Библиографическое описание:

Бражук С. В. Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 12-15.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — возможность перейти на более высокий уровень образования за счёт его непрерывности по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы особенностям обучающихся), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования). Главный принцип ФГОС — принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Именно такой выбор предлагает система дополнительного образования детей, в том числе и для дошкольного возраста.

Дополнительное образование на современном этапе является механизмом поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей. В частности дополнительное образование позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека. Оно существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов. [3]

ФГОС охватили и такую область образования как дошкольное. ФГОС ДОУ нацелены на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей и т. д. [5]

Программа дополнительного образования так же обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей дошкольного возраста: социально-коммуникативное развитие; познавательно-исследовательское развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие. [4]

Образовательные стандарты нового поколения, также, как и другие важные документы последних лет (национальный проект Образование»; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; новая редакция закона «Об образовании») призваны обеспечить достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

ФГОС является преемником многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих проектах образовательных стандартов. Его инновационность заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.

Необходимо отметить, что в стандарте речь также идет об освоении образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования; создание инфраструктуры социальной мобильности. [2]

Документы ФГОС с одной стороны значительно повышают статус внеурочной деятельности, а с другой — снижают значение и место дополнительного образования в целом. В результате получается подмена дополнительного образования детей внеурочной деятельностью, а в том случае, когда дополнительному образованию позволяется сохранить самостоятельность, то ему отводится вспомогательная роль не только по отношению к основному образованию, но и к внеурочной деятельности.

Инновации стандартов ФГОС ДОУ могут быть обеспечены только в процессе интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).

Вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е. Б. Евладовой):

-          пространства взаимодействия общего и дополнительного образования — интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятельность и др.;

-          пространства взаимодействия общего образования и внеурочной работы: предметные кружки; факультативы; научные общества и др.;

-          пространства взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия.

Именно в рамках этих пространств возникает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, и именно в этих точках происходит интеграция дошкольного образования и дополнительного. [2]

Существуют следующие основные проблемы и ошибки интеграции дошкольного и дополнительного образования при переходе на ФГОС общего образования:

-          не изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование;

-          отсутствует единая база занятости детей в дополнительном образовании, не отработана координация занятости ребенка во внеурочное время, не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком занятий в УДО или учреждениях культуры, спорта и т. д.;

-          имеют место перегрузки детей;

-          реализация ФГОС замыкается в стенах детского сада, в необорудованных помещениях;

-          взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей (УДОД) сводится только к реализации внеурочной деятельности, хотя пространства взаимодействия могут быть намного шире;

-          организация дополнительного образования в учреждении доверяется непрофессионалам, а, следовательно, обеспечивает низкое качество образования;

-          не определены условия финансирования внеурочной деятельности. [2]

Анализ проведенных проблем и ошибок интеграции общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС нового поколения в рамках многих экспериментальных площадок, показал, что наработанный опыт не только не обеспечит его реализацию в заданных требованиях (вариативный выбор, доступность и качество образования), но и может отбросить дополнительное образование на несколько лет назад, понизить его качество и авторитет. Эти же проблемы и ошибки могут отразиться и на интеграции дошкольного и дополнительного образования.

При этом дополнительное образование может много дать образовательным учреждениям, как дошкольным, так и общего образования, для реализации новых стандартов, а именно:

-          возможности интеграции, как более мобильная часть системы образования, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;

-          возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

-          специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);

-          материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;

-          открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;

-          изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;

-          методическую поддержку процессов интеграции общего, дошкольного и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов и др.;

-          уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;

-          образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования, фасилитации и др.;

-          возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);

-          возможности работы в социуме, социального творчества детей;

-          возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др. [3,4]

Чтобы встроиться в новую систему отношений, соответствовать новым требованиям стандарта, в самом дополнительном образовании должны, произойти изменения. В системе дополнительного образования детей необходимо создать следующие новые условия:

-          широкое обсуждение ФГОС дошкольного образования в коллективах учреждений дополнительного образования детей, поиск вариантов включения УДОД в его реализацию, поиск новых возможностей обеспечения преемственности образования, усиления личностной ориентации, комплексности, творческой, практической и социальной составляющих содержания общего образования в условиях перехода к непрерывной системе образования, соответствующей новым ожиданиям заказчиков образованию;

-          организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников УДОД в вопросах реализации ФГОС нового поколения: разработка программ, проведение семинаров, мастер-классов и т. п.;

-          развитие процессов интеграции с общим и дошкольным образованием, сетевого взаимодействия, разработка новых механизмов, процедур, технологий взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС общего образования (интегрированных образовательных программ, программ внеурочной деятельности, совместных проектов, форм сотрудничества и др.);

-          совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования (положений, инструкций, договоров, локальных актов и т. д.), в т. ч. с учетом повышения оплаты труда работников образования;

-          новые требования к программам дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, особое внимание интегрированным программам, ориентированным на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов, программам дистанционного обучения и др.;

-          повышение качества дополнительного образования, внедрение системы менеджмента качества, больше внимания качеству процессов, мониторингу результатов;

-          создание новых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, получения ими личностных и метапредметных результатов, формирования универсальных учебных действий;

-          развитие маркетинговой деятельности — изучение социального заказа на дополнительное образование, механизмов формирования заказа, рекламы деятельности, разработка предложений и т. д.;

-          развитие методического взаимодействия в вопросах совместной реализации ФГОС — методические объединения, межучрежденческие кафедры, лаборатории, мастерские и т. д. [1]

Таким образом, реализация ФГОС дошкольного образования должна стать инструментом правового регулирования отношений в образовании и требуют разработки вариативных организационно-правовых моделей сетевого взаимодействия дошкольного и дополнительного образования, поиска новых механизмов, процедур, технологий организации воспитания и социализации обучающихся, совершенствования нормативно-правовой базы, позволяющей сохранить достоинства каждого из типов образования и создать условия для системы непрерывного образования. [1,3]

 

Литература:

 

1.         Бердашкевич А. П., Тихомирова Н. В. Образовательные стандарты и непрерывное образование // Народное образование. — 2011. — № 2;

2.         Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 352 с.;

3.         Золотарева А. В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования //Внешкольник, 2011. — N 3. — С. 15–18;

4.         Концепция развития дополнительного образования детей;

5.         Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Похожие статьи

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения в контексте развития здоровьесберегающего образования

Задачи региональной системы образования в условиях апробации Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающее образование как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения в контексте развития здоровьесберегающего образования

Задачи региональной системы образования в условиях апробации Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающее образование как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения