Библиографическое описание:

Григорьева Н. Н. К вопросу самообразования педагога в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 40-42.

Современное дошкольное образование выдвигает требования повышения эффективности педагогического процесса, обеспечивающего подготовку специалиста, способного самостоятельно решать возникающие проблемы, реализовывать творческий потенциал в практической деятельности.

Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональный кругозор, профессиональное воспитание, профессиональное становление, педагогические технологии.

 

Современный подход к содержанию дошкольного образования представляется в областях педагогики, отражающих существенные закономерности дошкольного направления:

1)      основательное исследование дошкольной педагогики и культуры;

2)      создание новых информационных методов в сфере дошкольного образования, используемых как средство обучения.

Дошкольное образование сегодня, отличается новациями в области дошкольной педагогики, формирует нового педагога, соответствующего тенденциям времени. Наряду с освоением методических, психолого-педагогических, дидактических, коммуникативных и организационных умений, педагог дошкольного образовательного учреждения, способный создавать условия для всестороннего развития детей, должен развивать особенности личности — тактичность, самоотдачу и трудоспособность.

Формирование гуманных чувств и взаимоотношений у дошкольников; развитие детского изобразительного творчества; воспитание профессионально-педагогического интереса у сотрудников дошкольного учреждения; формирование речи дошкольников; воспитание культуры речевого общения — только некоторые задачи, исследование и решение которых требует профессиональных, грамотных знаний педагога дошкольного учреждения.

Инновационный подход в любой педагогической сфере требует умения ориентироваться в бескрайнем и все время расширяющемся диапазоне информационных ресурсов, которые педагогу дошкольного образовательного учреждения нужны в виду специфики его профессиональной деятельности.

Одним из перспективных направлений в работе дошкольного учреждения являются информационно-компьютерные технологии. Не отвлекалась от основной работы, можно получить необходимую интересную информацию.

Достаточное количество компьютерной техники, а также подключение к сети Интернет, позволяет педагогам дошкольного образовательного учреждения обучать детей на современном уровне.

Это дополнительные возможности для педагогов и детей сделать педагогический процесс более разнообразным и насыщенным. Такая работа повышает уровень знаний, проявляет большой интерес к занятиям, тренирует память, способствует развитию логического мышления.

Использование компьютера в детском саду позволяет в увлекательной творческой форме плодотворно решать задачи занятий, осуществлять обучающую познавательную деятельность.

Введение современных информационных технологий в организацию образовательного процесса, а также стремление сочетать традиционные и компьютерные средства в воспитании детей — является проблемой дошкольного учреждения.

Таким образом, творческий подход позволяет педагогу результативно применять в своей работе важный инструмент — компьютер, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями.

Основой профессионального кругозора педагога неизменно являются ключевые компоненты: единство этического и профессионального воспитания, гуманное и творческое взаимодействие с дошкольником, что вызывает необходимость устойчиво улучшать подготовку каждого специалиста, в области образования и в частности дошкольного.

Решить эту задачу представляется возможным за счет системы дополнительного образования, формы которого могут быть разнообразными (специализация в области основной квалификации, повышение квалификации и другое).

Система дополнительного образования позволяет:

1)         усовершенствовать содержательный уровень дошкольного образования в социокультурной среде сегодняшнего времени;

2)         обеспечить подготовку и переподготовку кадров по новым специальностям, потребность в которых диктуется современным состоянием дошкольного образования России;

3)         решить задачу кадрового обеспечения в сфере дошкольного образования.

В современном мире личные качества педагога начинаются с его отношения к труду, уровня профессиональной пригодности, деловых особенностей.

Помимо вышеперечисленных качеств педагога дошкольного учреждения, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, объективность, уважение к людям, эмоциональная уравновешенность, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, достоинство, принципиальность, отзывчивость и многие другие.

Для каждой профессии особое значение приобретают те или иные профессиональные этические нормы.

Педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности педагога в современном мире, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных специфических правил общения, манер поведения, и людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Особую роль приобретает эмоционально-личностный фактор во взаимоотношениях педагога и дошкольника, способность педагога к такому взаимодействию, которое вызывает творческую активность ребенка. В подобном взаимодействии происходит обмен эстетическими представлениями.

Целью дошкольного образования служит подготовка грамотного специалиста, владеющего комплексом универсальных умений, навыков, опытом самостоятельной деятельности, которая неразрывно связана с наличием резерва знаний о современных тенденциях в области развития педагогики, посредством участия в различных педагогических конференциях и открытых уроках.

Особое место в современном педагогическом высшем учебном заведении при подготовке будущих специалистов занимают дисциплины: этнография детства, зарубежные концепции воспитания и обучения детей, теория и методика развития речи, изобразительного творчества, музыкального, экологического воспитания, обучения иностранному языку, менеджмент, управление дошкольным образованием, социология и психология управления, организация делопроизводства, педагогический маркетинг и другие.

Педагогические ВУЗы подготавливают специалистов, способных реализовывать на современном уровне воспитание и обучение детей дошкольного возраста в условиях семьи и разных типов образовательных учреждений, преподавательскую деятельность в системе среднего и высшего профессионального педагогического образования, умеющих грамотно управлять сферой образования, вести научные исследования.

В процессе обучения студенты овладевают системой философских, экономических и социально-политических знаний. Расширению кругозора, углублению теоретической подготовки способствует изучение современного русского языка, литературы, иностранного языка, логики, социологии, экономики, анатомии и физиологии ребенка, основ педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста и других дисциплин.

Общеизвестно, что вопросу профессионального становления педагога в области дошкольного образования посвящены многие научные труды (М. С. Гвоздевой, Е. А. Климов, Л. С. Выготский, А. И. Щербаков, А. С. Макаренко и др.), где подчеркивается то, что уровень профессионализма педагога всецело зависит от того, какой педагогический метод он применяет в своей деятельности, насколько они современны.

На формирование педагогических методов повлияли различные исторические периоды становления образования и воспитания в нашей стране — начиная с древнейших времен.

Обращаясь к истории, видно, что первоначально педагогическая мысль представлена в виде отдельных высказываний, имеющих устную форму, которые до нашего времени дошли в виде пословиц, крылатых выражений, поговорок.

Истоки народной педагогики, мы находим в сказках, былинах, песнях, народных приметах и исторических сведениях.

Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в18 веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личного и профессионального развития.

При всех общественно-экономических формациях, развитие теории и практики образования, воспитание являлось важнейшей проблемой человечества. Технологический подход имеет воплощение в построении систем обучения в прошлом и настоящем.

Проанализировав педагогическую литературу можно сделать вывод, что основным компонентом профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений является, прежде всего, теоретическое мышление, креативность, коммуникативные способности, знание свойств психического и физиологического формирования детей, а также умение применять знания в педагогической практике.

 

Литература:

 

1.         История образования, воспитания и педагогических учений: программа-пособие/Б. В. Данилов — Краснодар, 2001.

2.         История педагогики. Под ред. М. Ф. Шабаевой. М., Просвещение. 1981.

3.         Ростопшин П. Психология и педагогика. М., 2001.

4.         Шатунова О. В. Информационные технологии: Учебное пособие. — Елабуга, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle