Эстетическое восприятие изображения выразительного образа человека | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 11.08.2015

Статья просмотрена: 426 раз

Библиографическое описание:

Аникина, А. П. Эстетическое восприятие изображения выразительного образа человека / А. П. Аникина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8618/ (дата обращения: 18.04.2024).

На протяжении всего дошкольного детства мы формируем личность ребенка, обучаем и воспитываем его, помогаем войти в окружающий мир, открыть его для себя и занять в нем свое место. Цель пребывания ребенка в детском саду — всестороннее развитие личности, необходимо научить ребенка видеть и переживать краски и оттенки всего, что его окружает, и только тогда он сможет комфортно ощущать себя в окружающем мире. Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых (педагогов, родителей) имеет неоценимое значение для всестороннего развития. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) включается в педагогический процесс дошкольного учреждения с первой младшей группы. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей интерес к художественно-творческой деятельности, развить творчество.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, изобразительная деятельность не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Изучая в своей работе особенности и педагогические условия формирования выразительного образа человека в рисунке детей старшего дошкольного возраста, мы, таким образом, мы исследуем особенности не только техники рисования, но и эмоциональной сферы детей. Выбранная тема является одним из средств эстетического воспитания, которое мы осуществляем через такую деятельность, как рисование, где дети используют различные материалы: краски, акварель и гуашь, карандаши и пастель, при этом могут эти материалы комбинировать в своем рисунке.

Существующие в настоящее время немногочисленные теоретико-экспериментальные исследования, посвященные эмоционально эстетическому воспитанию дошкольников, не учитывают особенности формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей старшего дошкольного возраста. Отсутствуют конкретные рекомендации для воспитателей, раскрывающие содержание, формы и средства педагогического воздействия, направленного на распознавание детьми эмоций и обучение их технике рисования человека с передачей его характерных эмоциональных черт и душевного состояния, что позволяет сделать вывод об отсутствии целостного подхода к решению указанной проблемы и определяет ее актуальность.

Восприятие образа человека для ребенка намного сложнее, потому что этот образ окрашен эмоционально, он передает отношение ребенка к этому персонажу, которое можно выразить при помощи цвета, мимики, позы, частей тела, динамики и т. д. Важно то, что ребенок не просто воспринимает персонажа таким, каков он есть, а наделяет его собственным эмоциональным отношением в данному образу человека. Эстетика, в данном случае, позволяет раскрыть чувство прекрасного, формирует способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы.

В педагогике присутствует противоречие между потребностями педагогического процесса эмоционально эстетического воспитания дошкольников, направленного на распознавание эмоций, а так же отражение эмоционально-выразительного образа человека в рисунках детей старшего дошкольного возраста, и недостаточной разработанностью методического и дидактического обеспечения, необходимого и достаточного для отображения эмоционального состояния человека в детских рисунках.

Эстетически воспитывая ребенка, мы приобщаем его к миру искусства — в нашем случае знакомство с художниками — портретистами, скульптурами человека, с иллюстрациями сказок, где изображены главные герои — люди. А в этом мире обязательно присутствует эстетическая оценка, связанная с эмоциями и чувствами детей, чтобы они смогли нарисовать или вылепить необходимо разнообразие своих впечатлений, отразить собственное отношение к данному персонажу.

Рисование — это не только доступная ребенку деятельность, но и возможность проявить себя творчески, выразить свое эмоциональное отношение, как можно точнее, технически передать свои знания об окружающем, а конкретнее в выразительных образах человека.

У ребенка важно также выработать и эстетическую оценку, способность эстетически оценивать все предметы и явления окружающей действительности, т. к. этой оценке подлежат все предметы, доступные восприятию или воссоздаваемые изображения и вызывающие у человека специфическую эмоциональную реакцию — эстетическое чувство.

Поэтому следует опираться на особенности эмоциональной сферы детей, т. е. развивать их эмоционально — эстетическую чувствительность к специфическим воздействиям различных видов искусства, чтобы всякое эстетическое отношение проявлялось в деятельности, в нашем случае изобразительная деятельность, а конкретно — рисование, где результатом является детский рисунок человека.

Развитие эмоциональной сферы, формирование ручной умелости, обучение технике рисования, воспитание чувственной оценки восприятия — все это необходимые для формирования выразительного образа человека условия. Эти условия можно создать или организовать в продуктивной деятельности дошкольника — в рисовании.

Чтобы успешней научить детей рисованию, умению выразительно изображать рисунок, в данном случае портрет человека, педагогу необходимо правильно руководить творческим процессом ребенка на занятиях изобразительной деятельности:

1)      обучать технике рисования — развивать способность к специальным движениям с карандашом и кистью;

2)      в полной мере дать возможность детям прочувствовать изображаемый образ, передать субъективное отношение ребенка к персонажу;

3)      в обучении ребенка в создании изображения человека очень важно педагогу опираться на эмоциональную сферу детей, т. е. развивать их эмоциональную чувственность.

Эти качества развиваются у него в процессе жизни. Так же этот процесс можно проследить и, в рисунке ребенка для того, чтобы образ в рисунке не получился безликим, а живым, чтобы ребенок мог хорошо изобразить отличие между хорошим и плохим героем его портрета, важно воздействовать педагогу на эмоции ребенка, развивать эмоциональную чувствительность.

Поэтому эстетика, эстетическое восприятие и детское изотворчество является примером тому, что уже ребенок-дошкольник не просто учится, а способен создавать общественно значимы художественные ценности!

Воспитывая эмоции ребенка, мы закладываем основу развития чувств. Чувства представляют собой устойчивые эмоциональные отношения к другим людям и явлениям действительности.

В отечественной психологии существует деятельностный подход в понимании эмоций, на первый план ставятся отношения эмоциональных явлений и деятельности. Как отмечают Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, «эмоции являются необходимым условием для деятельности, зависят от нее, определяются особенностями ее протекания. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею. Характер эмоционального процесса зависит от структуры деятельности, эмоциональное переживание вызывает сам процесс деятельности» [7].

Ручная умелость [по Т. С. Комарова] объединяет технику рисования, обучение детей формообразующим движениям и сенсомоторные движения ручная умелость обеспечивает качественность и выразительность образов создаваемых детьми и является условием развития художественно-творческих способностей и творчества [5].

Тщательность прорисовки являются средством для выражения отношения к изображаемому. Ребенок, в своих рисунках создавая выразительный образ человека развивает свое воображение, фантазию, изображает свою модель окружающего мира, высказывает художественным языком свои впечатления и эмоциональное отношение, используя выразительные средства рисования, предварительно заполнив свой опыт багажом определенных знаний, умений, навыков.

Художественный образ создается на плоскости с помощью различных карандашей, красок, пастели, сангины, угля и т. д. Различают следующие виды рисования: предметное (создание отдельного предмета), сюжетное (передачи сюжета на тему литературного произведения, детской жизни), декоративное (изображение узоров и орнаментов). Именно в рисунках ребенок отображает все то, что знает и чувствует. Мы предполагаем, что рисование как продуктивный вид деятельности дает благоприятную почву для формирования выразительного образа человека, благодаря формированию эмоций, ручной умелости и обучению технике рисования, как базы, необходимой для воспитания эстетически чувственной оценки у ребенка — дошкольника.

Выводы: Чтобы сформировать способность, умение выразительно изображать портрет человека, педагогу необходимо руководить творческой деятельностью ребенка при рисовании:

-                   обучать технике рисования — развивать способность к специальным движениям с карандашом и кистью;

-                   формировать эмоциональное чувственное восприятие явлений, а так же образование отчетливых ясных представлений, все это составляет полноту сенсорной основы рисования;

-                   при обучении ребенка созданию изображения человека педагогу важно развивать их эмоциональную чувственность детей.

 

Литература:

 

1.                  Антонова Т. В., Зацепина М. Б., Антонова А. В. и др. Этическое и эстетическое воспитание: методические рекомендации / Под ред Т. С. Комаровой, О. К. Крамаренко.- М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007.

2.                  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1990.

3.                  Антонова А. В. Эстетическое воспитание и образование в истории философии и педагогики./ Сб. «Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей».- Ч.1.- 2009.

4.                  Т. С. Комарова Детское художественное творчество. — М.: Мозаика- Синтез, 2008.

5.                  Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников.

6.                  М.: Педагогическое общество России, 2005

7.                  Лилов А. Природа художественного творчества.- М., 1981.

Основные термины (генерируются автоматически): техник рисования, изобразительная деятельность, ребенок, выразительный образ человека, ручная умелость, окружающий мир, рисование, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера детей, педагогический процесс.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного...

старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера детей, изобразительная деятельность, эмоция, ребенок, развитие, программа, ведущий способ развития, проективный рисуночный Тест, подготовительный этап.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

Так же в процессе рисования развивается зрительно-двигательная координация, ручная умелость к письму.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей...

Особенности эмоционального отношения детей к своим работам...

Автор рассматривает развитие эмоциональной сферы дошкольника как основу формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.

Модель формирования эмоционально-выразительного образа...

Моделируя процесс формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей, следует

Цель — овладение детьми изобразительным языком передачи художественного образа человека в портретном рисунке (формирование «ручной умелости»...

Специфика формирования художественного образа в рисунках...

умелость» (владение техникой рисования) (Комарова Т. С., Казакова Т. Г. и др.). В своих исследованиях ученые (Казакова Т. Г., Комарова Т. С. и др.) рассматривают показатели качества художественного образа (нахождение адекватных изобразительновыразительных...

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие... Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках

Развитие эмоциональной сферы, формирование ручной умелости, обучение технике рисования, воспитание чувственной оценки восприятия — все это необходимые для формирования выразительного образа человека условия.

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

В дошкольном возрасте в процессе изобразительной деятельности у детей углубляются знания об окружающем мире, о средствах и

В процессе изобразительной деятельности развивается не только ручная умелость, но и зрительно-двигательная координация.

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии...

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного...

старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера детей, изобразительная деятельность, эмоция, ребенок, развитие, программа, ведущий способ развития, проективный рисуночный Тест, подготовительный этап.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

Так же в процессе рисования развивается зрительно-двигательная координация, ручная умелость к письму.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей...

Особенности эмоционального отношения детей к своим работам...

Автор рассматривает развитие эмоциональной сферы дошкольника как основу формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.

Модель формирования эмоционально-выразительного образа...

Моделируя процесс формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей, следует

Цель — овладение детьми изобразительным языком передачи художественного образа человека в портретном рисунке (формирование «ручной умелости»...

Специфика формирования художественного образа в рисунках...

умелость» (владение техникой рисования) (Комарова Т. С., Казакова Т. Г. и др.). В своих исследованиях ученые (Казакова Т. Г., Комарова Т. С. и др.) рассматривают показатели качества художественного образа (нахождение адекватных изобразительновыразительных...

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие... Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках

Развитие эмоциональной сферы, формирование ручной умелости, обучение технике рисования, воспитание чувственной оценки восприятия — все это необходимые для формирования выразительного образа человека условия.

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

В дошкольном возрасте в процессе изобразительной деятельности у детей углубляются знания об окружающем мире, о средствах и

В процессе изобразительной деятельности развивается не только ручная умелость, но и зрительно-двигательная координация.

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии...

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.