Библиографическое описание:

Сотникова В. А. Результаты управления качеством образования на основе педагогического мониторинга в образовательных организациях Александровского и Кировского районов Ставропольского края [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 95-98.

В статье подробно описываетсяуправление качеством образования в школе на основе педагогического мониторинга на примере двух районов Ставропольского края

Ключевые слова: управление качеством образования, педагогический мониторинг.

 

The article describes in detail the quality management of education in school-based pedagogical monitoring on the example of two districts of the Stavropol territory

Keywords: quality management of education, pedagogical monitoring.

 

Становление региональная системы оценки качества образования началось в период введения образовательных стандартов. В связи с этим перед регионами встала задача создать систему получения объективной информации о готовности образовательных организаций в соответствии с образовательными стандартами (в том числе — определение комплекса ресурсов, отражающих готовность к введению и освоению ФГОС НОО, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование, как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне образовательной организации, на основе которой можно будет принимать управленческие решения.

В данном исследовании под качеством образования следует понимать — комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [2], а под педагогическим мониторингом — систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития» [Майоров, 1998].

Для оценки качества условий готовности образовательной организации к введению и освоению ФГОС НОО, с помощью педагогического мониторинга будет отслеживаться состояние следующих ресурсов образовательных организаций: нормативно-правовое обеспечение, финансово-экономическое сопровождение, информационное обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, программно-методическое обеспечение, внеурочная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение, здоровьесберегающая деятельность, удовлетворённость родителей образовательным процессом.

Цель педагогического мониторинга — оперативно выявлять все качественные изменения ресурсов, происходящие в образовательных организациях края. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

В рамках мониторинга его объектами выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и преподаватели, обучающиеся, родительская общественность, и администрация), находятся в равных условиях. Условия образовательной организации в свою очередь, напрямую зависят от качества ресурсов.

Каждый отрезок интервала характеризует соответственно низкий, средний и высокий уровень состояния ресурса. Отрезки интервалов для каждого из 10 ресурсов определялись отдельно и носили неизменный характер в процессе всего исследования (таблица 1).

Таблица 1

Уровни состояния ресурсов, характеризующих готовность образовательной организации к введению и освоению ФГОС НОО

Ресурс образовательной организации

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Нормативно-правовое обеспечение

0–6,3

6,4–12,7

12,8–19

финансово-экономическое сопровождение

0–11,3

11,4–22,7

22,8–34

Информационное обеспечение

0–4

4,1–8,1

8,2–12

Кадровое обеспечение

0–27

27,1–54,1

54,2–81

материально-техническое обеспечение

0–4,6

4,7–9,3

9,4–14

программно-методическое обеспечение

0–5,6

5,7–11,3

11,4–17

внеурочная деятельность

0–7,3

7,4–14,7

14,8–22

психолого-педагогическое сопровождение

0–2

2,1–4,1

4,2–6

здоровьесберегающая деятельность

0–4,3

4,4–8,7

8,8–13

удовлетворённость родителей образовательным процессом

0–20

20,1–40,1

40,2–60

 

Таблица 2

Типология качества условий готовности образовательных организаций (муниципальных образований) к введению и освоению ФГОС НОО на основе трёхуровневой системы индивидуальных индексов

Индивидуальный ИНДЕКС готовности образовательной организации (муниципального образования) к введению и освоению ФГОС НОО

Низкий уровень

0–92,6

Средний уровень

92,7–185,3

Высокий уровень

185,4–278

Условия готовности образовательной организации (муниципального образования) к введению и освоению ФГОС НОО

плохие

удовлетворительные

хорошие

 

На основании уровня индивидуального индекса определяется качество условий готовности образовательной организации (муниципального образования) Ставропольского края к введению и освоению ФГО НОО в период с 2011–2012 по 2014–2015 учебный год.

База исследования: 567 образовательных организаций Ставропольского края. В эксперименте участвовали обучающиеся, педагоги и родители 1–4-х классов. Исследование проводилось в течение 4 лет.

Для обобщения и обработки данных вся информация была собрана в общую таблицу, в которой возможно отследить состояние ресурсов как отдельной образовательной организации, так и муниципального образования в целом. А также средний показатель по Ставропольскому краю. Рассмотрим динамику качества условий готовности образовательных организаций (муниципальных образований) на примере Александровского и Кировского районов.

В 2011–2012 учебном году индивидуальный ИНДЕКС готовности образовательных организаций в Александровском районе характеризовался низким уровнем и составил 77,8 баллов. Соответственно условия готовности образовательных организаций данного района к введению и освоению ФГОС НОО были плохими. Из 13 образовательных организаций, участвующих в мониторинге, только 4 имели ИНДЕКС готовности среднего уровня (МОУ СОШ № 4–128; МОУ СОШ № 6–101; МОУ ООШ № 12–141; МОУ ООШ № 16–95). Индивидуальный ИНДЕКС готовности образовательных организаций в Кировском районе также характеризовался низким уровнем и составил 73,5 баллов, что констатирует плохие условия готовности образовательных организаций данного района к введению и освоению ФГОС НОО. Из 13 образовательных организаций всего 2 имели ИНДЕКС готовности среднего уровня (МБОУ СОШ № 3 и МБОУ СОШ № 8).

В 2012–2013 учебном году индивидуальный ИНДЕКС готовности к введению и освоению ФГОС НОО Александровского района вырос по сравнению с прошлым годом на 22.7 балла и составил 100,5 баллов, что означает переход района из типа плохих условий готовности к введению и освоению ФГОС НОО в тип хороших условий. Этот переход состоялся за счет улучшения нормативно-правого обеспечения на 1,4 балла (МОУ СОШ № 2–8; МОУ СОШ № 12–8; МОУ СОШ № 16–7), улучшения финансово-экономического сопровождения в МОУ СОШ № 3, МОУ СОШ № 12, улучшения информационного обеспечения в МОУ СОШ № 2, МОУ ООШ № 11, МОУ ООШ № 16, улучшения состояния кадрового обеспечения на 6,2 балла, материально-технического обеспечения на 1 балл, улучшения программно-методического обеспечения на 1,1 баллов, внеурочной деятельности на 1 балл, психолого-педагогического на 0,5 балла, здоровьесберегающей деятельности на 1,2 балла, повышением удовлетворённости родителей образовательным процессом на 6,6 балла.

В Кировском районе в 2012–2013 учебном году также наблюдается увеличение индивидуального ИНДЕКСА готовности образовательных организаций к введению и освоению ФГОС НОО на 4,7 баллов и составил 78,2 балла, соответственно состояния ресурсов данного муниципального образования имеет по-прежнему низкий уровень. Минимальное улучшение наблюдается в состоянии такого ресурса, как здоровьесберегающая деятельность — 0,1 балл (МБОУ СОШ № 6 +1 балл), максимальное улучшение фиксируется в состоянии кадрового обеспечения — 1,8 балла (МБОУ СОШ № 26 +1 балл и МБОУ СОШ № 13 +22 балла).

В 2013–2014 учебном году Александровский район продолжил улучшение состояния качества ресурсов и индивидуальный ИНДЕКС готовности образовательных организаций к введению и освоению ФГОС НОО вырос на 27,4 балла и составил 127,9 баллов. Состояние всех ресурсов в этом году достигло среднего уровня. В кировском районе также продолжается улучшение состояния качества ресурсов, но темпы прироста значительно меньше, чем в Александровском районе, так индивидуальный ИНДЕКС вырос всего на 8,9 балла и составил 87,1 баллов, что свидетельствует о плохих условиях готовности образовательных организаций данного района к введению и освоению ФГОС НОО. В 2013–2014 учебном году только удовлетворённость родителей образовательным процессом перешла на средний уровень, состояние остальных ресурсов находится на низком уровне.

В 2014–2015 учебном году индивидуальный ИНДЕКС готовности образовательных организаций Александровского района к введению и освоению ФГОС НОО вырос на 62,4 балла и составил 190,3 балла, что означает переход данного района из типа удовлетворительных условий в тип с хорошими условиями готовности. Практически состояние всех ресурсов данного муниципального образования имеет высокий уровень (кроме нормативно-правового обеспечения, финансово-экономического сопровождения и внеурочной деятельности, которые имеют средний уровень).

Следует отметить, что в Кировском районе, в 2014–2015 учебном году ситуация обстоит намного хуже, индивидуальный ИНДЕКС составил 92,6 балла, а это означает, что качество условий готовности данного муниципального образования к введению и освоению ФГОС НОО по-прежнему констатируется плохим. Из 10 оценивающихся ресурсов, только 4 перешли на средний уровень. Кировский район — это одно муниципальное образование, которое в течении всего исследуемого периода не смогло перейти из типа плохих условий готовности к введению и освоению ФГОС НОО в Ставропольском крае.

Данные таблиц, характеризующих состояние, соответствующих ресурсов, указывает на положительную динамику качества состояния всех ресурсов образовательных организаций Андроповского и Кировского районов. Прирост наблюдался в более ускоренном темпе в Александровском районе и в более медленном в Кировском районе. Разница между динамикой индивидуальных ИНДЕКСОВ готовности образовательных организаций данных районов в период за четыре года составила 93,39 баллов.

Данные таблиц были подвергнуты корреляционному анализу, с помощью которого удалось подтвердить, что связь между выбранными ресурсами образовательных организаций статистически значима и положительна. Полученная прямо пропорциональная зависимость говорит о том, что чем выше уровень состояния одних ресурсов, тем выше уровень состояния других и наоборот.

 

Литература:

 

1.                  Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. Книга 1. — СПб.: Изд-во «Образование — культура», 1998. — 344 с.

2.                  Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

3.                  Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle