Библиографическое описание:

Сизов Д. С. Междисциплинарный организационный модуль в образовательном процессе военного вуза [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 164-168.

Профессиональная подготовка сержантов — многоцелевая часть образовательного процесса военного вуза, поэтому вся она не может быть ориентирована только на педагогическое мастерство сержантского состава. Для решения задачи развития умений и навыков сержантов военного вуза в обучении и воспитании курсантов мы предлагаем использовать междисциплинарный организационный модуль, интегрируемый в систему профессиональной подготовки сержантов военного вуза.

«Модуль — это учебная базовая единица цельной и логически структурированной программы по определенной дисциплине» [1]. Приведенное определение, однако, не является исчерпывающим. Е. И. Ананьева, в частности, в своей статье пишет о том, что в мировой и российской педагогической науке понимание сущности понятия «модуль» находится в широком диапазоне мнений: от модуля как совокупности близких по смыслу идей, до модуля — блока, объединяющего учебные действия, обеспечивающие формирование родственных компетенций [2]. Автор также указывает на то, что в педагогической практике имеют место самые разные модули, отличающиеся по принципу разделения содержания образования на структурные единицы. Так, например, встречаются содержательные, учебные, проектные, исследовательские и пр. виды модулей.

Разрабатывая модуль, нацеленный на развитие умений и навыков сержантов военного вуза в обучении и воспитании курсантов, мы учитываем ряд теоретических положений, о которых писали ранее:

-        общие условия интериоризации сержантами профессионального военно-педагогического опыта, а также частные условия развития обобщенных групп умений и навыков связаны с организацией специальной учебной и профессиональной деятельности сержантов;

-        целенаправленное развитие умений и навыков сержантов военного вуза в обучении и воспитании курсантов — процесс, который не может быть сосредоточен в какой-либо отдельной учебной дисциплине и даже только в каком-либо виде профессиональной подготовки сержантов. Это интегративный и междисциплинарный педагогический инструмент;

Формируя модуль, мы используем общенаучный системный подход, при котором рассматриваются компоненты различной природы и уровня сложности, необходимые и достаточные для появления нового системного свойства — развивать умения и навыки сержантов военного вуза в обучении и воспитании курсантов.

Модульное профессиональное обучение рассматривали Н. Б. Лаврентьева [3], Э. Ф. Насырова [4], Т. Н. Носкова [5], М. А. Чошанов [6]. Н. Б. Лаврентьева исходит из того, что педагогическая деятельность есть процесс управления деятельностью обучаемого, а модуль, таким образом, есть управляемый структурный блок организации учебного процесса и управления им [3]. Э. Ф. Насырова [4] и Т. Н. Носкова [5] также полагают, что модуль — это единица организации учебного процесса. Собственно говоря, весь образовательный процесс, следуя этим ученым, представляет собой цепочку логически взаимосвязанных, междисциплинарных или внутридисциплинарных модулей, находящихся в определенной зависимости и составляющих единую целостность в профессиональной подготовке специалиста. М. А. Чошанов раскрывает такие сущностные характеристики модуля как способность дозировать учебное содержание и учебную деятельность, связывать их по смыслу, а, кроме того, обеспечивать вариативность и индивидуальных характер обучения за счет взаимозаменяемости модулей [6]. Можно сказать, что в таком виде модуль является организационным, т. е. включающим единицу организации образовательного процесса.

Организационный модуль развития умений и навыков сержантов военного вуза в обучении и воспитании курсантов, с учетом перечисленного, можно определить как структурную единицу организации их профессиональной подготовки, объединяющую компоненты образовательного процесса военного вуза различной природы и уровня сложности, необходимые и достаточные для интериоризации сержантами опыта, накопленного в военно-педагогической науке и практике, а затем преобразования его в соответствующие умения и навыки.

На аналогичной теоретической основе выполняются многие практико-ориентированные исследования военных педагогов. В. П. Жуматий [7], А. Г. Замараев [8], А. П. Комаров [9], А. В. Столяров [10]. Анализируя их решения, мы определили несколько сущностных характеристик организационного модуля, обусловленных спецификой высшего профессионального военного образования. К их числу, как нам кажется, относятся:

-        специализация, управляемость и практическая ориентация конечного результата (с выходом на конкретную профессиональную компетенцию);

-        технологичность, оптимальное сочетание ресурсов, методов и средств, целесообразной деятельности и различных форм учебной работы;

-        открытость модуля и возможность обновления содержания;

-        постоянный контроль не только результатов, но и самого выполнения организационного модуля.

Организационные модули не являются междисциплинарными, а, следовательно, перед нами встает задача определения междисциплинарных связей и «размещения» организационного модуля в различных звеньях организации профессиональной подготовки сержантов военного вуза.

Учитывая общие и частные условия развития умений и навыков сержантов в обучении и воспитании курсантов, соответствующий организационный модуль может быть размещен:

-        в обучении сержантов по основной образовательной программе;

-        в должностной подготовке сержантов военного вуза;

-        в их практической деятельности в системе военного управления (рисунок 2).

Рис. 2. Размещение организационного модуля в образовательном процессе военного вуза

 

Обучение сержантов военного вуза по основной образовательной программе обеспечивает освоение ими компетенций, установленных Федеральными Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). На примере ФГОС ВПО 190110 «Транспортные средства специального назначения» можно, в частности, отметить:

-        общекультурную компетенцию ОК-3 «способность к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, владение методами пропаганды научных достижений»;

-        профессиональную компетенцию ПК-3 «способность … вести обучение и оказывать помощь сотрудникам».

-        пр. компетенции, связанные с обучением и воспитанием личного состава [11].

В основе профессиональных педагогических компетенций будущих офицеров находится система военно-педагогических знаний, которая, в дальнейшем, дополняется умениями и навыками, собственным и интериоризированным опытом обучения и воспитания личного состава, необходимыми личностными качествами и образованиями, пр. компонентами компетентности [12]. Умения и навыки сержантов военного вуза в обучении и воспитании курсантов также формируются на этой основе. В обучении сержантов по основной образовательной программе разрабатываемый нами модуль может затрагивать:

-        учебную дисциплину (дисциплины) психолого-педагогического содержания;

-        методические разделы учебных дисциплин профессионального блока.

Обучение же сержантов по основной образовательной программе в организованном процессе развития их умений и навыков в обучении и воспитании курсантов может рассматриваться в трех аспектах:

-        как организованная учебная деятельность, в которой ранее полученные сержантами педагогические знания приобретают системность, научность и усложняются;

-        как деятельность по изучению теоретических основ ранее сформированных действий, объединению отдельных методов и алгоритмов в педагогические технологии;

-        как организованная учебно-профессиональная деятельность, в которой сержанты, действуя как субъекты педагогических технологий, совершенствуют умения и навыки, закладывают основы для формирования более сложных умений.

Анализируя структуру должностной подготовки, установленную для военных вузов, мы выделили для размещения организационного модуля такие ее формы, как:

-        плановые занятия в системе должностной подготовки;

-        сборы сержантов военного вуза;

-        самостоятельную подготовку сержантов.

Плановые занятия проводятся по программе должностной подготовки в таких общепринятых для системы высшего профессионального образования формах как лекции, семинары, практические занятия, тренировки и пр. В военно-педагогической практике для развития умений и навыков широко применяются тактико-строевые занятия, позволяющие отрабатывать отдельные приемы и методы действий в искусственно моделируемых ситуациях. В целом, учебные занятия в системе должностной подготовки сержантов военного вуза по своему многообразию форм и способов организации учебной деятельности позволяют создавать условия развития их умений и навыков в обучении и воспитании курсантов, определенные нами для каждого из этапов этого процесса.

Определенные возможности размещения организационного модуля дает самостоятельная работа курсантов, которая, по утверждению Н. Н. Горача [13], Н. В. Пахомовой [14], О. Б. Самойленко [15] является фактором формирования любых профессиональных компетенций или их составляющих. В рамках должностной подготовки сержантов военного вуза их самостоятельная работа, как правило, выполняется в форме индивидуальных занятий. В организационном модуле развития умений и навыков сержантов в обучении и воспитании курсантов такая форма позволяет индивидуализировать процесс, сделать его более гибким и личностно-ориентированным.

Практическая деятельность сержантов в системе управления современным военным вузом становится все более многоплановой и многофункциональной. В организационном модуле развития умений и навыков сержантов военного вуза в обучении и воспитании их практическая деятельность в системе управления образует область, в которой действуют механизмы развития умений и навыков, осуществляется интериоризация необходимого опыта и перевод педагогических знаний-правил в умения и навыки в обучении и воспитании курсантов. Опираясь на собственный опыт, мы рассчитываем использовать в организационном модуле:

-        выполнение функций и задач в педагогических технологиях;

-        выполнение функций и задач в системе воспитательной работы военного вуза;

-        выполнение функций и задач непосредственно в системе управления военным вузом.

Таким образом, организационный модуль развития умений и навыков сержантов в обучении и воспитании курсантов, по нашему замыслу, не только является междисциплинарным, но и объединяет на этой цели разные области образовательного процесса военного вуза.

 

Литература:

 

1.      Ермолаева, Е. И. Модульное обучение в вузе: его основные учебные элементы [Электронный ресурс] / Е. И. Ермолаева // Педагогические науки. — № 2. — 2011. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/26_NII_2011/Pedagogica/5_92413.doc.htm (дата обращения 20.03.2014)

2.      Ананьева, Е. И. Модульное обучение студентов как педагогическая проблема / Е. И. Ананьева // Вестник ОГУ. — № 4, 2006. — С. 4–12

3.      Лаврентьева, Н. Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения в высшей школе: дис.... докт. пед. наук: 13.00.08 / Лаврентьева Наталья Борисовна. — Барнаул, 1999. — 393 с.

4.      Насырова, Э. Ф. Методическая система интегративно-модульного обучения в профессиональной подготовке учителей технологии: автореф. дис.... докт. пед. наук: 13.00.08 / Насырова Эльмира Фанилевна. — Сургут, 2013. — 342 с.

5.      Носкова, Т. Н. Профессиональная подготовка будущего учителя к использованию модульной технологии в процессе обучения: Теоретический и прикладной аспекты: дис.... докт. пед. наук: 13.00.08 / Носкова Татьяна Николаевна. — СПб., 1998. — 332 с.

6.      Чошанов, М. А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: дис.... докт. пед. наук: 13.00.01 / Чошанов Мурат Аширович. –Казань, 1996. — 320 с.

7.      Жуматий, В. П. Поэтапно-модульное ускоренное обучение курсантов военно-учебных заведений нормативным видам деятельности: дис.... канд. пед. наук: 20.01.06 / Жуматий Вячеслав Петрович. — Воронеж, 2003. — 199 с.

8.      Замараев, А. Г. Технология модульно-компетентностного обучения в образовательном процессе военного вуза: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Замараев Алексей Геннадьевич. — Уфа, 2013. — 198 с.

9.      Комаров, А. П. Формирование профессиональной компетентности курсантов военных институтов средствами модульного обучения: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Комаров Анатолий Петрович. — Уссурийск, 2005. — 212 с.

10.  Новиков, В. Н. Развитие теории и практики военно-педагогического образования в вузах МО РФ: дис.... докт. пед. наук: 13.00.01 / Новиков Василий Николаевич. — М., 1999. — 418 с.

11.  Приказ Министра образования и науки Российской Федерации № 19904 от 21 февраля 2011 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 190110 Транспортные средства специального назначения (квалификация (степень) «специалист») [Электронный ресурс] / Федеральный портал Российское образование. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m2076.html (дата обращения 31.03.2014)

12.  Ляпин, А. И. Формирование профессионально-педагогической компетентности курсантов образовательных учреждений МВД России: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ляпин Алексей Иванович. — М., 2010. — 247 с.

13.  Горач, Н. Н. Управление качеством самостоятельной работы курсантов вузов МВД России: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Горач Николай Николаевич. — М., 2011. — 24 с.

14.  Пахомова, Н. В. Повышение эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Пахомова Наталья Викторовна. — М., 2011. — 24 с.

15.  Самойленко, О. Б. Формирование профессиональной компетентности курсантов военного вуза средствами организации самостоятельной работы: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Самойленко Олег Борисович. — Тула, 2013. — 24 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle