Медико-педагогические условия для преодоления отклонений физического развития подростков (на базе «Обучающей компьютерной программы» — ОКП (государственная регистрация программы ЭВМ № 2012614174) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белокопытова, С. В. Медико-педагогические условия для преодоления отклонений физического развития подростков (на базе «Обучающей компьютерной программы» — ОКП (государственная регистрация программы ЭВМ № 2012614174) / С. В. Белокопытова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 126-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8589/ (дата обращения: 18.04.2024).

В последнее десятилетие в нашей стране сложилась критическая ситуация со здоровьем детей и молодёжи. Она обусловлена рядом факторов, сложившихся на фоне социально-экономических преобразований, модернизации образовательного процесса и переоценке ценностных ориентаций и поэтому возникла необходимость в создании медико-педагогических условий для улучшения здоровья подростков.

Условия рассматриваются как нечто внешнее для явления, без чего его существование невозможно. Но в то же время условия — это «внутренние связи предмета» 11]. В справочной литературе «условие» понимается как:

1)      обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;

2)      правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;

3)      обстановка, в которой что-нибудь происходит [12].

В философии данное понятие связывается с отношением предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может: «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия, которого с необходимостью следует существование данного явления» [17]. В психологии трактовка данного понятия, как правило, представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты [10].

Педагоги рассматривают условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности (В. М. Полонский) [13]. Под педагогическими условиями Н. М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [4]. Подобная точка зрения на содержание понятия педагогических условий, представляющая для нас исследовательский интерес, предложена В. И. Андреевым, который считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей» [3]. Для преодоления нарушений физического развития применяют процесс, называемый физическая реабилитация. Физическая реабилитация является составной частью медицинской и социальной реабилитации, использующая средства и методы физической культуры. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения, а применение их — это медико-педагогический и образовательный процесс. Решение указанной проблемы на педагогическом и медицинском уровне позволяет преодолеть сложившееся представление «о тщетности попыток предупреждения, и коррекции нарушений физического развития» [6]. Реализация программы в системе образования совместно с медицинскими учреждениями снизит остроту проблемы, будет способствовать улучшению физического развития молодежи и улучшению качества жизни подростков. Качество жизни является «спорным» определением и дискуссии о содержании этого понятия ведутся до настоящего времени. Более 20 различных описаний качества жизни можно встретить в международной научной литературе. Качество жизни- это интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования здорового или больного человека, основанная на его субъективным восприятии [7]. Педагоги-методисты ЛФК рассматривают условия, как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, оказывающих влияние на поведение, воспитание и обучение детей и подростков. Эти воздействия оказывают влияние на физическое, нравственное, психическое развитие человека, способствуют формированию личности. Следует предположить, что, то отношение к здоровью, которое будет сформировано на этапе основного общего образования, станет основополагающим [14].

Создавая медико-педагогические условия для преодоления нарушений физического развития подростков необходимо учитывать количество здоровья. Количество здоровья можно определить, как сумму «резервных мощностей» основных функциональных систем. В свою очередь эти резервные мощности следует выразить через «коэффициент резерва», как максимальное количество функции, соотнесенное к ее нормальному уровню [1]. Педагогические условия есть совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды (Н. М. Яковлева, В. И. Андреев, А. Я. Найн):

-        совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса [18].

-         (комплекс) мер, содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания [2].

-        совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [9].

Таким образом, медико-педагогические условия мы рассматриваем как один из компонентов педагогической системы, содержащей совокупность возможностей образовательной и материально пространственной среды, воздействующих на оздоровительный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её функционирование, доступность в применении и развитии. В коррекционной работе для реализации проекта коррекционной адаптации подростков встречаются организационно-педагогические условия (Е. И. Козырева, В. А. Беликов, А. В. Сверчков, С. Н. Павлов, и др.). Данный вид условий специалисты по физической реабилитации рассматривают, как совокупность определенных возможностей, обеспечивающих успешное решение коррекционных и образовательных задач:

-        совокупность имеющихся возможностей, способствуют успешному решению поставленных задач;

-        совокупность возможностей форм, методов, содержания медико-педагогического процесса, направленных на достижение целей медико-педагогической деятельности.

Средства предупреждения и коррекции нарушений физического развития основываются на применении «программных средств учебного назначения» (И. В. Роберт) [15], позволяющих осуществить разработку и использование в учебно-воспитательном процессе особого «Проекта коррекционной адаптации». Методист по лечебной физической культуре, владея средствами обучающей компьютерной программы ОКП (Свидетельство государственной регистрации ЭВМ № 2012614174, правообладатель и автор И. Г. Гузенко), реализованной в проекте, может приобщать молодёжь, подростков к коррекции собственных отклонений в развитии, внося вклад в программу «Здоровье-здоровый образ жизни» нашего общества. Обучающая компьютерная программа (ОКП), испытанная временем и практикой вузовского образования, позволяет включать подростков в новую образовательную среду, содержащую «личностный компонент» преодоления нарушений физического развития. Одной из приоритетных задач подготовки к участию молодёжи в проекте является формирование информационной готовности к активной деятельности преодоления собственных отклонений физического развития. Готовность к деятельности может возникнуть при наличии элементарных знаний о имеющихся нарушениях в состоянии здоровья и профилактических мероприятий. Низкий уровень образования и культуры молодежи формирует у них не адекватную оценку собственного здоровья. Основываясь на прямой зависимости состояния здоровья от уровня образования, можно с полной уверенностью предполагать закономерный рост заболеваемости и травматизма, являющихся результатом низкого уровня культуры здоровья [8]. Нужно отметить, что актуализация позиции молодого человека в отношении вопросов собственного здоровья необходима для определения перспективы поколения в целом [11]. Неоднократно поднимался вопрос о привлечении молодых людей к преодолению своих отклонений в физическом развитии на государственном уровне и проблема подготовки молодежи к профилактике отклонений носит комплексный характер и лежит в сфере интеграции образования, медицины, физической культуры, спорта и культурного отдыха. В результате проведенного нами эксперимента, в котором участвовали многие специалисты (учителя — предметники, учителя физической культуры МБОУ, школьные психологи, специалисты-методисты медицинских учреждений, спортивные тренеры, массажисты и т. п.), владеющие профессиональными методиками коррекции и адаптации здоровья, нам удалось разработать «Проект коррекционной адаптации», который позволяет включить физическую реабилитацию для формирования готовности подростков укреплять своё здоровье:

а)     решать вопросы вовлечения подростков в изучение своего состояния физического развития;

б)     составлять (на базе медицинского заключения и педагогической поддержки учителя или методиста ЛФК) диагностику состояния и план коррекции физического развития;

в)     разрабатывать меры (составлять совместно с учителем план, комплекс содержащий перечень адаптивных мероприятий).

В основу разработанного проекта положено представление о том, что «адаптационный процесс позволяет предупреждать неблагоприятно направленные функциональные сдвиги» развития [16]. Одной из первых задач вовлечения в «адаптационный процесс» является формирование готовности к активной деятельности по преодолению отклонений физического развития. Базовой составляющей подобной методики является «необходимость формирования готовности к двигательной активности» (Н. А. Бакшаев, А. А. Вербицкий). На основе анализа литературы и проведенных исследований физического состояния подростков, а также с помощью использования обучающей компьютерной программы (ОКП), на кафедре педагогики ЛГПУ разработан «Проект коррекционной адаптации», позволивший осуществить формирование готовности к самостоятельным действиям, направленным на улучшение собственного здоровья. Для эффективной реализации этой важной задачи необходимо сформировать культуру здоровья, научить всех участников образовательного процесса относиться к своему здоровью как к важной не только личной, но и государственной ценности [5]. Использование обучающей компьютерной программы в составе проекта позволяет осуществлять поиск, сбор, обработку, накопление, передачу, хранение и продуцирование информации о собственном физическом состоянии; формировать преемственность средств восстановления и повышения готовности к активной коррекционной деятельности. На занятиях проект, представленный в форме информационно-деловой игры, вызывал живой интерес к вопросам самостоятельного формирования готовности и контроля за физическим развитием учащейся молодёжи. В дальнейшем, поиск и объяснение причин отклонений, разработка плана и программы с комплексом коррекционных мероприятий по проекту, позволили усилить рефлексивную и мотивационную составляющую готовности.

 

Литература:

 

1.      Амосов Н. М. Раздумья о здоровье.- 3-изд.- Кемеровское книжное издательство, 1981.-176с.

2.      Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев.- Казань: Изд-во КГУ, 1988.-238с.

3.      Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — С. 124.С. 95.

4.      Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности. — Волгоград: Перемена, 2001. — 147 с.

5.      Булыгина. Л. В. Материалы VIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Здоровье населения — основа процветания России. — Анапа,2014. — С.40–43.

6.      Кастюнин С. А., Вайнер Э. Н. Лечебная физкультура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей с нарушениями осанки, сколиозы, ДЦП и др. Пособие для родителей, учителей физической культуры, методистов ЛФК.- Липецк, 2008.3.

7.      Национальный медико-хирургический Центр им. Н. И. Пирогова. Научные труды. Том 2 / Под редакцией Ю. Л. Шевченко. М.: РАЕН, 2009.-421с.

8.      Молодежь в России. 2010//Стат.сборник ЮНИСЕФ.М., Росстат, 2010.

9.      Найн А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А. Я. Найн// Педагогика.-1995.№ 5.-С.44–49.

10.  Немов, Р. С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -Ч. 2. — 352 с.

11.  Образование и общество № 1 (90). Январь-февраль. 2015 ISSN 2071–6710).

12.  Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С. И. Ожегов; подобщ. редпроф. Л. И. Скворцова. 24еизд.,испр.М.:ООО«Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование».

13.  Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. –М.: Высш. шк.2004. — 512 с.

14.  Педагогика. Научно-теоретический журнал Российской академии образования № 8, 2014год.

15.  Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: ИИО РАО, 2008.– 274 с.

16.  Современные направления физкультурно-спортивного совершенствования детей и молодёжи: учеб.пособие / Л. Э. Пахомова. В. В. Сокорев, И. Н. Никулин. А. В. Воронков, и др.-Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012.-128с.

17.  Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.

18.  Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис…д-ра пед. наук.- Челябинск, 1992.-403с.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, физическая реабилитация, обучающая компьютерная программа, коррекционная адаптация, образовательный процесс, собственное здоровье, физическая культура, материально-пространственная среда, педагогический процесс, успешное решение.

Похожие статьи

Создание предметно-развивающей среды для детей...

Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования...

Образовательная среда как условие эффективности...

Одним из важнейших признаков здоровья является физическое развитие ребенка.

Одним из направлений решения этой проблемы является создание искусственной среды.

Занятия по физической культуре как средство социальной...

Адаптация — это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды, а в дальнейшем формирует новые способы поведения по преодолению имеющихся трудностей для дальнейшей и успешной деятельности без ощущения внутреннего...

Современные тенденции обогащения образовательной среды...

Физическое развитиепроцесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания.

Предметно-пространственная среда должна быть направлена на обеспечение всех составляющих образовательного процесса; многообразие материалов...

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной...

- наличие безбарьерной физической и психологической среды

Организация инклюзивной среды в образовательном учреждении будет возможна при условии решения следующих задач

- — адаптация образовательной программы, учебной нагрузки, средств и методов...

Педагогические условия организации физического воспитания...

физическая культура, физическое воспитание, дополнительное образование, дошкольный возраст, подрастающее поколение, физическое воспитание детей, педагогический процесс, область, физическое развитие...

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство...

Психолого-педагогические основы физического развития личности. Когда речь идет о предметно-пространственной среде как необходимом условии физического развития детей дошкольного возраста, то, прежде всего, подразумевается предметно-развивающая среда.

Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья...

- обучающийся с ограниченными возможностями здоровьяфизическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания.

Моделирование реабилитационно-воспитательного пространства...

Моделирование реабилитационно-воспитательного пространства (среды) образовательных учреждений для детей с ограниченными

Исходя из этого, она дает следующее определение педагогической реабилитации: «Педагогическая реабилитация – это процесс и результат...

Похожие статьи

Создание предметно-развивающей среды для детей...

Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования...

Образовательная среда как условие эффективности...

Одним из важнейших признаков здоровья является физическое развитие ребенка.

Одним из направлений решения этой проблемы является создание искусственной среды.

Занятия по физической культуре как средство социальной...

Адаптация — это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды, а в дальнейшем формирует новые способы поведения по преодолению имеющихся трудностей для дальнейшей и успешной деятельности без ощущения внутреннего...

Современные тенденции обогащения образовательной среды...

Физическое развитиепроцесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания.

Предметно-пространственная среда должна быть направлена на обеспечение всех составляющих образовательного процесса; многообразие материалов...

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной...

- наличие безбарьерной физической и психологической среды

Организация инклюзивной среды в образовательном учреждении будет возможна при условии решения следующих задач

- — адаптация образовательной программы, учебной нагрузки, средств и методов...

Педагогические условия организации физического воспитания...

физическая культура, физическое воспитание, дополнительное образование, дошкольный возраст, подрастающее поколение, физическое воспитание детей, педагогический процесс, область, физическое развитие...

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство...

Психолого-педагогические основы физического развития личности. Когда речь идет о предметно-пространственной среде как необходимом условии физического развития детей дошкольного возраста, то, прежде всего, подразумевается предметно-развивающая среда.

Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья...

- обучающийся с ограниченными возможностями здоровьяфизическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания.

Моделирование реабилитационно-воспитательного пространства...

Моделирование реабилитационно-воспитательного пространства (среды) образовательных учреждений для детей с ограниченными

Исходя из этого, она дает следующее определение педагогической реабилитации: «Педагогическая реабилитация – это процесс и результат...