Библиографическое описание:

Байрамуков Ю. Б. Генезис проблемы патриотического воспитания офицерских кадров в философском, социальном и психолого-педагогическом аспектах [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 1-3.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся становления и развития патриотического воспитания в российском государстве с XIVвека до современной эпохи. В ней подчеркиваются взгляды исследователей на проблему воспитания будущих офицеров в различных научных контекстах. Автор делает выводы, что использование лучших традиций отечественного воспитания является важнейшим условием по патриотическому воспитанию офицерских кадров.

Ключевые слова:патриотизм, воспитание, нравственность, офицер, патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание.

 

В условиях коренных перемен в жизни нашей страны, сложных социально-экономических проблем как никогда становится важным обеспечение формирования у молодых людей патриотических качеств. Проблема патриотического воспитания как фактора становления защитника Отечества возрастает в силу ее особой значимости для развития личности как феномена, интегрирующего в себе интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы.

Проблема воспитания офицерских кадров, на наш взгляд, соотносится в первую очередь с проблемой общественного служения, в том числе — с исследованием концепта «патриотизм», в философском, социальном и психолого-педагогическом контекстах.

Говоря в этой связи о личности защитника отечества, «государева человека» (по определению Пётра I), обратимся в рамках проблемы исследования к суждению В. А. Ядова, который подчёркивал, что любой личности присуща иерархически организованная система диспозиций, вершину которой образуют базовые ценностные ориентации как продукт воздействия всей совокупности условий жизнедеятельности [1, с.93]. Здесь объяснительным понятием является «ценность», которая есть указание на человеческое, социальное, культурное значение явлений действительности. Преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, ценность может приобрести для человека личностный смысл, т. е. включаться в структуру его личности, что особенно значимо для военного человека.

Личностные ценности осознаются, они отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций и служат важным фактором регуляции социальных взаимоотношений людей и поведения индивида в обществе, в своём отношении к делу, к долгу, к чести, и в формировании облика военного человека нашли отражение «богатые традиции, которые в России складывались веками, цементируя в свое содержание все то, что нравственно ценное, что определяло моральный облик человека». Так, в преданиях и легендах, в пословицах, сказках и песнях поступок во имя Родины, проявленный в борьбе с врагами, воспевался народом, становился одним из идеалов личности, к которому стремилась молодежь, который одобрялся в семье, в обществе. И девальвация этих ценностей всегда оказывала негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения и страны, стремительно снижала воспитательное влияние российской духовности и культуры.

К числу важнейших духовных ценностей русского народа относился патриотизм, который во все времена он являлся важнейшим источником жизнедеятельности страны, государства, народа. В то же время патриотизм всегда являлся важной составляющей этики православия. Он определялся следующей иерархией ценностей: государь, православие, православное христианство — и рассматривался как осознанное стремление сделать все для укрепления и процветания отечества. Причём, если в XVI в. патриотизм отождествлялся, в первую очередь, со службой государю, то в следующем столетии толкуется уже как служба отечеству.

Слово «патриотизм» и является производным от латинского «patria» (отечество) и используется как обозначение национального единства, идентификации индивида с прошлым, настоящим и будущим своей страны. В русском языке, по наблюдениям М. Н. Хромовой [2, с.379], слово «патриот» впервые было введено Петром I, и изначально делался акцент на военной стороне патриотизма, так как в петровскую эпоху идея службы Отечеству была очень сильна. В процессе развития идей патриотизма его толкование ширилось, связывалось не только с военным аспектом, но и с гордостью за свою страну, народ и др.

В философском контексте понятие патриотизма многогранно и рассматривается как явление, как чувство любви к Отечеству и как сознание. По мнению С. Н. Климова, С. И. Музякова, исследовавших данный феномен, патриотическое самосознание формируется на протяжении всей жизни личности и зависит от выбора жизненной стратегии, направленности, его ценностных предпочтений. Оно определяется как соотнесение человеком своих личностных качеств и возможностей с требованиями социума и «может рассматриваться как система установок по отношению к себе как субъекта служения Отечеству, как определенная готовность человека в этой связи к осознанным деятельности и поведению» [3, с.42]. Не случайно величайшие русские философы, писатели, педагоги обращались к проблеме патриотизма.

Так, А. Н. Радищев готовность к самопожертвованию во имя своей Родины считал коренной чертой русского народа, подчёркивая, что «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же» [4, с.42]. Н. Г. Чернышевский утверждал, что «историческое значение каждого человека измеряется заслугами Родине, а человеческое достоинство — силой его патриотизма» [5, с.27].

Русский философ и богослов А. В. Фроловский считал, что «патриотическая любовь должна возрастать в суровом внутреннем искусе» [5, с.68]. В. В. Розанов, русский писатель, публицист и философ к основным духовным ценностям относил «преклонённость перед Отечеством и внутреннюю жертвенность», считая, что должно любить ее (Россию) даже до «наоборот нашему мнению» [6, с.496]. «Любить, верить и служить России — вот программа» — писал он, и в этой краткой фразе, на наш взгляд, отражен смысл жизни офицера. Подобное понимание патриотизма свойственно также В. С. Соловьеву, С. Н. Булгакову, А. Ф. Лосеву.

Самобытно развивают эту точку зрения Н. К. Рерих и И. А. Ильин. По мнению Н. К. Рериха, обучаясь защищать Родину, солдат, офицер одновременно обучается и защите своей человеческой значимости, ибо «защита Родины есть защита и своего достоинства» [7, с.382]. И. А. Ильин утверждал, что «любовь к Родине должна быть осмысленной, как творческий акт духовного самоопределения, ибо только в этом виде своем она достигает истинной высоты и зрелости, сообщая последнюю санкцию и «нужде», и «долгу», и «чести»» [8, с.235].

Значимый вклад в патриотическое воспитание внесли педагоги, стоящие на позициях национального воспитания, считающие основой воспитания любовь к Отечеству (А. А. Мусин-Пушкин, В. С. Вахтеров, В. Н. Сорока-Росинский), а также К. Д. Ушинский, А. Ф. Бестужев. К примеру, предложенные А. Ф. Бестужевым правила нравственного служения отечеству не потеряли своей актуальности и сегодня: «…Храните законы <…> защищайте Отечество от нападений неприятельских; доставляйте Отечеству все те выгоды, какие только состоят в возможности вашей» [9, с.440].

В настоящее время сущностная сторона патриотизма и патриотического воспитания граждан Российской Федерации рассматривается, как правило, как сложное духовное, социокультурное и педагогическое явление, связанное с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к деятельности на благо Отечества, развитие личности с высокими патриотическими убеждениями, чувствами и активными действиями во имя возрождения и процветания России, защиты ее интересов, стремлением к обеспечению безопасности личности, общества и государства.

В контексте проблемы военного воспитания интересна мысль И. П. Гладилиной о том, что среди проблем патриотического воспитания молодых людей, будущих защитников Родины, многое объясняется тем, что оно в основном ассоциируется с историей, с прошлым, имеет слабую связь с геополитическими процессами современного мира, а следовательно, не имеет перспективной составляющей [10, с.145]. В этой связи считаем необходимым отметить, что ещё В. А. Сухомлинский обращал внимание на то, что патриотическое сознание, любовь к Родине предполагают глубокое осмысление современности [11, с.175].

По мнению многих исследователей, развитие патриотизма невозможно без понимания национальной идеи, что особо значимо в контексте воспитания будущих офицеров, так как природа армии такова, что она всегда нуждается в четких и устойчивых духовных ориентирах, официально принятых и закрепленных государством приоритетных духовных ценностях.

Интересна мысль И. А. Алехина и В. И. Марченкова о том, что офицерская профессия в России — это своего рода апостольство и подвижничество, в связи с чем образ жизни и профессиональное назначение каждого офицера требуют устойчивой духовно-нравственной мотивации, при этом здесь «явно недостаточны материальные условия и факторы», так как «в отличие от наемника, российский офицер духовно нацелен на выполнение своей смысложизненной программы, что вовсе не исключает и важности материальных факторов» [12, с.29]. Для российских офицеров патриотизм всегда был одним из показателей их нравственного сознания. В отличие от утилитарно-прагматичного патриотизма западного толка российский патриотизм традиционно был более духовным, более иррациональным и предметно-созерцательным. Исторически русский человек привык любить свою Родину не за материальное вознаграждение, а просто потому, что она дана ему от Бога, что он здесь родился, вырос, обрел близких сердцу людей и родные просторы.

Современными исследованиями проблемы патриотического воспитания отражены в научных работах таких ученых как А. А. Агаева, А. В. Барабанщикова, Л. А. Бублика, А. К. Быкова, Ю. С. Васютина, Д. А. Волкогонова и др. В своих исследованиях ученые раскрывают суть явления патриотического воспитания, детально рассматривают направления содержания патриотического образования. Они отмечают, что необходимо формировать четкость системы патриотического воспитания, утверждают, что оно должно рассматриваться «как часть воспитания в педагогическом смысле, как одно из направлений концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России патриотическое воспитание предстает как неотъемлемая его часть».

Таким образом, создание современной системы патриотического воспитания требует учета современной российской действительности во всей ее неоднозначности и многогранной сложности и лучших традиций отечественного воспитания, которые сложились на протяжении всей истории России.

 

Литература:

 

1.      Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 92–105.

2.      Хромова М. Н. Идеи патриотизма в трудах отечественных философов и педагогов // Фундаментальные исследования. 2014. № 5. С. 379–382

3.      Климов С. Н., Музяков С. И. Творчество выдающихся философов России как фактор формирования патриотизма в вузе // Вестник Военного университета. 2012. № 1. С 42–50.

4.      Радищев А. В. Избр. педаг. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1952. 188 с.

5.      Саккулин А. А., Макаров Ю. А. Василий Васильевич Розанов и фрейдизм. Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2004. 27 с.

6.      Розанов В. В. Мимолетное. 1915. // Русская идея: антология: сост. и авт. вступ. статьи: М. А. Маслин: М.: Республика: 1992. 496 с.

7.      Рерих Н. К. Избранное/ Сост. В. М.Сидоров. — М.: Сов. Россия. 1979. 382 с.

8.      Ильин И. А. О сущности правосознания. / Подготовка текста и вступительная статья И. Н. Смирнова. М.: «Рарогъ», 1993. 235 с.

9.      Цит. по: История педагогики в России. Хрестоматия / сост. С. Ф. Егоров. — М.: Академия. 2000. 440 с.

10.  Гладилина И. П. Проблемы воспитания патриотизма в педагогической науке и практике // Инновационные проекты в воспитании детей, подростков и молодёжи: материалы Международной научно-практической конференции (21–22 марта 2007 г.). — М., 2007. — С. 145–162.

11.  Сухомлинский В. А. Родина в сердце / сост. А. И. Сухомлинская, Л. В. Голованов. — М.: Молодая гвардия, 1978. 175 с.

12.  Алехин И. А., Марченков В. И. Консолидация общенациональной идеи в духовно-нравственном воспитании российских офицеров // Мир образования — образование в мире. 2012. № 4 (48). С. 29–36.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle