Автор: Задёра Марина Ивановна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, сентябрь 2015)

Библиографическое описание:

Задёра М. И. Инновационные технологии в организации учебной деятельности по дисциплинам ветеринарного цикла [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 108-110.

Ключевые слова:инновации в образовании, деловая игра, педагогическая инновация.

 

У нас действительно была очень неплохая система образования, которая имела и значительное число достоинств, и не менее серьезные недостатки, хотя, конечно, это не та система образования, с которой мы должны переходить в будущее.

Д. И. Медведев

 

Для тех педагогов, которые работают в системе профессионального образования уже давно, всё чаще приходится пересматривать «старые» образовательные технологии и применять что-то более инновационное, подсказанное самой жизнью, иметь новый подход к преподаванию дисциплин, делать занятия более интересными для современных студентов.

Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т. е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

-          разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

-          обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

-          совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

-          улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

-          проектирование новых моделей образовательного процесса;

-          обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;

-          обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

-          разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Исследование показывает, что стимулировать у студентов устойчивый и долговременный интерес к учебе весьма сложно. В начале учебы первокурсник адаптируется к условиям обучения в техникуме. Главный вопрос для любого преподавателя: как помочь студенту сформировать системный стиль мышления, научить управлять своей учебной деятельностью — уметь выделять главное, пользоваться литературой, составлять конспекты и т. д.

Немалую помощь первокурсникам, и не только им, в адекватной адаптации в учебном процессе оказывают игровые методы.

Учебная деловая игра — это целенаправленно сконструированная модель какого-либо реального процесса, имитирующая профессиональную деятельность и направленная на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков.

Игра представляет собой вид деятельности в условиях ситуации. В учебном процессе использование игровой деятельности может быть весьма эффективным и продуктивным. Педагогические игровые технологии основаны на идеях и выводах К. Д. Ушинского, С. П. Рубенштейна, Ж. Фрейда и многих других ученых, разработавших методы игрового обучения.

Характерными признаками деловой игры являются:

1.    Распределение ролей между участниками игры.

2.    Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

3.    Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

4.    Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

УДИ могут быть весьма разнообразны по дидактическим целям, организационной структуре, возрастным возможностям их использования, особенностями содержания.

Игра активизирует учебный процесс, по сравнению с традиционной формой проведения практических занятий. Она усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком знании изучаемой проблемы, предоставляет им возможность повышать педагогическое мастерство. В деловой игре активно проявляются такие качества личности, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение взаимодействовать с коллективом, создается большая эмоциональная включенность игроков в образовательный процесс.

В процессе деловой игры, обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности.

Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии.

Один из видов деловой игры, который я использую и который даёт прекрасный результат на практике является урок-стажировка. Стажировка с выполнением должностной роли — активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки — выполнение под контролем учебного мастера (преподавателя) определенных действий в реальных производственных условиях. Примером может быть урок-стажировка в ветеринарной аптеке для студентов 1 курса по дисциплине «Ветеринарная фармакология». Используемые педагогические технологии:элементы технологии проблемного обучения, технология сотрудничества, игровая технология.

Цель занятия: Сформировать знания по теме учебного занятия «Стажировка в ветеринарной аптеке» добиться понимания практической значимости темы. Сделать выводы о необходимости глубоких знаний по дисциплине «Ветеринарная фармакология».

Задачи:

Добиться формирования профессиональных компетенций:

ПК 1.3. Организовывать и проводить ветеринарную профилактику инфекционных и инвазионных болезней сельскохозяйственных животных.

ПК 2.2. Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции.

ПК 2.6. Участвовать в проведении ветеринарного приема.

ПК 4.4. Давать рекомендации по особенностям содержания, кормления и использования животных-производителей.

Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности

Применение на занятиях метода «деловая игра» дает свой положительный результат: студенты более активно и с наивысшим интересом принимают участие во всех конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах и викторинах, и, что не менее важно, проявляют повышенный интерес к своей будущей профессии.

Деловая игра играет значительную роль при реализации компетентностного подхода в обучении и, следовательно, способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников.

IMG_0889 — копия IMG_0890 — копия

 

Литература:

 

1.         Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань, 2000 — С. 440–441.

2.         Педагогика № 4, 2004: Периодическое издание / В.С Лазарев, Б.П Мартиросян. — Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия — С. 12–14.

3.         Пидкасистый И. И. Педагогика: Учебное пособие / И. И. Пидкасистый. — Москва: Российское педагогическое агенство, 1995 — С. 49–54.

4.         Подласый И. П. Педагогика: Новый курс / И. П. Подласый. — Москва,2000. — книга 1. — С. 210–212.

5.         Профессиональное образование № 4 2004: Периодическое издание / Н. И. Костюк — Новые принципы организации начального профессионального образования — С.30.

6.         Профессиональное образование № 1 2006: Периодическое издание / В. Г. Казаков — Новое время — новые технологии профессиональной подготовки — С.12.

7.         Профессиональное образование № 4 2006: Периодическое издание / Г. А. Балыхин — Федеральная целевая программа развития образования: новаторские решения на перспективу — С.14–15.

8.         Профессиональное образование № 7 2006: Периодическое издание / В. Д. Ларина — Модель инновационной деятельности учреждения профобразования — С.5.

9.         Профессиональное образование № 9 2006: Периодическое издание / Е. Ю. Мельникова — Высшему образованию столицы — инновационный режим развития — С. 12.

10.     Профессиональное образование № 1 2006: Периодическое издание / В. В. Рябов — Инновационно-экспериментальная деятельность МГПУ в системе московского образования — С.12–13.

11.     Трайнев В. А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии. Методология и практика проведения.- Москва, Владос, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle