Библиографическое описание:

Белаш М. А. Проектная деятельность на уроках информатики [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 65-67.

Статья посвящена вопросу организации учебной деятельности в условиях новых федеральных государственных стандартах на уроках информатики. Автор говорит о проектном методе обучения, раскрывает этапы реализации метода. На основе собственного педагогического опыта предлагает проекты, которые можно выполнить, используя прикладные программы, изучаемые в школе.

Ключевые слова: федеральный государственный стандарт второго поколения, требования к результатам обучения, объект и субъект обучения, проектная деятельность, алгоритм выполнения проектов, реализация проектов на уроках информатики.

 

В Федеральных государственных стандартах второго поколения четко обозначены требования к результатам образования, а именно: личностным результатам — смотивированость к обучению, метапредметным результатам — сформированность умения учиться, предметным результаты — овладение системой научных знаний по учебным предметам.

Эти требования ведут к изменению деятельности педагога, так как традиционные формы работы, где ученик считался объектом обучения, уже не доказывают свою эффективность. Поэтому в современных условиях информационной перенасыщенности наиболее эффективной является модель обучения, где ученик тоже становится субъектом обучения, а работа учителя теперь направлена на организацию и координирование учебной деятельности детей. Главная задача учителя создавать условия для такой учебной деятельности. Одной из моделей такого обучения является проектная деятельность.

Алгоритм выполнения проекта состоит из следующих этапов [1, c.12]

1.        Поисковый этап: выбор темы, формулирование проблемного вопроса, составление плана, определение методов и приемов исследования.

2.        Аналитический этап: разработка плана программы исследования, собор и изучение необходимой информации.

3.        Практический этап: создание конкретного продукта изложения проекта.

4.        Презентационный этап: представление результатов и продуктов проектной деятельности, оценка деятельности.

На каждом этапе работы над проектом ученики приобретают навыки самообразования: навыки работы в сотрудничестве, навык исследования, навык реализации, навыки защиты, самооценки и оценки проекта.

Применение метода проектов на уроках информатики продиктовано особенностью предмета: всегда есть компьютер, выполнение творческих практических заданий становится неотъемлемой частью урока. Метод проектов предполагает решение какой — либо проблемы с последующим созданием продукта, который наглядно представляет решение. Все практические работы, которые ученик выполняет на уроке информатики трудно называть проблемными, в большинстве случаев ученик выполняет алгоритм и приходит к какому — либо результату. Если на основе полученных знаний ученик получает дополнительное задание, которое он реализует в виде творческого продукта, то это уже можно считать проектом.

На уроках информатики проектная деятельность базируется на прикладных программах, языках программирования, с помощью которых ученик представляет итог выполнения проекта в форме конкретного разработанного продукта.

-                   Microsoft PowerPoint — с помощью этой программы, ученики могут подготовить выступление с использованием слайдов.

-                   Microsoft Excel — с помощью этой программы, ученики могут обработать большое количество информации представленной в табличном виде, произвести необходимые расчёты, построить диаграммы и графики.

-                   Microsoft Access — с помощью этой программы ученики могут создать базу данных, по ней строить запросы, отчеты, формы.

-                   HTML — язык гипертекстовой разметки — с помощью этого языка могут создать сайт.

-                   Microsoft Word — с помощью этой программы ученики могут подготовить доклад, статью, реферат, журнал, публикацию.

-                   Paint, Photoshop, CorelDRAW — с помощью этих программ ученики могут отредактировать графические материалы.

-                   Windows Movie Maker — с помощью этой программы ученики могут создать видеофильм или отредактировать уже полученный видеоматериал.

Проекты, которые можно реализовать на уроках информатики

5 класс — творческие работы, выполненные в Microsoft Word, Paint, например открытки к праздникам, создание движущихся объектов в Microsoft PowerPoint.

6 класс — создание чертежей, рисунков в Microsoft Word, Paint.

7 класс — создание вычислительных таблиц, построение графиков, работы, выполненные для конкретного исполнителя в программе Робот.

8 класс — творческие работы, выполненные в Microsoft Word.

9 класс — творческие работы, выполненные в Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel, создание программ, решающих поставленную задачу в программе ABC Pascal.

10 класс — создание базы данных в Microsoft Access.

11 класс — web-сайты, буклеты, презентации.

Знания, полученные на уроке информатики, а именно, во время изучения прикладных программ, помогают учащимся активно включаться в проектную деятельность по другим предметам. Поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами

В качестве примеров рассмотрим лишь некоторые проекты выполненные моими учениками:

1.                  Проект «Новые средства получения энергии» (информатика + экология), проект посвящен новым методам и средствам получения энергии.

2.                  Проект «Азбука пешехода» (информатика + ОБЖ), проект посвящен безопасному поведению людей на дорогах.

3.                  Проект «Школа пассажира» (информатика + ОБЖ), в проекте описаны правила безопасного поведения на разных видах транспорта.

4.                  Проект «Маленькие герои большой войны» (информатика+ история+ изобразительное искусство), проект посвящен 70 — летию Победы в Великой Отечественной войны, где описаны подвиги пионеров.

5.                  Проект «Пожарные во время Великой Отечественной войны» (история + информатика), проект посвящен 70 — летию Победы в Великой Отечественной войны, где описаны подвиги пожарников г. Саратова.

6.                  Проект «Любимый Автор» (информатика + литература), в ходе проекта дети создавали презентации о любимом авторе и его произведениях.

7.                  Проект «Любимая книжка» (литература + информатика), в ходе проекта ученики создавали презентации о любимой книге и ее героях.

8.                  Проект «Места, которые я хотел посетить» (информатика + английский язык), обучающиеся создавали брошюры — путеводители на английском языке.

9.                  Проект «Здоровье и компьютер» (ОЗОЖ + информатика), в проекте описывались основные правила поведения при работе с компьютером, которые направлены на сбережения здоровья пользователя.

10.              Проект «Симметрия вокруг нас» (информатика + математика + биология), в проекте говорится о симметрии в живой и неживой природе.

Практика показывает, что здания, добытые самостоятельно и с использованием высокой мотивации прочны и эффективны. Ученики, выполнившие работу от начало и до конца, видят, как полученные знания находят практическое применение.

Научить детей проектному мышлению важно, так как это поможет организовать их жизнь, сделает их успешными, а для этого нужно уметь определять цель, найти ресурсы, спланировать, осуществить и оценить то чего достиг.

 

Литература:

 

1.                  Гудкова М. И. Проектная деятельность учащихся на уроке информатики. По материалам сайта «Социальная сеть работников образования». http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2011/12/31/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-informatiki

2.                  Информатика. 8 класс: Проектная деятельность /.Автор — сост. М. Г. Гилярова. — Волгоград: ИТД «Корифей»Учитель, — 112 с.

3.                  Информатика. 9 класс: Проектная деятельность / Автор — сост. М. Г. Гилярова. — Волгоград: ИТД «Корифей»Учитель, — 112 с.

4.                  Информатика. 10 класс: Проектная деятельность / Сост. М. Г. Гилярова. — Волгоград: ИТД «Корифей»Учитель, — 128 с.

5.                  Информатика. 9–11 классы: проектная деятельность / авт. — сост. Э. С. Ларина. — Волгоград: Учитель, 2009–155 с.

6.                  Семенова О.В Проектная деятельность на уроках информатики. По материалам сайта «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru/articles/413625/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle