Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 25.07.2015

Статья просмотрена: 1086 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Н. В. Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи / Н. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8577/ (дата обращения: 25.04.2024).

Здравствуйте уважаемые Коллеги! Меня зовут Петрова Надежда Васильевна, воспитатель СП ГБОУ СОШ № 4 г. Сызрани. Я представляю свой опыт работы по теме «Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи».

Девиз моей работы «Теплота, забота и внимание, улыбка, радость — за старание».

Цель моей работы — оказать поддержку родителям в преодолении стрессовых состояний в период адаптации детей к детскому саду и заинтересовав в совместной работе с воспитателем, мотивировать их на совместную взаимопомощь и активное взаимодействие в этот сложный для их детей период.

Задачи — Формирование эмоционального контакта и доверительных отношений между детьми, родителями и сотрудниками группы; объединение их в одну команду; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (такого, как мама) и интересного партнёра в игре, а родители — равноправного партнёра в воспитании.

Детский сад — целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателем именно родители, оценивают его характер и стремление работать с детьми, ведь залог успешного посещения ребёнком садика — налаженный контакт родителей и воспитателя, умение и желание взаимно сотрудничать.

Семья и детский сад предоставляют ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для достижения высокой результативности воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Вовлечение родителей в деятельность ОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешной адаптации и дальнейшего развития ребенка. Эффективное взаимодействие воспитателя и родителей достигается на основе личностно ориентированного, адресного индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане, а в момент адаптации малыша к условиям детского сада — особенно.

Начиная работу с родителями вновь пришедших детей в первую очередь опираюсь на традиционные педагогические методы: беседы, консультации, наблюдение за родительским отношением к малышу, анкетирование («Анкета-знакомство»), посещение на дому.

Первые дни посещения детского сада начинаются с небольшого «Дня Открытых Дверей»: небольшого — это значит для новенького малыша и его мамы или папы. Первые 2–3 часа уходят на знакомство с детьми, беседы, показываю все что есть у нас в группе, а также наблюдаю за поведением ребенка. В тоже время родители наблюдают за моей работой с детьми и морально поддерживают своего малыша в новой для него ситуации.

…Еще в середине XVII века Ян Амос Коменский утверждал, что нужно принимать меры к тому, чтобы детям постоянно было что делать. «Пусть они будут теми муравьишками, которые всегда будут заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все, что происходит, происходило разумно, и, играя с ними, указывать им даже формы игр».

Одним из серьёзных достижений нашей страны в сфере образования можно считать сложившуюся систему общественного воспитания детей дошкольного возраста. Она призвана обеспечить всестороннее гармоничное развитие ребёнка, его физическое здоровье. Формирование личностных качеств, возможность реализовать потенциал, заложенный в нем природой.

Огромную помощь родителям в организации всестороннего развития детей оказывают дошкольные учреждения. Чтобы малыш провёл свой день в детском саду с пользой — для этого старается весь коллектив сотрудников детского сада: руководитель детского сада, методист воспитательно-образовательной работы, медицинские работники, учитель-логопед, воспитатели, помощник воспитателя, бухгалтер, повара, работники прачечной, дворник, сторожа…

Наш коллектив работает грамотно, организованно, дружно, — чтобы малышу было комфортно, интересно, полезно! И если родители останавливают свой выбор на нашем дошкольном учреждении, независимо от того, что их заставило сделать этот выбор: пришла пора — малыш подрос до детсадовского возраста или необходимость получения коррекционного обучения у специалиста, — в любом случае — мы рады приходу новых родителей, новых малышей, окружаем их вниманием и заботой. Опираясь на уже имеющийся опыт работы с родителями в период адаптации детей к условиям ОУ, приобретаем новый — ведь одинаковых ситуаций во время адаптации не бывает. Вроде бы ситуация похожая, а дети и родители — другие. И приходится, вспоминая похожую ситуацию, опираясь на положительный опыт выхода из нее — искать новые методы и приемы сотрудничества, взаимопонимания.

Как родители интересуются тем, в какую дошкольную образовательную организацию будет ходить их малыш, так и мы интересуемся: кто к нам придёт. Наше дошкольное образовательное учреждение имеет коррекционную направленность и поэтому еще не видя ребеночка, мы уже имеем небольшое представление о нем, ознакомившись с рекомендациями специалистов психолого-медико-педагогической комиссии, на приеме которой были будущие наши воспитанники с родителями. Имея даже небольшое отклонение в развитии своего малыша, родители приходят в детский сад очень встревоженные, переживающие по поводу того, что — смогут ли понять, принять, полюбить их ребенка чужие тети. Родителей вновь пришедших малышей встречаю с улыбкой и не только в период адаптации, но и в дальнейшем, проводя индивидуальные и групповые беседы, стараюсь быть тактичной, выражаю свою заинтересованность, доброжелательно побуждая собеседников к высказыванию: что их радует, беспокоит в состоянии здоровья, поведении, развитии ребенка. В первые дни знакомства с новым воспитанником и его законными представителями (родителями, иногда опекунами) предлагаю заполнить «Анкету-знакомство» дома в спокойной обстановке. А затем, обязательно по ней что-то уточню, попрошу пояснить, рассказать родителей. Например, на вопросы «Готовили ли Вы ребенка к поступлению в детское учреждение?», «Какие есть у ребенка привычки?», «Умеет ли ребенок играть сам?» обычно пишутся ответы не многословные. Но в беседе родители расскажут о своем малыше больше, даже вспомнят какие-то особенности, которые могут очень пригодиться и мне в общении с этим ребеночком, в подборе индивидуального подхода к нему в течении дня, понять его отношение к приему пищи, игровой деятельности, умению находиться в обществе сверстников, как лучше успокоить, расположить эмоционально положительно к себе, создать чувство комфорта от пребывания в группе.

В приёмной комнате созданы все информационные поля для родителей: необходимая информация по адаптации детей к детскому саду (рекомендации психолога, педагогов, медиков); информация о возрастных особенностях развития детей; рекомендации специалистов коррекционного направления развития детей; фотовыставка «Наша группа: будни и праздники» наглядно знакомит родителей с режимными моментами, с организацией образовательной и игровой деятельностью, с развлечениями и праздниками, проводимыми в группе и в ОУ.

В нашем ОУ часто проходят различные тематические выставки: рисунков — «Доброта спасет мир», «День Защиты детей», «День рожденья детского сада», поделок из природного материала, оформление гербария, изготовление сувениров «Умелые руки не знают скуки», оформление стенгазет «Неболейка», «Нам смелым, сильным и ловким со спортом всегда по пути!», выполнение творческих работ по тематическим неделям формирования знаний и навыков безопасного поведения. Приглашая родителей принять участие в выставке, рассказывая о проходящих тематических Днях, Неделях в группе, ОУ — решаю одновременно несколько задач:

-                   приобщаю родителей к педагогическому процессу;

-                   расширяю сферу участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

-                   создаю условия для творческой самореализации родителей, детей;

-                   предоставляю информационно-педагогический материал, который позволяет родителям ближе ознакомиться со спецификой учреждения, знакомит их с его воспитывающей и развивающей средой;

-                   способствую созданию условий для формирования уважительных, доброжелательных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения.

Решая эти задачи, мы получаем взаимодействие, сотрудничество воспитателя и родителей детей, посещающих группу.

Благополучное решение проблемы адаптации детей к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям, — зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее пребывание в детском саду! Воспитательно-образовательная и коррекционно-развивающая работа в нашем ОУ строится с учетом того, что дети, которые к нам приходят очень редко имеют I-ую группу здоровья. Большинство воспитанников имеют II, иногда III группу здоровья, есть дети-инвалиды. Поэтому работа в направлении сохранения, укрепления здоровья детей в нашем образовательном учреждении проводится большая: начиная с создания щадящего режима, усиления внимания коллектива к решению задач физкультурно-оздоровительной работы до организации специальных мероприятий по оздоровлению детей. Обязательно при этом учитываются:

-        индивидуальные особенности, возможности и интересы детей,

-        частая смена видов детской деятельности,

-        создание условий для отдыха и релаксации в групповых помещениях,

-        приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.

То есть и в этом направлении работы обязательно задействуются родители: как в информационном (ознакомительные стенды, буклеты «Что необходимо знать при… (закаливании, при каком-то виде заболевания), так и в практическом (обмен опытом семейного воспитания и традиций, приглашение к проведению совместных с родителями спортивных развлечений, изготовление стенгазет о здоровом образе жизни, нестандартного оборудования для двигательной деятельности в помещении и на участке). Вся деятельность в нашем ДОУ (а значит и в моей группе) по приобщению воспитанников к здоровому образу жизни направлена на создание благоприятных условий для полноценного развития каждого ребенка на основе формирования единого пространства в системе отношений «семья-ребенок-педагог», базируется на следующих направлениях:

профилактическое:

-        обеспечение благоприятного течения адаптации,

-        определение оптимальной нагрузки (индивидуально для каждого ребенка),

-        выполнение сангигиенического режима,

-        ежедневные циклы физкультурной образовательной деятельности и гимнастик,

-        непосредственно образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни,

-        организация двигательного режима,

-        прогулки,

-        закаливание,

-        дыхательная гимнастика,

-        активный отдых,

-        диспансерное наблюдение,

-        общий и специальный массаж,

-        гимнастика для стимуляции речевых центров — артикуляционная гимнастика,

-        для развития мелкой моторики — пальчиковый театр, самомассаж рук, пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика;

лечебно-оздоровительное:

-        витаминотерапия,

-        физиопроцедуры,

-        коррегирующая гимнастика,

-        реабилитация детей, перенесших простудные заболевания,

-        коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки и плоскостопия,

а так же:

-        индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений,

-        создание благоприятного психологического комфорта.

Систематическую и планомерную работу с семьей по этому направлению провожу совместно с медицинским персоналом учреждения и инструктором по физвоспитанию. И начинается она с первых дней пребывания малыша в дошкольном учреждении.

Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. В такие моменты очень выручает устное народное творчество: потешки, прибаутки, сказки и т. д. особенно с показом на фланелеграфе. Дети с интересом смотрят на фигурки, которые появляются на фланелеграфе: они яркие, да еще, если эмоционально рассказать потешку,- то на какое-то время слезы высыхают, на лицах появляются улыбки. Игрушки, которые «сидят» на полках, могут стать «героями» любой сказки. Малыши с интересом за этим вначале наблюдают, в последствии и сами принимают участие: прошу «помочь мне уговорить огуречика не ходить к мышке», произнести звукоподражания: «как пропел петушок, котик?» и т. д. Потешка помогает наладить эмоциональный контакт воспитателя с малышами. Ведь в этом возрасте дети живут в «мире эмоций». Словарный запас детей этого возраста еще невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей, т. е. должны быть просты, коротки, с четким ритмом, а описываемые действия в них — конкретные, понятные малышу:

«Коза ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Молока не пьет –

Забодает, забодает…»

Как во время организованной образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов, прогулки задействую различные виды театра (настольный, театр-рукавичек, пальчиковый, фланелеграф). А чтобы было, что задействовать — обращаюсь за помощью к родителям. Очень ценны выполненные руками родителей театральные фигурки, сказочные персонажи, а также костюмы для уголка «ряженья», материал для сюжетно-ролевых игр.

Современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения: в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов, в применении почерпнутой из Интернета и научно-популярной литературы информации непосредственно на практике. Они нуждаются в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей, формирования различных навыков. Педагоги дошкольного учреждения способны помочь родителям в выборе оптимальных воспитательных методов и приемов. В свою очередь я как педагог дошкольной образовательной организации работаю над собой: постоянно повышаю уровень своего профессионального мастерства, проходя обучение на курсах, семинарах, практикумах как очных, так и дистанционных, изучаю опыт коллег, методическую литературу, т. е. готовлюсь к грамотному общению с родителями.

Таким образом, привлекая родителей к сотрудничеству, взаимодействию, я получаю:

-        Наиболее благоприятную атмосферу для общения с ними на все интересующие темы.

-        Более успешную и легкую адаптацию детей моей группы.

-        Творческий потенциал для работы в этом направлении.

 

Литература:

 

1.      Н. Д. Ватутина «Ребенок поступает в детский сад», Москва, Просвещение, 2005г.

2.      «Первые шаги», материалы московского городского конкурса «Первые шаги», Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2002г.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, ребенок, здоровый образ жизни, малыш, дошкольное учреждение, моя работа, образовательное учреждение, период адаптации детей, воспитательно-образовательный процесс.

Похожие статьи

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс адаптации, ранний возраст, родитель. Создание условий для успешной адаптации ребенка...

Организация успешной адаптации детей к дошкольному...

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс адаптации, ранний возраст, родитель.

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

детский сад, ребенок, родитель, ранний возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образовательное учреждение, детское учреждение, группа, кратковременное пребывание, дошкольное образование.

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ | Статья в журнале...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Создание условий для успешной адаптации ребенка...

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс адаптации, ранний возраст, родитель. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям...

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский...

Организационно-педагогические условия приобщения детей... образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей, родитель, группа, физическое воспитание, Физическая культура...

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

детский сад, ребенок, родитель, период адаптации, ранний возраст, малыш, ваш ребенок, адаптационный период, адаптация детей, дошкольное учреждение.

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной...

Таким образом, период адаптации малышей к детскому саду включает целый ряд психолого-педагогических моментов, касающихся всех сторон жизнедеятельности дошкольника, его самочувствия и режимной деятельности.

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

Детский сад, здоровый образ жизни, Родитель, дошкольное учреждение, ребенок, семья, дошкольное образовательное учреждение, физическое воспитание, дошкольный возраст, здоровый ребенок.

Похожие статьи

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс адаптации, ранний возраст, родитель. Создание условий для успешной адаптации ребенка...

Организация успешной адаптации детей к дошкольному...

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс адаптации, ранний возраст, родитель.

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

детский сад, ребенок, родитель, ранний возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образовательное учреждение, детское учреждение, группа, кратковременное пребывание, дошкольное образование.

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ | Статья в журнале...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Создание условий для успешной адаптации ребенка...

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс адаптации, ранний возраст, родитель. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям...

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский...

Организационно-педагогические условия приобщения детей... образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей, родитель, группа, физическое воспитание, Физическая культура...

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

детский сад, ребенок, родитель, период адаптации, ранний возраст, малыш, ваш ребенок, адаптационный период, адаптация детей, дошкольное учреждение.

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной...

Таким образом, период адаптации малышей к детскому саду включает целый ряд психолого-педагогических моментов, касающихся всех сторон жизнедеятельности дошкольника, его самочувствия и режимной деятельности.

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

Детский сад, здоровый образ жизни, Родитель, дошкольное учреждение, ребенок, семья, дошкольное образовательное учреждение, физическое воспитание, дошкольный возраст, здоровый ребенок.