Библиографическое описание:

Батина Л. В. Возможности проектирования и исследования в начальной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 59-63.

Модернизация системы образования требует от учителя совершенно нового подхода к образовательному процессу. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и выбор, и внедрение в практику учителя современных продуктивных технологий, стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Учитель должен организовать деятельность, помогающую каждому ученику обрести себя, а также создать условия для раскрытия его индивидуальности. Большой потенциал для этого заложен в организации проектно — исследовательской деятельности учащихся.

Младшие школьники по своей сути маленькие исследователи. При правильной организации проектно-исследовательской деятельности, они активно и с большим интересом участвуют в ней. Поэтому в ходе работы педагогу важно понимать, в чем суть проекта и исследования, знать их сходства и различия.

Проект — от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Исследование — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Метод проектов и метод исследования направлены на:

-                   развитие познавательных умений и навыков учащихся;

-                   формирование умения ориентироваться в информационном пространстве;

-                   умения самостоятельно конструировать свои знания;

-                   умения интегрировать знания из различных областей наук;

-                   умения критически мыслить.

Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Для проектной технологии и технологии исследовательской деятельности характерны:

-                   наличие проблемы;

-                   значимость предполагаемых результатов для учащихся;

-                   самостоятельная деятельность ученика;

-                   четкая структура, предполагающая наличие определенных этапов и соответствующих каждому этапу результатов деятельности;

-                   использование исследовательских методов: определение проблемы, цели, задач, выдвижение гипотез, методов работы, сбор и систематизация информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Большинство методистов выделяют следующие этапы работы над проектом, исследованием.

Этапы работы

Проект

Исследование

I этап — погружение (подготовительный):

Определение темы и названия проекта (исследования), поиск и анализ проблемы; формирование интереса к данной теме, первичного представления об изучаемом объекте, создание условий для дальнейшей творческой работы.

II этап — организация деятельности:

Постановка цели; обсуждение возможных вариантов работы, определение формы продукта, составление плана работы, распределение обязанностей.

Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы; постановка цели и конкретных задач исследования; определение объекта и предмета исследования; выбор метода (методики) проведения исследования.

III этап — осуществление деятельности:

активная самостоятельная деятельность: выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;

подготовка к презентации.

сбор информации, решение промежуточных задач, описание процесса исследования, фиксация результатов; подготовка к презентации результатов.

IV этап — презентация:

демонстрация понимания проблемы, цели и задач выполненной работы; анализ результатов и взаимооценка качества выполнения проекта.

обсуждение результатов исследования; формулирование выводов и оценка полученных результатов.

 

Видим, что оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.

Итак, рассмотрев сходства и различия исследования и проекта, дадим определения видам деятельности, в основе которых они находятся.

Проектная деятельность — это совместная учебно — познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение результата. Проект — это замысел, план, творчество по плану. Цель проектной деятельности — реализация проектного замысла.

Исследовательская деятельность — деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследование — это творчество, процесс выработки новых знаний. Цель исследовательской деятельности — приобретение обучающимися навыка исследования, как универсального способа усвоения действительности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Оба метода (проектный и поисковый) относятся к личностно — ориентированной технологии. Формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно связанные с практической деятельностью. Позволяют рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.

Использование методов исследования и проектирования предполагает совершенно другой стиль обучения и для достижения результата педагогу необходимо:

-                   владеть системой исследовательских и поисковых методов;

-                   учить детей самостоятельно мыслить, умело организуя для этого самостоятельную исследовательскую работу учащихся;

-                   учить находить и решать проблемы, принимать самостоятельные аргументированные решения;

-                   уметь интегрировать знания из разных областей для решения проблемы проекта (исследования);

-                   уметь прогнозировать результаты;

-                   уметь организовывать и проводить дискуссии;

-                   научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Деятельность субъектов процесса проектирования (исследования)

Цель этапа

Этап

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Для чего?

Целеполагание

-                   Выбор темы и цели проекта.

Зачем необходим проект? (выступить перед одноклассниками, сделать подарок, подготовиться к празднику и др.)

-                   Уточнение информации.

-                   Обсуждение задания.

-                   Определение количества участников и состава группы.

-                   Мотивация учащихся.

-                   Постановка цели.

-                   Создание необходимых условий для самостоятельной деятельности учащихся.

-                   Наблюдение.

Что делать? (работа над образом)

Разработка

-                   Обсуждение и выбор темы (изделия).

-                   Планирование и проработка итогового результата (продукта): что будет конечным результатом — изделие или информация; представление различных вариантов конечного образа, выбор лучшего.

-                   Определение конструкции изделия или формы подачи информации (отчет — письменный или устный, фильм, макет, сборник, праздник, компьютерная презентация и пр.).

-                   Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток для исследования.

-                   Помощь в конкретизации темы и цели.

-                   Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы

-                   Наблюдение.

 Как? (технология изготовления)

-                   Определение источников информации (прочитать в книге, найти материал в Интернете, понаблюдать и пр.)

-                   Подбор технологии выполнения и продумывание процесса изготовления итогового результата.

-                   Продумывание возможных проблем и их решение.

-                   Подбор материалов, инструментов и технических средств.

Наблюдение, советы.

Косвенное руководство деятельностью.

 Воплощаем замысел

Выполнение

Процесс выполнения проекта:

-                    Распределение ролей и обязанностей в коллективном или групповом проекте;

-                    Поиск и отбор нужной информации (книги, журналы, энциклопедии и пр.)

-                    Изготовление изделия или подготовка информации.

-                    Внесение необходимых добавлений, исправлений в конструкцию изделия или содержание и оформление информации.

-                    Организация и координирование отдельных этапов проекта.

-                    Наблюдение и консультирование.

 Что делали и как?

Защита

Рефлексия проделанной работы:

-                    Объяснение, что решили делать и для чего.

-                    Описание, как работали над замыслом.

-                    Какие проблемы предполагались, а какие возникли в ходе выполнения работы.

-                    Как решались проблемы;

-                    Достигнут ли результат.

-                    Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

-                    Оценка степени усилий учащихся, креативности, качества использования источников информации, перспективы работы в данном направлении.

 

Анализируя таблицу, видим, что проектно — исследовательская деятельность дает учащимся возможность быть активными субъектами образовательного процесса, тогда как учитель играет лишь роль помощника, консультанта, организатора самостоятельной деятельности учеников.

С целью обеспечения эффективности проектно — исследовательской деятельности учащихся необходимо учитывать несколько моментов.

Работу необходимо начинать с выбора темы. Важно создать мотивацию для учащихся, поэтому тема должна быть интересна ребенку. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Должна быть выполнима, а решение ее должно быть полезно участникам исследования. Учитель должен сам хорошо разбираться в данной теме, так как увлечь других может лишь тот, кто увлечен сам.

Далее следует определить тип проекта и количество участников.

Методисты выделяют следующие виды учебных проектов:

-                   по доминирующей в проекте деятельности

Исследовательские проекты имеют продуманную структуру реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

Практико-ориентированные проекты ориентированы на социальные интересы самих участников. Они требуют четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, где определены функций каждого ученика, а участие каждого из них способствует оформлению конечного результата.

В ходе игровых проектов участники принимают на себя определенные роли обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.

Творческие проекты предполагает свободный авторский подход в решении проблемы и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т. д.

-                   по количеству учащихся

Индивидуальные проекты

Групповые проекты

Коллективные проекты

-                   по предметно — содержательной области

Монопроекты (Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания.)

Межпредметные (Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.)

-                   по продолжительности:

Мини — проекты (1 урок или менее),

Краткосрочные (4–6 уроков), недельные, долгосрочные (годичные).

Следующим этапом является определение цели, задач проектно — исследовательской деятельности. Далее планирование совместной деятельности, распределение ролей для работы в группе. Следует напомнить, что планирование, а также реализация и оценка проектов (исследований) должны осуществляться в первую очередь самими детьми.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Включать учащихся в проектно — исследовательскую деятельность начинаем с первого класса. Сначала это могут быть творческие и игровые проекты: рисунки, поделки, сборники стихов и загадок, книжки — малышки, коллажи, мини — инсценировки на уроках и во внеурочное время (участие школьных и внеклассных мероприятиях) и пр. Причём это могут быть как индивидуальные, так и парные, и групповые проекты: «Чудо — буквы», «Моя семья», «Мои увлечения», «Когда мои друзья со мной», «Лего: игра или серьезное занятие?», «Книжкины именины», «Будем вежливы» и др. Продолжительность работы над проектом при этом от 1 урока, до 1 недели.

Постепенно степень сложности выполнения проектов увеличивается. Так, во втором классе, дети знакомятся и выполняют практико — ориентированные проекты: «Жалобная книга природы», «Правила дорожные — знать каждому положено!»; информационные исследовательскими проекты: «Самые полезные конфеты», «Мой питомец — попугай», «Удивительные свойства воды», «Вулканы» и др. Причем одна и та же тема может быть выполнена на разном уровне сложности.

Приведем пример видов проектно — исследовательской деятельности во 2 классе.

Тема: «Загадочное вещество — вода». Проблема: зачем и как беречь воду?

Можно по — разному подойти к решению проблемы: нарисовать плакат в защиту воды, составить памятку «Береги воду!», написать мини — сочинение, практическим путем изучить свойства воды и сделать вывод об их уникальности, составить сборник пословиц и поговорок о воде и пр. Ученики сами выбирают. Причем это может быть как индивидуальный, так и коллективный проект или исследование. Продолжительность работы над проектом увеличивается: 1 урок или 1 -2 недели.

В 3–4 классах работа еще более усложняется. Появляются долгосрочные проекты (от 1 месяца до года). В это время проекты могут быть практико — ориентированные, творческие, информационные с исследовательской, поисковой, творческой или прикладной деятельностью. Из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, а также ориентируясь на личные интересы и увлечения учащихся, выбираем темы для детских проектов и исследований: «Прикоснись к природе сердцем», «Чудо — электричество», «Традиции наших предков», «Заповеди класса», «День матери», «Подвиг моего народа во время Великой Отечественной войны», «Будь здоров!», «Басни дедушки Крылова» и пр. Проектная деятельность в учебно — воспитательном процессе может быть оформлена как фрагмент урока и как самостоятельный метод организации внеурочной деятельности. Она может быть включена в индивидуальное или групповое задание на уроке, в творческую форму домашнего задания, в коллективную разработку мероприятия, праздника.

Следует отметить, что для включения учащихся в проектно — исследовательскую деятельность, необходима знакомая младшим школьникам и значимая для них проблема, лишь в этом случае проектная деятельность будет способствовать их социализации формированию активной гражданской позиции, нравственному воспитанию.

Постепенно (со 2 класса) учащиеся становятся участниками научно — практических конференций разного уровня. Участие учащихся в подобных мероприятиях поддерживает одаренных и талантливых учащихся, способствует адаптации учеников к современным условиям жизни, способствует развитию активности и творческих способностей учащихся, формирует познавательные мотивы учения, вызывает желание совершенствовать собственные знания, умения и личностные качества.

В ходе проектно — исследовательской деятельности учащиеся приобретают исследовательские, информационные, рефлексивные, оценочные, презентационные навыки, навыки социального взаимодействия.

Итак, педагогическая значимость проектно — исследовательского метода состоит в том, что он:

-                   развивает личность каждого ребенка;

-                   открывает возможности формирования жизненного опыта;

-                   реализует принцип сотрудничества учащегося с учителем и сверстниками;

-                   сочетает коллективное и индивидуальное творчество;

-                   стимулирует познавательную активность, творчество и самостоятельность ребёнка.

-                   способствует активному вовлечению родителей в совместную деятельность.

В ходе проектно — исследовательской деятельности учащиеся приобретают исследовательские, информационные, рефлексивные, оценочные, презентационные навыки, навыки социального взаимодействия.

Таким образом, использование проектно-исследовательского метода учителем является важной и неотъемлемой частью учебно — воспитательного процесса в современных условиях. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.

 

Литература:

 

1.      Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)

2.      Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. Москва: Просвещение 2011.- 176 с.

3.      Полат Е. С., М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 2004.

4.      Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –– Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. — 80 с.

5.      Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2003.

6.      Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337–341]

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle