Библиографическое описание:

Мацкявичене Ю. А. Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры учащихся [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 84-87.

Целью данной статьи является рассмотрение актуальных проблем развития речевой культуры учащихся в современных условиях формирования речевой среды, основными задачами при этом стали: изучение интереса к культуре речи, выяснение причин «засорения» языка, анализ современных УМК по русскому языку. Для практического решения проблемы предложены рекомендации по совершенствованию речевой культуры учащихся.

Ключевые слова: речевая культура, норма, языковая норма, современный русский литературный язык, речевая ситуация, речевая среда, стилистика, виды чтения, текст, высказывание.

 

 В настоящее время проблемы речевой культуры волнуют не только представителей лингвистики, методики преподавания, психодидактики, педагогов, практикующих учителей и преподавателей русского языка, но и государственных и общественных деятелей. В связи с этим в 2005 году введен Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» [6]. Позже были внесены изменения в часть 7 статьи 4 настоящего закона, вступившие в силу с 1 июля 2014 года, в которых прописано, что в целях защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации федеральные органы государственной власти в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации, в том числе за использованием слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, путем организации проведения независимой экспертизы [7].

Причину всеобщей обеспокоенности понять и объяснить можно, связав понятия речевой культуры и культуры поведения и общения населения страны в целом. Во все времена русский язык находился под влиянием других языков, что вовсе не обедняло его, а наоборот обогащало. Но есть обстоятельства, которые негативно сказываются на состоянии культуры речи. Причин «засорения» речевой среды множество, например: использование слов-паразитов, необщеупотребительной лексики (жаргонизмов, арготизмов, просторечных слов и выражений), нарушение литературных норм произношения, словоупотребления, построения предложений, согласования слов, свободное употребление ненормативной лексики в различных речевых ситуациях, обеднение средств языковой выразительности или использование их на бытовом уровне в качестве просторечий. Следует также отметить, что словарный запас снижается, особенно у школьников. Уровень речевой культуры является показателем состояния общей культуры человека. Иногда образованные, культурные люди намеренно нарушают речевые нормы либо с целью популяризации своей персоны (приблизиться к народу, выглядеть простачком), либо с целью привлечения внимания к себе. Чрезмерная несдержанность человека в поведении отражается и в его речи. Зачастую взрослые бесконтрольно ведут себя в семье и соответственно своему поведению общаются с детьми. Так, в школу идут дети, не совсем осознающие, нормативна ли их лексика или нет, потому что знание языка получено ими из окружающей речевой среды. «Маленький ребенок неустанно анализирует языковые явления, осуществляет категоризацию языковых единиц, добывает правила, которыми тут же начинает пользоваться в своей речевой деятельности. Он строит свой собственный лексикон, свою грамматику и прочие компоненты того, что мы называем индивидуальной языковой системой» [8, 28].

Сегодня государству необходимы грамотные специалисты, пригодные к профессиональному росту, поэтому показателем профессионализма является уровень владения речевой культурой. В связи с этим во многих образовательных организациях введена дисциплина «Культура речи», а выпускники школ на ЕГЭ по русскому языку должны продемонстрировать свои знания и умения в области употребления всех речевых норм. «Норма — это существующие в данное время в данном языковом коллективе и обязательные для всех членов коллектива языковые единицы и закономерности их употребления» [3,12].

Культурная речь — речь, построенная в согласии с нормами современного русского литературного языка. Соблюдать нормы современного русского литературного языка — означает знать правила и традиции употребления единиц языка в области фонетики и орфоэпии, лексики, грамматики, орфографии и пунктуации (для письменной речи), стилистики и в соответствии с этим выстраивать свои высказывания [1]. Речь должна быть не только нормативной, но и коммуникативно-содержательной, то есть отличаться правильностью, чистотой, точностью, выразительностью, логичностью, уместностью и богатством. «Правильность речи — непременный, но элементарный критерий речевой культуры. Подлинная высота речевой культуры определяется разнообразием способов выражения того же смысла, находящихся в распоряжении говорящего, точностью и целесообразностью их выбора соответственно коммуникативной задаче» [2,46].

Литературный язык — это общий язык письменности народа, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме. Этот язык считается образцовым. В последнее время учителя русского языка и литературы сталкиваются с тем, что большинство учащихся плохо читают или вообще не читают, излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме не умеют. Это не значит, что они не говорят или не пишут, другими словами, их коммуникативные навыки находятся на низком уровне развития. Организация работы по формированию речевой культуры школьников становится сверхзадачей для предметника, так как в огромном, зачастую ненормативном, информационном потоке телевидения, радиовещания, интернета учащиеся вращаются с раннего детства и почти круглосуточно. Как же выстроить учебную деятельность согласно всем требованиям программы и стандартов? Существуют различные методические рекомендации по организации работы на уроке с целью формирования и развития коммуникативно-речевых компетенций в 5–9 классах.

Во-первых, следует уделить внимание чтению текстов разных стилей и жанров. В своей работе необходимо использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое. Поскольку при обучении русскому языку реализуется текстоцентрический подход (текст является объектом и средством изучения), рекомендуется выполнять с учащимися разные виды анализа текста. При чтении обязательно отрабатывать интонационные навыки, формирующие выразительность речи. Так, например, можно предложить прослушать в аудиозаписи тексты, читаемые лучшими актерами нашей страны, а уже потом самим учащимся потренироваться в выразительном чтении.

Во-вторых, на каждом уроке учитель должен проводить словарную работу, в ходе которой закрепляются не только лексическое значение слова, но и его правописание, произношение, употребление с другими словами в составе предложения, текста. Правильно организованная словарная работа позволит в дальнейшем избежать ошибок в словоупотреблении.

В-третьих, очень важно научить детей ориентироваться в речевом пространстве, понимать, какие слова, обороты, выражения, грамматические конструкции характерны для той или иной речевой ситуации, чтобы самостоятельно создавать свое высказывание в рамках функционального стиля. При анализе текста рекомендуется разбирать стилистические особенности и своеобразие употребления стилистически окрашенных слов и выражений.

В-четвертых, задания по редактированию текста позволяют выработать умение находить нарушения в употреблении языковых норм, а работа с деформированным текстом формирует навыки правильного оформления текста определенного функционального стиля и жанра.

В-пятых, одной из важных задач учителя является умение организовать работу по поиску нужной информации, поэтому необходимо вовремя направить учащихся к словарям и справочникам, так как чтение специальной литературы не только обогащает новыми знаниями, но и развивает речевую культуру. Как правило, рекомендуется чаще заглядывать в орфоэпический и толковый словари. Соблюдение акцентологических (правильное ударение) и орфоэпических (правильное произношение звуков) норм актуально в последнее время, потому что устная речь является средством широкого общения. На уроках необходимо проводить орфоэпические диктанты, использовать прием «карточка соседу», при котором ребята на карточке подбирают слова, в которых нужно расставить ударение или указать верное произношение, а потом передают своему однокласснику, контроль осуществляется в виде взаимопроверки. Конечно, в идеальном варианте предлагается вести собственные орфоэпические, орфографические, толковые словарики, справочники.

В-шестых, большие трудности у учащихся вызывают грамматические нормы в употреблении морфологических форм и синтаксических конструкций. При изучении частей речи в школьном курсе грамматики русского языка необходимо остановиться на подробном рассмотрении языковых норм. Например, при изучении имени существительного обратить внимание учащихся на наиболее частые нарушения норм в категории рода, числа и падежа. Трудности вызывают несклоняемые существительные (кофе, кенгуру) и названия лиц по профессии или роду деятельности, существительные с основой на мягкий согласный (тюль, мозоль) при определении категории рода. Допускаются ошибки при формообразовании родительного падежа при отрицании (времени), а также в родительном падеже множественного числа в названии парных предметов (чулок, носков), названии национальностей (осетин), единиц измерения (граммов, ватт) и т. д. При изучении причастий и деепричастий следует акцентировать внимание учащихся на правильное грамматическое построение предложений с причастным и деепричастным оборотами.

В-седьмых, необходимо проводить регулярную работу по правильному употреблению предлогов. Некоторые сочетания нужно будет просто запомнить, например: по приезде, скучаю по вас, в заключение. Огромную роль играет здесь правильное стилистическое оформление своих высказываний, поэтому следует объяснить учащимся, как осуществляется выбор падежа, которым управляет предлог, и какое вследствие этого будет окончание у существительного и местоимения. Эффективно и уместно здесь использование игровых технологий, ТРИЗ.

Нарушения могут быть в любых языковых нормах. Главное — на определенном этапе изучения русского языка обязательно работать по усвоению грамматических норм, уделять время возникающим вопросам и их решению.

Современные учебно-методические комплекты по русскому языку под редакциями М. М. Разумовской, А. Д. Шмелева в полной мере отвечают всем требованиям ФГОС ОО и содержат богатый, насыщенный материал для развития речевой культуры учащихся, начиная с 5 класса. Авторы данных учебно-методических комплектов придерживаются текстоцентрического подхода в обучении русскому языку. К примеру, в учебнике М. М. Разумовской для 6 класса есть рубрика «Учимся читать и пересказывать лингвистический текст» с применением техники изучающего чтения, просмотровое чтение используется в упражнениях под рубрикой «Учимся говорить на лингвистическую тему». Не менее важные рубрики: «Учимся анализировать текст», «Учимся собирать и систематизировать информацию», «Учимся создавать текст», «Учимся работать с текстом» и другие — включены во все параграфы учебника. Для формирования и развития коммуникативных компетенций учащихся по развитию речевой культуры создан раздел «Учимся употреблять средства языка» в параграфе 28 «Как исправить текст с неудачным повтором» и для отработки навыков предложены 12 упражнений [4, 116–120]. Этим работа по культуре речи не ограничивается. В ходе изучения различных тем курса русского языка в 6 классе обязательно делается акцент на формирование навыков учащихся по созданию грамотных, в соответствии со всеми речевыми нормами, высказываний разных стилей и жанров, поэтому учебно-методический комплект М. М. Разумовской окажет бесценную помощь учителю в учебной деятельности.

Учебник под редакцией А. Д. Шмелева построен по модульному принципу, и это его преимущественное отличие от многих других учебников. Например, учебник по русскому языку для 5 класса состоит из восьми глав: «Наш родной язык», «На каком языке мы говорим», «Как язык служит для общения», «В чем заключается богатство языка», «Как в языке выражаются отношения людей», «Чем различаются устная и письменная речь», «Что такое современный язык», «Как язык объединяет народы». Каждая из глав включает шесть повторяющихся разделов: «О языке и речи», «Система языка», «Правописание», «Текст», «Язык и культура. Культура речи» и «Повторение». Другими словами, культура речи изучается на каждом этапе изучения русского языка в 5 классе в течение всего учебного года. О нормах русского литературного языка говорится в параграфе 16 второй главы. Поскольку в главе «На каком языке мы говорим» изучалась фонетика русского языка, то и рассматриваются нормы, связанные с фонетическим уровнем языка, то есть орфоэпические, акцентологические. На закрепление даны 7 упражнений: дети работают и с текстом, и с произношением слов, сочетанием звуков, а задания с использованием аудиоприложения формируют навыки образцовой речи. Так, в упражнении 104 нужно прочитать слова из рубрики «Говорите правильно» (красивее, звонит, позвонишь, дозвонится), затем проверить себя, прослушав аудиозапись; дополнительно необходимо попросить знакомых произнести эти слова и выяснить, допускали ли они ошибки в произношении слов и в каких чаще всего [5, 128–131]. В главе «Как язык служит для общения» в параграфе 18 изучаются нормы речевого этикета [5, 210–213]. Для развития речевой культуры и речевого поведения необходимо учить детей грамотно использовать речевые формулы общения, поэтому упражнения учебника подобраны так, что учащимся дается возможность обыграть разные речевые ситуации. Таким образом, на уроке при изучении каждого раздела учебника формируется и развивается коммуникативная компетенция, охватывающая все виды речевой деятельности: аудирование (работа с аудиозаписями), говорение, чтение и письмо. Учебник по русскому языку под редакцией А. Д. Шмелева действительно отвечает всем требованиям ФГОС ОО и содержит богатый материал по совершенствованию культуры речи учащихся.

Исходя из этого, необходимо создать условия для гармоничного усвоения учащимися норм современного русского литературного языка, воспитать интерес к своему родному языку, великой культуре, дать возможность личностного роста каждому ребенку.

 

Литература:

 

1.      Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Антонова Е. С., Воителева Т. М. — М.: Академия, 2007. — 320 с.

2.      Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи. — В кн. В защиту живого слова. — М.: Просвещение, 1996. — С.46.

3.      Звегинцев В. А. Предложение в его отношении к языку и речи. — М., 1975.

4.      Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М.: Дрофа, 2013. — 335 с.

5.      Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч. Ч1 / А. Д. Шмелев, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Е. Я. Шмелева; под ред. А. Д. Шмелева. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с.

6.      Федеральный закон от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» www.pravo.gov.ru

7.      Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 101-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» www.pravo.gov.ru

8.      ЦейтлинС. Н. Языковые правила и их освоение детьми. // Русский язык в школе. — 2013. — № 2. — С.25–30.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle