Библиографическое описание:

Фомина Л. П., Маракушина И. Г. Организация методической работы детского сада по социализации детей в особых северных условиях [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 59-63.

Ключевые слова:социализация детей дошкольного возраста, методическая работа, детский сад, региональные особенности севера

Keywords:socialization of children of preschool age, methodical work, kindergarten, regional features of the North

 

Современный ритм жизни, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указе Президента РФ от 20.10.2012 г. № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания Российской Федерации», ФГОС ДО,      Концепции духовно-нравственного воспитания до 2020 года и введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 [4, 5], диктует определенные правила в обновление организации методической работы детского сада. При социализации маленьких граждан России должна обеспечиваться современная политика в дошкольных образовательных организациях, призванная отражать в содержании образовательных программ комплексный подход и интеграцию образовательных областей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

Исходя из этого, социализация и патриотическое воспитание дошкольников включает в себя следующие компоненты:

-                   воспитание у ребенка отношения к себе как полноправной личности;

-                   уважения своей семьи как носителя семейной традиции и родного языка;

-                   формирование духовно-нравственных отношений;

-                   формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

-                   формирование любви к культурному наследию своего народа;

-                   толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Задачи и принципы реализации образовательной политики дошкольной образовательной организации в контексте совершенствования системы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста отражают проблемы корреляции государственной идеологии в контексте общечеловеческих ценностей и ориентируют педагогических работников на создание такой системы образования, которая обращена в будущее. Социальное воспитание дошкольников — одна из ключевых проблем, стоящих перед дошкольной организацией, так как отъезд населения из северных регионов страны в южные регионы, очень актуален. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Детский сад, привлекая к сотрудничеству родителей, решает очень важную задачу — сплочение важной социализирующей группы — семьи, раскрытие значимости малой родины на социальное развитие ребенка.

Социализация, нравственное и патриотическое воспитание в воспитании ребенка-дошкольника выступают как единое целое. Важной частью нравственного воспитания и социализации в дошкольном возрасте является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей [2]. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание и социализация детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

В исследованиях И. Ф. Харламова патриотизм раскрывается как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения человека, привязанность и любовь к родным местам, к Родине, следование и умножение традиций народа, бережное отношение к обычаям родной страны, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других народов, стремление к сотрудничеству с ними [6, C. 223].

Учитывая местонахождение детского сада — северная часть Европейской территории, социальные условия, контингент родителей, образование и стаж работы педагогов, их профессиональную компетентность очень важно определить задачи работы, включить в этот план разнообразные формы работы с педагогическими кадрами и определить критерии эффективности этой работы. В качестве примера приведем детский сад № 19 «Зоренька» г. Архангельска, который является структурным подразделением «Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова». В детском саду уделяется большое внимание социализации детей в особых северных условиях и задачами воспитания являются:

-                   воспитание любви и уважения к родителям, чувства гордости за свою семью, достижения ее членов; формирование уважения к пожилым и старым людям, доброжелательности и внимательного отношения к близким; обогащение опыта проявления добрых чувств к родным и близким, поощрение проявления заботы и ласки по отношению к ним; развитие и поддержание инициативности и выражении гуманных чувств к родным и близким;

-                   содействие овладению детьми основами психологической культуры; формирование умения понимать своих родных, «читать» их чувства по выражению глаз, позе, губам; развитие стремления улучшить эмоциональное состояние родителей, других родственников; содействие обогащению опыта ситуативного (эмоционального и делового) общения, развитию внеситуативного общения (познавательного и внеситуативно-личностного);

-                   обогащение и углубление представлений детей о родословных связях и отношениях между людьми, о людях разных национальностях, проживающих на севере; ознакомление с разными формами выражения любви и уважения членов семьи друг к другу;

-                   развитие у детей представлений о природных особенностях русского Севера, ярких исторических событиях, достижениях, открытиях, победах жителей Архангельской области и города Архангельска в прошлом и настоящем;

-                   воспитание у детей интереса к малой родине, гордости за её народ, культуру, традициям, развитие терпимости к особенностям и традициям людей разных национальностей;

-                   формирование умений выделять позитивные события в жизни архангелогородцев, видеть положительные изменения, происходящие в родном городе, развитие интереса и уважения к деятельности взрослых на благо своей страны;

-                   развитие умений выделять отдельные проблемы сегодняшней жизни малой родины, понимать элементарную зависимость между благополучием страны и активной позиции её       граждан в решении социально-экономических проблем, т. е. формирование у детей активной социальной позиции участника общественной жизни;

-                   ознакомление с достопримечательностями Архангельской области и воспитание чувства гордости за свою малую родину.

Методическая работа построена с использованием следующих форм работы: репродуктивные — семинары-практикумы, мастер-классы, педагогические тренинги и др.; репродуктивно-эвристические — педагогические чтения, научно-практические конференции, деловая игра и др.; эвристико-продуктивные — фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, защита проектов, тематических планов, программ и методических разработок; продуктивные — научные конференции, теоретические семинары.

Анализируя деятельность за прошедший год и составляя годовой план работы нужно четко представлять, какие знания получат воспитатели, к каким выводам придут, что поможет им совершенствовать образовательный процесс согласно поставленным задачам. [1]. Для реализации ФГОС ДО и определения структуры методической работы годовой план составляется по следующим разделам: организационно-управленческая работа по созданию условий для решения поставленных задач; кадровое обеспечение и обучение; материально-техническое обеспечение; организационно-информационное обеспечение.

Л. С. Выготский отмечал, что высшие человеческие функции формируются только в благоприятной социальной ситуации развития. Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми ребенок знакомится с социально приемлемыми формами поведения и учится сознательно поддерживать нравственные нормы и активно участвовать в образовательном процессе. [3]. Поэтому параметры социальной ситуации развития воспитанников — это важнейшие показатели эффективности учебно-воспитательной и методической работы дошкольной организации. Социальная ситуация развития в детском саду № 19 «Зоренька» оценивается по следующим показателям: организация жизнедеятельности; воспитание у воспитанников социальных качеств и навыков сотрудничества, учитывая северные традиции; стиль взаимоотношений педагогов и детей; родители — участники образовательного процесса; стиль взаимоотношений педагогов с родителями; игровая деятельность как процесс социализации ребенка; формирование социальных норм и компетенций в образовательном процессе.

Настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т. е. направлены на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Таким образом, организация методической работы детского сада по социализации детей в условиях севера должна быть продуманной через развернутую систему задач, содержать комплекс форм работы и оцениваться по конкретным показателям эффективности с позиций различных участников образовательного процесса в детской дошкольной образовательной организации.

 

Литература:

 

1.                  Белая К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФОГС ДО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2000. — № 2. — С. 4–8.

2.                  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под редакцией А. М. Виноградовой. — 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1989.—96 с.

3.                  Рылеева Е. В., Барсукова Л. С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ: Пособие для руководителей и методистов. — 2-е изд.., испр. — М.: Айрис-пресс, 2004. — С. 3.

4.                  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru/

5.                  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/

6.                  Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. — 4–е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2007. — C. 223.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle