Автор: Тарабрина Ирина Викторовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, сентябрь 2015)

Библиографическое описание:

Тарабрина И. В. Тренировочный процесс в подготовительном процессе юного борца греко-римского стиля [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 112-116.

Спортивная тренировка юного борца греко-римского стиля является педагогическим процессом, одной из составляющих комплексный контроль технико-тактических действий юного спортсмена, включает в себя физическую подготовку, техническую и тактическую подготовку, а именно — овладение техническими навыками, необходимыми в греко-римской борьбе, умение грамотно и правильно строить схватку с разными противниками-борцами, морально-волевую подготовку, с помощью которой происходит воспитание волевых качеств юного спортсмена, необходимых для достижения победы и эффективного проведения технико-тактического действия. В данной работе рассмотрен процесс тренировки по греко-римской борьбе юных спортсменов в подготовительном периоде.

Ключевые слова: греко-римская борьба, тренировка, подготовительный период, техническая подготовка, работоспособность.

 

Одна из наиболее актуальных проблем и вопросов в научной деятельности в области учебно-тренировочного процесса в спортивной борьбе является планирование круглогодичной тренировки, которая подразделяется на три основный этапа — подготовительный, соревновательный и переходный, максимально индивидуально для каждого борца греко-римского стиля для получения максимального эффекта и хорошего результата. Тренер учитывает особенности каждого периода, специальные задачи и методы тренировки, продолжительность и календарные сроки каждого этапа, которые закономерно зависят от развития спортивной формыюного борца греко-римского стиля.

В даннойработе рассмотрим один из этапов учебно-тренировочного процесса юного спортсмена в греко-римской борьбе на примере тренировки в подготовительном периоде.

Исследования в данной области спортивной тренировки и опыт работы тренеров и преподавателей, тренеров-методистов, тренеров-инструкторов сборных команд показали, что подготовительный период должен составлять не меньше трех-четырех с половиной месяцев. Обычно тренер в первом учебном полугодии подготовительного периода старается охватить два-три месяца, второй полугодовой цикл — приблизительно состоит из четырех месяцев. После окончания всех соревнований в каждом сезоне тренер-инструктор отводит определенное время на переходный период. [2,5] Работа в подготовительном периоде у юных борцов греко-римского стиля направлена прежде всего на повышение физической подготовленности юного спортсмена (Рис.1) и расширение функциональных возможностей организма, изучение и освоение новых приемов и комбинаций технико-тактических действий, расширение знаний юного борца в области греко-римской борьбы и максимальное развитин и воспитание его моральных и волевых качеств.

Рис. 1. Тренировка в подготовительном периоде в ЦО «Спарта»

 

В греко-римской борьбе для юношей в подготовительном периоде учебно-тренировочный процесс проходит три-четыре раза в борцовском зале и один-два раза на воздухе, если есть возможность — то проводятсятренировки в бассейне — игры в воде, плавание, водное поло и тп.), на спортивной площадке или стадионе (Рис.2,3), при проведении тренировочный занятий в борцовском зале особое внимание уделяется общеразвивающим и специальным физическим упражнениям, которые направлены на развитие основных физических качеств юного борца греко-римского стиля, особенно большое количество упражнений выполняется для развития у юного борца физических качеств, в который данный спортсмен отстает. Основное внимание в греко-римской борьбе в подготовительном периоде тренер обращает внимание на совершенствование технической подготовки юного борца, изучению новых приемов и комбинаций и повышение тактической подготовки. (Рис.4)

Объем и интенсивность учебно-тренировочного процесса постепенно повышается, но при этом не допускается достижение максимальных величин. Во время утренней физической зарядки во время учебно-тренировочны сборов на базе СК «Спартак», выполняемой юными борцами в составе команды ЦО «Спарта», особое внимание обращалось на достижение высокой тренированности в беге, это помагает юному спортсмену повысить свою выносливость на ковре. (Рис.5)

Рис. 2. Учебно-тренировочные сборы ЦО «Спарта» на базе СК «Спартак», Алушта

Рис. 3. Специальные упражнения, учебно-тренировочные сборы ЦО «Спарта» на базе СК «Спартак», Алушта

 

Тренировки проводились в такой последовательности во время летних учебно-тренировочных сборов на СК «Спартак» в Алуште. Ежедневно утро начиналось с утренней зарядки и пробежки. Первый день: утром занятия по физической подготовке, учебно-тренировочное занятие в зале, после утренней зарядки — купание в море; вечером — изучение и совершенствование техники борьбы и повышение специальной физической подготовки юного борца, продолжительность занятий — 2–2,5 часа, средняя нагрузка. День второй: учебно-тренировочное занятие на свежем воздухе, повышение общей физической подготовки, тренер дает специальные упражнения, упражнения с отягощениями и партнером, кроссы), продолжительность занятий — 2 часа при средней нагрузке.

Рис. 4. Совершенствование технико-тактического мастерства в поединке

 

Рис. 5. Утренняя зарядка на базе Ск «Спартак»

 

Третий день: занятие по физической подготовке на ковре — отработка приемов и комбинаций как индивидуально так и по общей программе. Четвертый день: учебно-тренировочное занятие в зале, совершенствование техники и тактики греко-римской борьбы, учебно-тренировочные схватки по заданию тренера, продолжительность тренировки — 2,5 часа, большая нагрузка. [4] Пятый день: занятия по физической подготовке в составе полной группы и согласно графику занятий, отработка комплекса приемов, в качестве разминки — игра. Шестой день — отдых, игровая тренировка, море, сауна и массаж. Седьмой день: активный отдых, игры в футбол и баскетбол в зависимости от предпочтений юных спортсменов и тренеров, участие в массовых соревнованиях и состязаниях по плану (соревнования по футболу среди других команд, которые находились на спортивной базе), спортивные игры.

Борьба и отработка комбинаций приемов в греко-римской борьбе на ковре в начале подготовительного периода обычно занимает 30–35 % всего времени, затраченного на тренировку, при этом схватки носят главным образом учебный характер, иногда игровой, больше ориентированные для освоения и совершенствования основных приемов и комбинаций, часть схваток проводится с небольшим сопротивлением со стороны партнера. В дальнейшем, по мере приближения к сроку проведения соревновний, количество схваток на тренировках и их продолжительность постепенно тренер увеличивает. Спортсмены совершенствуют технику греко-римской борьбы в реальных схватках с различными противникми. [6]

К концу подготовительного периода необходимо постепенно подвести юного борца греко-римского стиля к большому объему работы, выполняемому на тренировках, это достигается увеличением продолжительности тренировки, количества выполняемых упражнений как обзеразвивающих, так и специальных, а так же плотности занятий за счет сокращения отдыха между подходами упражнений.

В заключении, спортивные занятия во время учебно-тренировочного сбора на СК «Спартак» в Алуште показали, что тренировочный процесс тесно связан с планом физической подготовки и максимально дополняют друг друга. Если плановые тренировки по физической подготовке юных борцов проходят в другие дни, то цикл тренировочного процесса соответственно перестраивается тренером в зависимости от обстоятельств. В подготовительном периоде нецелесообразно увлекаться тренировками на ковре,а наоборот, необходимо заложить максимально прочный фундамент физической подготовки юного борца, который в дальнейшем даст возможность достигнуть высокой работоспособности и хорошего максимального эффекта в дальнейшей тренировочной деятельности юного спортсмена.

 

Литература:

 

1.                  Лисовский А. Ф. Теория и практика педагогического контроля спортивной подготовленности горнолыжников: дис.... д-ра пед. наук / Лисовский А. Ф.; МГАФК. — Малаховка, 1997. — 390 с.: ил.

2.                  Радунович Г. Л. (СФРЮ). Влияние специальной тренировки и соревнований на показатели работоспособности юных баскетболистов Черногории: дис.... канд. пед. наук / Радунович Г. Л. (СФРЮ); Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры. — М., 1981. — 173 с.: ил.

3.                  Тарабрина И. В. Развитие специальной выносливости борцов греко-римского стиля // Известия Южного федерального университета. Научно-педагогический журнал: Педагогические науки. № 4. 2015. — 137 с., — С. 108–116

4.                  Тарабрина И. В. Тренировочно-учебный процесс спортсмена-борца // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции /Под общ.ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. — 466 с., — С. 425–430

5.                  Ушаков А. Ф. Содержание и последовательность освоения технических приемов спортсменами в боевом самбо: дис.... канд. пед. наук 13.00.04 / Ушаков Александр Федорович; РГУФК. — М., 2006. — 156 с.: ил.

6.                  Шулика Ю. А. Многолетняя технико-тактическая подготовка борцов: дис.... д-ра пед. наук / Шулика Юрий Александрович; Краснодарский ГИФК. — Краснодар, 1989. — 467 с.: ил., табл., прил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle