой...

Инновационные технологии в обучении | Статья в журнале...

учебно-воспитательный процесс, образование, инновация, педагогическая деятельность, образовательный процесс, инновационная деятельность, инновационная направленность...

Понятие об инновациях в образовании, их классификация

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная технология.

Похожие статьи

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании...

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация, деловая игра, проблемная ситуация, учебная деловая игра, учебная деятельность, игровая методика обучения. None. Учебно-познавательная деятельность студента вуза как...

Сущность педагогических инноваций в системе образования

Ключевые слова: инноватика, гуманизация, инновационная деятельность, педагогика, образовательный процесс.

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового в данной педагогической системе.

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

«Деловая игра» – имитация профессиональной деятельности в обстановке максимально приближенной к условиям реальной жизни. Деловая игра в высшем учебном заведении — импровизация студентами различных ролей в ситуациях...

Инновационные методы в среднем профессиональном...

Понятие «инновационная деятельность» применительно к образовательной системе может быть интерпретировано как преобразование содержания образования, организационно-технологических основ образовательного процесса, условий его осуществления...

Использование инновационных методов в образовании

Проблемное обучение как образовательная технология. проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс, преподаватель, развивающее обучение, задача, проблемное изложение, проблемный подход, дидактическая система.

Инновационные процессы и тенденции в образовательном...

Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности. Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы...

Деловая игра как инновационный метод обучения

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация, деловая игра, проблемная ситуация, учебная деловая игра, учебная деятельность, игровая методика обучения. None. Деловая игра в обучении | Статья в журнале «Молодой...

Инновационные технологии в обучении | Статья в журнале...

учебно-воспитательный процесс, образование, инновация, педагогическая деятельность, образовательный процесс, инновационная деятельность, инновационная направленность...

Понятие об инновациях в образовании, их классификация

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная технология.