Библиографическое описание:

Ракинцева В. И. Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности (из опыта работы) [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 91-93.

Патриотизм — важная государственная и личная ценность. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности самореализации для блага Отечества. Патриот уважает свою Родину, её историю и культуру, дорожит достижениями и ценностями своего народа.

Вопросами патриотического воспитания занимаются семья, СМИ, государственные и общественные организации. Но приоритет в деле формирования и воспитания патриотизма отдаётся школе. Во-первых, школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, активной жизненной позиции, пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Во-вторых, в педагогическом смысле патриотизм рассматривается как целенаправленное воспитание, которое обеспечивается образовательной системой.

К сожалению, в начале 90-х г. г. XX века в результате кризисных явлений, переустройства общественной системы, произошел резкий спад патриотизма у граждан нашей страны: старшее поколение оказалось не готовым принять грядущие перемены, а молодёжь выдвинула на первый план задачу личного благополучия. Однако многовековая история нашей страны свидетельствует, что без патриотизма невозможно создать сильное государство. Патриотическое воспитание рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности. Реализация Государственных программ патриотического воспитания граждан РФ, начиная с 2001 года, позволила создать в стране систему патриотического воспитания и её устойчивое функционирование. Разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы». В ней определяется необходимость разработки и реализации инновационных моделей патриотического воспитания, которые должны соответствовать требованиям и вызовам XXI века. Программа предусматривает повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, предлагает превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения.

Важнейшая цель современного образования — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. А это значит, что школа должна дать своим ученикам не только хорошие знания, но и сформировать важные жизненные ценности. Процесс обучения и воспитания охватывает как учебную, так и внеурочную деятельность.

В моей педагогической практике сложились определенные формы работы по краеведческому направлению патриотического воспитания школьников, которые эффективно применяю во внеурочной деятельности. Изучение своей малой родины способствует общему образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

Несколько лет назад, вместе с коллегой — историком, была разработана программа экскурсий по Перми и Пермскому краю «Люби и знай, свой край родной». Она учитывает не только возрастные особенности учащихся, но и что немало важно учебную программу по истории. Экскурсии закрепляют, дополняют, расширяют и систематизируют знания учащихся по определенному периоду истории. Неоценимую помощь при этом нам оказывают музеи, которые обладают мощными потенциальными возможностями. Сейчас большинство музеев города и края имеют образовательные программы для школьников.

5 класс. Учащиеся посещают Музей Пермских древностей после изучения темы «Первобытный мир». Здесь они отправляются в путешествие в прошлое Земли, во времена удивительных растений и невиданных животных. Большинство из них исчезли навсегда, оставив лишь следы в летописи планеты. Впечатляют, представленные в экспозиции, скелеты звероящеров, первобытного бизона, мамонта. Ученики узнают, что Пермский период — единственная «глава» из книги жизни на Земле, открытая на территории России и имеющая русское название. Экскурсия проводится в интерактивном режиме.

6 класс. Экскурсия «Пермь Великая» в Пермском краеведческом музее знакомит учащихся с историей нашего края с каменного века — кон.XVI века: жизнь и занятия коренных жителей края — коми-пермяков, колонизация русскими Прикамья, христианизация Перми Великой и роль Стефана Пермского в этом процессе, наконец, Строгановы, их роль в развитии края и страны, организация похода Ермака в Сибирь. Данная экскурсия завершает изучение истории России в 6 классе.

7 класс. Изучив тему «Смутное время», мы отправляемся с учащимися на север нашего края — в Ныроб, куда по решению Бориса Годунова был сослан в 1601 году один из братьев Романовых — Михаил Никитич (дядя основателя царской династии Романовых). Путевую экскурсию ведут учителя истории совместно с учащимися из кружка «Юный краевед». В Ныробе посещаем часовню Михаила Архангела, сооруженную на месте ямы — заточения боярина. Затем переезд в Чердынь — столицу Перми Великой. Пешеходная экскурсия информационно насыщена: город расположен на 7 холмах, история его полна легенд, посещаем храм Иоанна Богослова, возведенный в 1704–1718 годах пленными шведами, в нём сохранился уникальный иконостас. Завершается экскурсия в Чердынском краеведческом музее, где находится уникальный экспонат — трехпудовые оковы боярина М. Н. Романова. В Чердыни и её окрестностях развиваются события известного исторического романа писателя Алексея Иванова «Сердце Пармы».

8 класс. Экскурсия «Ильинское — столица вотчины Строгановых» знакомит учащихся с историей рода Строгановых. С кон.XVII в. до нач.XX в. здесь находился центр пермских владений Строгановых, поэтому тут возводятся великолепные архитектурные сооружения, появляются школы, больницы, первый в пермском крае театр, актерами которого были крепостные служащие. В Ильинском жил и работал один из основоположников российского лесоводства — Александр Ефимович Теплоухов. Он основал первый в России дендропарк «Кузьминка», гуляя по которому мы завершаем знакомство с этим замечательным селом.

9 класс. После изучения темы «Культура Серебряного века» выезжаем в село Троицу, где располагается музей В.Каменского — русского поэта — футуриста, прозаика, одного из первых русских авиаторов. Именно он ввёл в обиход слово «самолёт». В музее мы знакомимся с жизнью и творчеством поэта.

Наше увлечение экскурсионной работой было замечено сотрудниками Пермского краевого музея: в 2010 году они предложили нам стать участниками «пилотного» проекта «Города — заводы Пермского Прикамья», который включал 6 музеев и городов края, в каждом из которых была подготовлена особая программа (костюмированные и театрализованные экскурсии и занятия, интерактивные задания).

Результатом программы «Люби и знай, свой край родной» является выполнение учащимися проектно-исследовательских работ. В 2014 году в Москве на VII Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению была представлена проектно-исследовательская работа «Царский узник» (ссылка М. Н. Романова в Пермский край). Учащиеся публикуют свои работы в журнале «Юный краевед» (2009, № 4, 5–6, 12). К 400-летию Дома Романовых стали инициаторами акции по благоустройству романовских мест в Ныробе.

Другой эффективной формой работы по патриотическому воспитанию стало участие учащихся школы в ежегодно проводимой журналом «Мы — земляки» викторины «Знаем всё о малой родине». Цели викторины: «… способствовать патриотическому воспитанию учащейся молодежи, углублению знаний об истории, литературе, культуре Пермского края, стимулировать интерес читателей к местным периодическим изданиям, формировать и закреплять познавательный интерес к культурной и духовной жизни региона, вызывать интерес к местным предприятиям с точки зрения перспектив трудоустройства». Викторина имеет номинации: «Самый дружный коллектив» — победителем в данной номинации признается коллектив с наибольшим количеством участников, правильно и оперативно ответивший на вопросы викторины. «Знаем больше» — победитель должен наиболее полно и точно ответить на вопросы викторины. Приветствуется использование дополнительной литературы, помощь сотрудников библиотек, музеев, преподавателей и родителей. «Судьба Прикамья — моя судьба» — победитель в этой номинации должен наиболее творчески ответить на вопросы викторины. В VI викторине (проводилась в октябре — ноябре 2014 года) я участвовала как классный руководитель со своим 6 «Д» классом. Больше месяца, ежедневно, ученики работали в библиотеке с литературой, чтобы ответить на 42 вопроса викторины. Здесь оказались востребованными знания, полученные в результате работы по программе «Люби и знай, свой край родной». Учащиеся учились поиску, отбору материала, сжатию информации, правилам оформления своих печатных работ. Над вопросами викторины была организована индивидуальная работа и в парах. Результат нашего труда — победа в номинации «Знаем больше». За всё время существования викторины в ней приняли участие свыше 10 000 детей в возрасте от 7 до 18 лет из всех территорий Прикамья, таким образом, журнал «Мы — земляки» ведет в интересной форме содержательную работу по патриотическому воспитанию учащейся молодежи на основе изучения историко-культурного наследия Пермского края.

Применение игровых технологий не только в урочной, но и во внеурочной деятельности является актуальным и эффективным средством воспитания гражданско-патриотических ценностей учащихся. Второй год подряд мы принимаем участие в городской Большой Георгиевской игре, организованной Пермским краевым центром военно-патриотического воспитания. В этом году игра посвящалась 70-летию Великой Победы. В ней соревновались 256 команд, всего участников было 1240 человек. Команды в ходе квест-игры на 26 контрольных пунктах выполняли практические задания, на общую эрудицию, на знание истории России. В игре надо было также продемонстрировать умение ориентироваться в пределах нашей краевой столицы. В игре принимали участие учащиеся моего 6 «Д» класса под руководством родителя одной из участниц команды. Удачными были ответы на КП, где ребята ответили на вопросы о том, как помогали собаки в годы войны людям, даже примерили на себя роль служебной собаки. Возле оперного театра, кроме теоретических вопросов исполнили попурри песен военных лет, вспомнили названия фильмов о войне, около сельхозакадемии измеряли паёк рабочего на день, в сквере Уральских добровольцев мастерили танк из бумаги и называли города, освобожденные от фашистов уральскими добровольцами — танкистами. Четырёхчасовая игра закончилась для нашей команды «Тридцаточка» (ребята дали название команды по номеру школы) успехом: мы вошли в число победителей. Кстати надо сказать, что команд в нашей возрастной группе (7–8 классы) было 83. Игра продемонстрировала умение учащихся работать в команде, их интеллектуальные способности, волю, а также хорошую физическую подготовку. Но главный результат игры — готовность учеников в дальнейшем участвовать в интеллектуальных конкурсах.

В статье рассмотрены наиболее эффективные, с нашей точки зрения, формы внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию школьников. Они учитывают системно-деятельностный подход и современные педагогические технологии. Воспитание в большей мере, чем обучение ориентировано на деятельность. Для будущего нашей страны нужны не только знающие, компетентные специалисты, а важно, в том числе, их мировоззрение, гражданская и нравственная позиция.

 

Литература:

 

1.         Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы». http/www.rosvoencentr-rf.ru/.

2.         Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., Просвещение, 2014.

3.         Журнал «Мы — земляки», 2014, 11 сентября.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle