Библиографическое описание:

Охотникова А. А., Карапузова Н. Н. Интегрированный подход к кружковой деятельности в сфере реализации ФГОС (из опыта работы) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 98-100.

Социальные процессы в обществе, развитие информационно-коммуникационных технологий потребовали существенных изменений образовательной политики нашей страны. Во главе процесса обучения должен стоять результат, а под него формироваться условия и структуры образовательной программы. Предложенная концепция, положенная в основу новых Федеральных Государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет преодолеть ряд существующих противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, которое должно удовлетворять потребности личности, общества и государства.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, Концепции духовно-нравственного развития учащихся, являющейся «идеологической и методологической основой ФГОС», внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе: «Внеурочную деятельность следует понимать как личностно — ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы».

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий для:

-        творческой самореализацииребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;

-        социального становления личности ребенкав процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

-        профессионального самоопределенияучащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт обучаемого, творческого поведения в культуре.

Организовывая внеурочную деятельность, педагог планирует помощь ребенку в развитии, педагогическую поддержку этого процесса, облегчение «трудной работы роста» ребенка (Я. Корчак). Отношения между педагогом и воспитанником превращаются в диалог.

Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно развивать коммуникативные способности ребенка.

Для успешной реализации ФГОС во внеурочной деятельности мы, Охотникова Алла Алексеевна и Карапузова Наталия Николаевна, используем элементы интегрированного обучения.

Интегрированное обучение является одним из инновационных процессов в педагогической деятельности, обусловленных интенсивными научно-техническими преобразованиями в жизни общества и в сфере образования [8]. На сегодняшний день интегрированное обучение и методика его изложения являются весьма актуальными, что объясняется изменениями в сфере науки, производства и общества в целом, которые вызывают необходимость соответствующих преобразований в обучении подрастающего поколения [5].

В педагогике под интегрированным обучением понимается объединение учебных дисциплин в комплексы или системы, суммирование средств содержания, методов и видов обучения, целью которых является формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений [3]

С 2011 учебного года мы работаем по стандартам второго поколения и одним из аспектов этого стандарта является внеурочная деятельность. Реализуя программу кружка «Юный эколог» (руководитель А. А. Охотникова) и театрального кружка «Цветик-семицветик» (руководитель Н. Н. Карапузова), мы решили попробовать создать проект совместной деятельности. В конце каждой четверти итогом совместной работы двух кружков стали экологические спектакли, участниками которых были наши воспитанники. Для спектаклей мы использовали декорации и куклы, сделанные руками ребят в театральном кружке, и подбирали тексты экологической направленности. Одним из таких проектов стал экологический спектакль «Теремок», сценарий которого мы предлагаем вашему вниманию.

Ведущий:

В чистом поле теремок, теремок;

Он не низок, не высок, не высок.

Кругом чистые луга,

Рядом чистая река,

А вокруг стоит лесок,

Мусор в нем — большой порок.

Тут лягушка мимо шла,

К теремочку подошла.

Лягушка:

Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок?

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живёт?

Ква-ква, тишина!

В теремочке я одна!

А из этого окна

Речка чиста видна.

Жить тут — просто загляденье:

Воздух чист, и нет сомнений –

Остаюсь тут навсегда — да, да, да!

Ведущий:

Только свет зажгла Лягушка,

Появилась Мышь — норушка.

Мышка:

Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок?

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живёт?

Лягушка:

Я — Лягушка-квакушка!

А ты кто?

Мышка:

А я — Мышка-норушка!

Пусти меня в дом,

Будем жить с тобой вдвоем.

Лягушка:

Я пустить-то тебя рада,

Только мне грязнуль не надо!

Кругом дивна красота,

Пусть останется она.

Ведущий:

Поселилась Мышь с Лягушкой-

Лупоглазою подружкой.

Топят печь, зерно толкут

Да блины в печи пекут.

Так живут они тихонько,

Ходят в лес они порой,

Только мусора вагоны

Не оставляют за собой:

Где найдут какую банку,

Тут же вмиг её возьмут,

Подберут и даже палку,

Чтоб без дела не лежала тут.

Вдруг явился на рассвете

Петушок горластый — Петя.

Петух:

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок?

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живёт?

Лягушка и Мышка (вместе):

Здесь живём мы — две подружки,

В чистом поле дом нашли,

А из грязного болота

Убежать теперь смогли.

А ты кто?

Петух:

А я — Петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Разрешите здесь пожить,

Буду честно вам служить.

Спать я буду на дворе,

Петь я буду на заре.

Лягушка и Мышка(вместе):

Так и быть, мы впустим в дом,

Только, чур, тебе поём:

Береги и ты природу,

Не бросай ты мусор в воду,

Охраняй от разных бед,

И не спи же ты в обед.

Ведущий:

Вот живут они — лягушка,

Петушок и Мышь — норушка;

Их водой не разольёшь.

Вдруг явился серый Ёж.

Ёж:

Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок?

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живёт?

Лягушка, Мышка и Петушок (вместе):

Мы — весёлые зверята,

В чистом поле дом нашли.

А ты кто?

Ёж: Я колючий Ёжик,

Ни головы, ни ножек.

Я из лесу к вам пришёл,

Там беды большой подъём:

Люди там так отдыхают,

Сразу шум стоит такой,

Всех зверюшек распугают,

Мусор всюду оставляют.

Жить там стало невтерпёж –

Хоть куда девайся Ёж.

Разрешите здесь пожить,

Буду терем сторожить.

Лучше нас, лесных ежей,

Нет на свете сторожей!

Лягушка, Мышка и Петушок (вместе):

Так и быть, пожалуй в дом.

Жить мы будем вчетвером.

Ведущий:

Вот живут они, играют.

И печаль они не знают.

Не грозят им шум и гам,

Спят спокойно по ночам,

Воздух свеж и так приятен,

Нет от дыма и следа.

Хорошо живут зверята –

Всем довольные ребята.

В это время из берлоги

Вышел Мишка толстокожий,

Он мотает головой,

Рассуждает сам с собой.

Вдруг увидел — дом стоит,

Рядом реченька бежит.

Он решил…

Медведь: Пойду туда,

Наломаю там бока!

Ведущий: Оттого он злой такой,

Кто-то разбудил его зимой,

Не дал Мишке крепко спать.

Стал он злым, стал всем мешать.

Если б люди всех любили,

Уважали бы зверей,

Не пошёл бы Мишка бурый

Дом ломать у малышей.

Лишь вломился он в домок,

Рухнул в поле теремок.

Лягушка, Мышка, Петушок и Ёж (вместе):

Что же ты наделал, Мишка?

Ты зачем сломал домишко?

Где жить теперь зверятам?

Ты б не трогал этот дом –

Так прекрасно было в нем!

И пока жива природа,

Жить должно в ней много лесного народа.

Медведь: Я же вовсе не хотел

Обижать вас, братья!

А имея крупный вес,

Просто в гости я полез.

Ведущий:

Вот так и люди поступают:

Имея силу, разум, власть,

Лесных зверей не уважают,

Куражатся над ними всласть.

Лягушка, Мышка, Петушок и Ёж (вместе):

Пусть все живут на свете вместе,

И только так спасём мы мир.

Ведь если каждый человек,

Устроив на поляне пир,

Забрать с собой захочет мусор,

Костёр потушит и зальёт,

Не будет каждая букашка

Свой новый дом опять искать.

Медведь: Но я же вовсе не хотел

Обидеть вас, друзья!

Я новый дом построить помогу –

На радость вам, назло врагу.

Ведущий: И пошла у них работа!

Дом срубили за момент:

Он высокий и красивый,

И стоит как монумент.

За собой они убрали,

Чтоб не засорять окрестность,

Чтоб была красивой местность.

Так вот жили и живут –

Экологию все чтут.

 

Литература:

 

1.                  Омельченко С. В. Понятие интеграции в педагогическом процессе // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2007. — № 1. — С. 33.

2.                  Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).- 2011.

3.                  Колчеев Ю. В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2012.

4.                  Лебедева Г. Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. — Москва, 2013.

5.                  Грехова Л. И. учебно-методическое пособие для учителей начальной школы «В союзе с природой».- Москва- Ставрополь.- 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): реализации ФГОС, внеурочной деятельности, опыта работы, ФГОС основного общего, рамках ФГОС основного, условиях реализации ФГОС, общего образования, организации внеурочной деятельности, сфере реализации ФГОС, успешной реализации ФГОС, реализации ФГОС СПО, основного общего образования, Охотникова Алла Алексеевна, контексте ФГОС, внеурочной деятельности школьников, единицей внеурочной деятельности, назначение внеурочной деятельности, Наталия Николаевна, Управленческий аспект, и совместной деятельности в детском.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle