Библиографическое описание:

Белокопытова С. В. Медико-педагогические условия для преодоления отклонений физического развития подростков (на базе «Обучающей компьютерной программы» — ОКП (государственная регистрация программы ЭВМ № 2012614174) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 126-129.

В последнее десятилетие в нашей стране сложилась критическая ситуация со здоровьем детей и молодёжи. Она обусловлена рядом факторов, сложившихся на фоне социально-экономических преобразований, модернизации образовательного процесса и переоценке ценностных ориентаций и поэтому возникла необходимость в создании медико-педагогических условий для улучшения здоровья подростков.

Условия рассматриваются как нечто внешнее для явления, без чего его существование невозможно. Но в то же время условия — это «внутренние связи предмета» 11]. В справочной литературе «условие» понимается как:

1)      обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;

2)      правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;

3)      обстановка, в которой что-нибудь происходит [12].

В философии данное понятие связывается с отношением предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может: «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия, которого с необходимостью следует существование данного явления» [17]. В психологии трактовка данного понятия, как правило, представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты [10].

Педагоги рассматривают условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности (В. М. Полонский) [13]. Под педагогическими условиями Н. М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [4]. Подобная точка зрения на содержание понятия педагогических условий, представляющая для нас исследовательский интерес, предложена В. И. Андреевым, который считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей» [3]. Для преодоления нарушений физического развития применяют процесс, называемый физическая реабилитация. Физическая реабилитация является составной частью медицинской и социальной реабилитации, использующая средства и методы физической культуры. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения, а применение их — это медико-педагогический и образовательный процесс. Решение указанной проблемы на педагогическом и медицинском уровне позволяет преодолеть сложившееся представление «о тщетности попыток предупреждения, и коррекции нарушений физического развития» [6]. Реализация программы в системе образования совместно с медицинскими учреждениями снизит остроту проблемы, будет способствовать улучшению физического развития молодежи и улучшению качества жизни подростков. Качество жизни является «спорным» определением и дискуссии о содержании этого понятия ведутся до настоящего времени. Более 20 различных описаний качества жизни можно встретить в международной научной литературе. Качество жизни- это интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования здорового или больного человека, основанная на его субъективным восприятии [7]. Педагоги-методисты ЛФК рассматривают условия, как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, оказывающих влияние на поведение, воспитание и обучение детей и подростков. Эти воздействия оказывают влияние на физическое, нравственное, психическое развитие человека, способствуют формированию личности. Следует предположить, что, то отношение к здоровью, которое будет сформировано на этапе основного общего образования, станет основополагающим [14].

Создавая медико-педагогические условия для преодоления нарушений физического развития подростков необходимо учитывать количество здоровья. Количество здоровья можно определить, как сумму «резервных мощностей» основных функциональных систем. В свою очередь эти резервные мощности следует выразить через «коэффициент резерва», как максимальное количество функции, соотнесенное к ее нормальному уровню [1]. Педагогические условия есть совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды (Н. М. Яковлева, В. И. Андреев, А. Я. Найн):

-        совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса [18].

-         (комплекс) мер, содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания [2].

-        совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [9].

Таким образом, медико-педагогические условия мы рассматриваем как один из компонентов педагогической системы, содержащей совокупность возможностей образовательной и материально пространственной среды, воздействующих на оздоровительный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её функционирование, доступность в применении и развитии. В коррекционной работе для реализации проекта коррекционной адаптации подростков встречаются организационно-педагогические условия (Е. И. Козырева, В. А. Беликов, А. В. Сверчков, С. Н. Павлов, и др.). Данный вид условий специалисты по физической реабилитации рассматривают, как совокупность определенных возможностей, обеспечивающих успешное решение коррекционных и образовательных задач:

-        совокупность имеющихся возможностей, способствуют успешному решению поставленных задач;

-        совокупность возможностей форм, методов, содержания медико-педагогического процесса, направленных на достижение целей медико-педагогической деятельности.

Средства предупреждения и коррекции нарушений физического развития основываются на применении «программных средств учебного назначения» (И. В. Роберт) [15], позволяющих осуществить разработку и использование в учебно-воспитательном процессе особого «Проекта коррекционной адаптации». Методист по лечебной физической культуре, владея средствами обучающей компьютерной программы ОКП (Свидетельство государственной регистрации ЭВМ № 2012614174, правообладатель и автор И. Г. Гузенко), реализованной в проекте, может приобщать молодёжь, подростков к коррекции собственных отклонений в развитии, внося вклад в программу «Здоровье-здоровый образ жизни» нашего общества. Обучающая компьютерная программа (ОКП), испытанная временем и практикой вузовского образования, позволяет включать подростков в новую образовательную среду, содержащую «личностный компонент» преодоления нарушений физического развития. Одной из приоритетных задач подготовки к участию молодёжи в проекте является формирование информационной готовности к активной деятельности преодоления собственных отклонений физического развития. Готовность к деятельности может возникнуть при наличии элементарных знаний о имеющихся нарушениях в состоянии здоровья и профилактических мероприятий. Низкий уровень образования и культуры молодежи формирует у них не адекватную оценку собственного здоровья. Основываясь на прямой зависимости состояния здоровья от уровня образования, можно с полной уверенностью предполагать закономерный рост заболеваемости и травматизма, являющихся результатом низкого уровня культуры здоровья [8]. Нужно отметить, что актуализация позиции молодого человека в отношении вопросов собственного здоровья необходима для определения перспективы поколения в целом [11]. Неоднократно поднимался вопрос о привлечении молодых людей к преодолению своих отклонений в физическом развитии на государственном уровне и проблема подготовки молодежи к профилактике отклонений носит комплексный характер и лежит в сфере интеграции образования, медицины, физической культуры, спорта и культурного отдыха. В результате проведенного нами эксперимента, в котором участвовали многие специалисты (учителя — предметники, учителя физической культуры МБОУ, школьные психологи, специалисты-методисты медицинских учреждений, спортивные тренеры, массажисты и т. п.), владеющие профессиональными методиками коррекции и адаптации здоровья, нам удалось разработать «Проект коррекционной адаптации», который позволяет включить физическую реабилитацию для формирования готовности подростков укреплять своё здоровье:

а)     решать вопросы вовлечения подростков в изучение своего состояния физического развития;

б)     составлять (на базе медицинского заключения и педагогической поддержки учителя или методиста ЛФК) диагностику состояния и план коррекции физического развития;

в)     разрабатывать меры (составлять совместно с учителем план, комплекс содержащий перечень адаптивных мероприятий).

В основу разработанного проекта положено представление о том, что «адаптационный процесс позволяет предупреждать неблагоприятно направленные функциональные сдвиги» развития [16]. Одной из первых задач вовлечения в «адаптационный процесс» является формирование готовности к активной деятельности по преодолению отклонений физического развития. Базовой составляющей подобной методики является «необходимость формирования готовности к двигательной активности» (Н. А. Бакшаев, А. А. Вербицкий). На основе анализа литературы и проведенных исследований физического состояния подростков, а также с помощью использования обучающей компьютерной программы (ОКП), на кафедре педагогики ЛГПУ разработан «Проект коррекционной адаптации», позволивший осуществить формирование готовности к самостоятельным действиям, направленным на улучшение собственного здоровья. Для эффективной реализации этой важной задачи необходимо сформировать культуру здоровья, научить всех участников образовательного процесса относиться к своему здоровью как к важной не только личной, но и государственной ценности [5]. Использование обучающей компьютерной программы в составе проекта позволяет осуществлять поиск, сбор, обработку, накопление, передачу, хранение и продуцирование информации о собственном физическом состоянии; формировать преемственность средств восстановления и повышения готовности к активной коррекционной деятельности. На занятиях проект, представленный в форме информационно-деловой игры, вызывал живой интерес к вопросам самостоятельного формирования готовности и контроля за физическим развитием учащейся молодёжи. В дальнейшем, поиск и объяснение причин отклонений, разработка плана и программы с комплексом коррекционных мероприятий по проекту, позволили усилить рефлексивную и мотивационную составляющую готовности.

 

Литература:

 

1.      Амосов Н. М. Раздумья о здоровье.- 3-изд.- Кемеровское книжное издательство, 1981.-176с.

2.      Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев.- Казань: Изд-во КГУ, 1988.-238с.

3.      Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — С. 124.С. 95.

4.      Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности. — Волгоград: Перемена, 2001. — 147 с.

5.      Булыгина. Л. В. Материалы VIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Здоровье населения — основа процветания России. — Анапа,2014. — С.40–43.

6.      Кастюнин С. А., Вайнер Э. Н. Лечебная физкультура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей с нарушениями осанки, сколиозы, ДЦП и др. Пособие для родителей, учителей физической культуры, методистов ЛФК.- Липецк, 2008.3.

7.      Национальный медико-хирургический Центр им. Н. И. Пирогова. Научные труды. Том 2 / Под редакцией Ю. Л. Шевченко. М.: РАЕН, 2009.-421с.

8.      Молодежь в России. 2010//Стат.сборник ЮНИСЕФ.М., Росстат, 2010.

9.      Найн А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А. Я. Найн// Педагогика.-1995.№ 5.-С.44–49.

10.  Немов, Р. С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -Ч. 2. — 352 с.

11.  Образование и общество № 1 (90). Январь-февраль. 2015 ISSN 2071–6710).

12.  Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С. И. Ожегов; подобщ. редпроф. Л. И. Скворцова. 24еизд.,испр.М.:ООО«Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование».

13.  Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. –М.: Высш. шк.2004. — 512 с.

14.  Педагогика. Научно-теоретический журнал Российской академии образования № 8, 2014год.

15.  Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: ИИО РАО, 2008.– 274 с.

16.  Современные направления физкультурно-спортивного совершенствования детей и молодёжи: учеб.пособие / Л. Э. Пахомова. В. В. Сокорев, И. Н. Никулин. А. В. Воронков, и др.-Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012.-128с.

17.  Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.

18.  Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис…д-ра пед. наук.- Челябинск, 1992.-403с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle