Библиографическое описание:

Водолаго М. В., Кузнецова Е. Н. Интеграция внеурочной и урочной деятельности в условиях суворовского училища (проектная деятельность) [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 66-68.

В целом, в педагогике под интеграцией понимается высшая форма выражения единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, результатом функционирования которых является формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений. Всестороннее изучение проблемы интеграции в образовании подтвердило ее значимость и положительное влияние на педагогический процесс, выразившиеся в стремлении развития современной личности, обладающей системным мышлением, способностью к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, а также приобретению новых знаний и умений. [1.3]

Условия суворовского училища, когда обучающиеся постоянно находятся в стенах образовательного учреждения, дают широкие возможности интеграции внеурочной и урочной деятельности. Специфика суворовского училища: чёткий распорядок дня, строгая воинская дисциплина, единые педагогические требования учителей и воспитателей не только обеспечивает интеграцию, но и делает её фактически неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Постоянные, систематические отношения педагогов и суворовцев, их взаимовлияние, взаимозависимость дают широкие возможности для совместной творческой деятельности, учитывая возможности каждого учащегося.

Поступают в училище после четвёртого класса. Перед педагогическим коллективом стоят важные и сложные задачи по воспитанию и обучению суворовцев: формирование и развитие профессионально значимых качеств, готовности к их активному проявлению в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы; формирование и развитие важнейших социально значимых качеств: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, высокая ответственность, чувство долга, верность конституционному, воинскому долгу и традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование.

На наш взгляд одним из эффективных средств интеграции внеурочной и урочной деятельности является исследовательская и проектная деятельность обучающихся. В ходе которой обеспечивается развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, интегрировать их из различных областей наук, критически мыслить, то есть развивает у обучающихся личностные качества, способствующие применять спектр своих возможностей как для выживания в современном мире, так и для творческого преобразования этого мира. [1.1] Наше современное общество нуждается в неординарной творческой личности, глубоко знающую себя и владеющую собой, активно проявляющую свою индивидуальность. Для детей творчество-это естественное состояние их развития, оно повышает самооценку ученика, его положение в глазах однокурсников, педагогов, родителей. Воспитатель и учитель создают и обеспечивают благоприятный эмоциональный фон творческой деятельности. Для развития творческих способностей суворовцев мы применяли методы «мозгового штурма», ассоциации, аналогии, неологии, эвристического комбинирования. [3.3], дивергентного мышления и пр.

Классификация проектов многогранна, их различают по форме, по профилю знаний, по характеру доминирующего вида деятельности, по характеру координации, по уровню контактов, по количеству участников, по продолжительности, по типу объекта проектирования по результату (Е. С. Полат [4.5], О. В. Брыкова [5.2]). И эта классификация представляется нам открытой.

Представляем на наш взгляд одно из эффективных интегративных средств, используемых в ФГКОУ УГСВУ МО РФ — проектную деятельность учащихся 7 роты, 2 учебного курса (четыре 6-х класса), выполнивших в течение 3 месяцев общеротный, надпредметный, педагогический проект «Как воздух математика нужна, одной отваги офицеру мало…». Краткая аннотация содержания проекта: Профиль знаний: надпредметный проект (выполняется на стыках областей знаний математики, истории военной техники, для 6 класса, в котором используются коммуникативные, проектные и проблемно-поисковые технологии, выполняется во внеурочное время.)Характер доминирующей деятельности: исследовательский (поиск и обозначение источников информации, продумывание методов составления задач и результатов), информационный (сбор информации о структуре, технике ВС РФ, особенностях родов войск, анализ и обобщение), практикоориентированный (создание авторских задач по математике для 5–6 классов с военной составляющей и выпуск сборника). Характер координации: явная, открытая. Уровень контактов: внутри роты (внутри параллели 6-х классов.) Количество участников: личность, группа. Продолжительность проекта: средняя (3 месяца.) Характер результата: продукционный (сборник задач.) Цель проекта: формирование образовательных компетенций учащихся УГСВУ на уровне основного общего образования: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных — через их включение в технологию проектной деятельности. Условия работы: задачи должны соответствовать тематике сборника и касаться определённого рода войск Российской Федерации. 1 взвод составляет задачи про СВ, 2 взвод — про ВДВ, 3 взвод про ВМФ, а 4 взвод про ВВС.

Мы не ограничивали суворовцев историческими рамками. В каждом взводе (классе) ребята разделились на группы. После уроков они составляли задачи, решали их, затем сильные ученики проверяли решение. Дело оказалось нелёгким. Сначала суворовцы составили задачи с данными, не соответствующими действительности, но удобными для выполнения математических действий. Например, в одном бою в период Великой Отечественной войны одна эскадрилья сбила 18000 самолетов, другая на 500 больше, а третья на 300 самолётов меньше, чем первая и вторая эскадрильи вместе взятые. Но согласно приказу НКО СССР от 19.08.1941г. «О порядке награждения лётного состава ВВС РККА» за 3 сбитых самолёта представляли к правительственной награде, за следующие 3 ещё к одной, за 10 сбитых самолётов-присваивали звание Героя Советского Союза! Начался поиск достоверной информации в книгах, Интернете по военной технике, структуре военных подразделений, истории вооруженных сил. Большую роль сыграли консультации старшего воспитателя учебного курса подполковника Макарова В. В., который помогал корректировать содержание задач с военной точки зрения.

В качестве иллюстрации структуры, оформления, содержания сборника «Как воздух математика нужна…» приводим несколько страниц.

 

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что интеграция внеурочной и урочной деятельности в условиях суворовского училища способствует росту:

-          влияния познавательной, творческой деятельности на социальное становление обучающихся;

-          качества интеллектуального и познавательного характера внеурочной деятельности;

-          качества уровня образования, что соответствует требования ФГОС ООО.

-          воспитательных возможностей математики как предмета.

 

Литература:

 

1.                  Байбородова Л. В. Интеграция средств урочной и внеурочной деятельности сельских школьников. [Электронный ресурс] Режим доступа http://vestnik.yspu.org

2.                  Брыкова О. В. Виды (типы) учебных проектов [Электронный ресурс] Режим доступа https://brykova.wordpress.com

3.                  Брыкова О. В. Методы, используемые при организации проектной деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа https://brykova.wordpress.com

4.                  Омельченко С. В. Понятие интеграции в педагогическом процессе. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.jurnal.org/articles/2007/ped1.htm

5.                  Полат Е. С. Метод проектов [Электронный ресурс] Режим доступа wiki.iteach.ru/images/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle