Библиографическое описание:

Сатывалдиева Б. Особенности традиционного воспитания в Средней Азии [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 171-173.

В то время как западные и европейские страны углубились в инновационное и техническое развитие общества, страны Средней Азии занялись духовной составляющей жизни человека, а именно системой ценностно-нравственного воспитания человека как личности и будущего родителя, способного воспитать и наставлять будущие поколения.

В странах Средней Азии, издревле, принято иметь большие семьи, в которых проживают не одно поколение родственников. К продолжению и сохранности своего рода относятся очень трепетно и внимательно, поэтому для них принято иметь по 3–4 детей, а то и больше. К воспитанию детей в странах Средней Азии подходят предельно тщательно, так как это будущее поколение и опора родителей. Стоит отметить, что страны Средней Азии при воспитании детей зачастую опираются на свои традиции и обычаи.

Именно этой теме я посвящу данную статью.

Найдутся те, кто будет осуждать принятые нормы воспитания стран Средней Азии, а кто-то скажет, что это верный путь к истине. У каждого свое мнение, но я всего лишь отмечу те или иные особенности национального воспитания, ссылаясь на источники и на свое мировоззрение. Еще добавлю, что в одной статье невозможно описать все, но я постараюсь «заглянуть» к каждой стране…

Киргизия.

Современное время диктует свои правила и страны Средней Азии не исключение. Многие традиции, к сожалению, утратили свой смысл, но Киргизия одно из немногочисленных исключений, потому что эта страна несмотря, ни на что сохранила все, что появилось много веков назад. Рождение ребенка, свадьба или похороны — для каждого из этих событий существую свои обряды, которые совершенно не изменились за все это время [1].

Среди кыргызов бытовало высказывание, что если рождается девочка, то семья воспитывает ребёнка не для себя, а для чужих. Если позже её «похищали» как невесту, то семья жениха сообщала её родителям новость: «У вас больше нет дочери, теперь она наша дочь». Её преданность теперь переходила от своей настоящей семьи на семью её мужа и на него самого. Другая кыргызская народная поговорка гласит: «Рождение дочери — пополнение стада, рождение сына — пополнение защитников». Вот почему, если жена кочевника не могла иметь детей (или рожала только девочек), то мужчина мог взять вторую жену, или даже третью — хотя в настоящее время это уже не практикуется [2].

Девочки в Киргизии достигают совершеннолетнего возраста уже к 10 годам и тогда они уже должны вести себя совершенно иначе. В это время девочки становятся взрослыми и не могут уже играть со своими сверстниками, они должны вести себя более скромно. Полностью меняется стиль одежды, который также становится строже и скромнее. Девочек обучают, главным образом, домашней работе, помогать старшим женщинам [1].

Мальчики в Киргизии в возрасте от 10 до 13 лет тоже уже считаются взрослыми, и наступает то время, когда они могут пройти испытание первой посадки на лошадь. В этом возрасте начинается их длинный путь, когда к их воспитанию относятся иначе и больше всего времени мальчики проводят уже с мужчинами, которые воспитывают в них мужество, смелость, силу и ловкость. Мальчикам поручают смотреть за домашним скотом. Мужчина должен стать настоящей опорой для своей будущей семьи, должен оберегать свою жену и детей от всех возможных неприятностей [1].

Не только в Киргизии, но и во всей Средней Азии женщины отличаются своей хозяйственностью, покладистостью и терпением.

Женщины старших поколений передают молодежи свое умение в обработке шерсти, ее окрашивании для дальнейшего использования в создании красочных образцов народного творчества. Всевозможные поделки, вышивки и т. п. служат для украшения не только одежды, домашней утвари, ковров, но и украшали жилища народа. Старинные обычаи предписывают каждой невесте иметь приданное, состоящее из разнообразных видов одеял, подушек, ковров и тому подобного [3].

Таджикистан [4].

Семьи Таджикистана, в отличие от Европейских семей, по обычаю очень большие. Под одной крышей проживают несколько поколений родственников, соблюдая между собой строгую иерархию. Отношения строятся в первую очередь на беспрекословном подчинении хозяину дома и почитании старших.

Таджикские семьи наполнены детьми. Их столько, сколько даст Бог. С раннего возраста малыши очень активны и самостоятельны. Они дружат большими компаниями, а главное, с детства воспитываются в традициях.

Старшие ребята заботятся о младших, младшие слушаются старших и везде ходят вместе. Большие дети носят маленьких, средние сами бегают за старшими.

Сами по себе дети очень общительны и активны. С самого малого возраста они помощники своей семье. Быстро и с охотой выполняют любые поручения взрослых. Легко справляются с домашней скотиной и многочисленными хозяйственными делами.

Дети не живут отдельно, они полноценно принимают участие в жизни семьи. Таджики не загоняют детей спать, не заставляют их есть, не скрывают от них взрослых дел. Дети живут так же, как и взрослые: подчиняются старшим, по-взрослому работают и отвечают за свои поступки.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью.

Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара. Женщина-таджичка должна всегда молчать.

Туркмения.

В туркменской семье по-разному воспринималось рождение мальчика и девочки. Это сказывалось и на их воспитании: мальчика баловали, беспрекословно исполняли его прихоти, особенно если сын был один. Правда, в семье, где девочка была единственным ребенком, ее также баловали, но это скорее было исключением, нежели правилом. Такое неровное отношение к детям продолжало сохраняться в течение некоторого времени и после революции; так, например, мальчикам старались дать полное среднее образование, девочек оставляли дома после 5–6-го класса, считая, что 14–15-летняя дочь уже взрослая девушка и должна думать о подготовке приданого. В 7–8-м классах средней школы девочек было значительно меньше, чем мальчиков. Однако в настоящее время положение изменилось и большинство девочек получает полное среднее образование [5].

Детей воспитывают в духе строгого и беспрекословного подчинения старшим. Их рано приучают к труду, и девочка восьми-девяти лет обычно бывает уже настоящей помощницей матери. Мальчик также начинает приучаться к труду примерно с этого же времени. Прежде в семьях, где не было взрослых помощников, мальчику девяти-десяти лет уже приходилось помогать отцу в выпасе скота или в сельскохозяйственных работах. С этого же времени, если были средства, мальчика отдавали учиться в мектеб (школа). Девочек грамоте не учили. С девяти лет девочкам не разрешалось играть вместе с мальчиками, так как они считались взрослыми и должны были заниматься подготовкой приданого [5].

В современном Туркменистане как и сотни лет назад замуж выдают (ключевое слово «выдают») в 16. При этом цена невесты (а за нее как и прежде платят калым, и всегда платили, даже во времена СССР) обратно пропорциональна ее образованности. Чем «затурканее» и темнее девушка- тем дороже она стоит! Понятное дело, такая жена покорнее. Главные положительные качества для современной туркменской невесты -умение вышивать, ткать ковры, вязать носки и … понимать мужа [6].

Узбекистан.

В Узбекистане, так же как и в Таджикистане девочек воспитывают в строгости и готовят к замужеству, а мальчиков быть главой семьи.

В семье выстроена довольно жёсткая иерархия взаимоотношений. Младшие безусловно подчиняются главе семьи и старшим по возрасту [7].

В давние времена подходящим для вступления в брак возрастом для женщин являлись 13–14 лет, но в современном обществе предпочтение отдаётся европейской добровольности в этом вопросе [7].

Казахстан.

Свои особенности имеет и воспитание детей у казахов. Корни их уходят в глубокую древность. Например, такой обычай, как выведение из 40 дней ребенка связан с древними представлениями о том, что первые 40 дней ребенок наиболее подвержен влиянию злых духов, и что они могут наслать на него болезни или подменить ребенка. Поэтому ребенка до 40 дней никому не показывали, кроме самых близких. И даже первые казахские колыбельные скорее напоминают заговоры, чем песни, смысл которых заключается в том, чтобы обмануть злых духов и отогнать их от младенца [8].

Еще одной особенностью воспитания детей у казахов является то, что большую роль в воспитании играли бабушки и дедушки, которые были основными носителями традиций, обычаев, опыта и мудрости народа. Первенцы в семье традиционно считались детьми свекра и свекрови. Усыновленные таким образом дети традиционно были любимчиками в семье. Большую роль в воспитании играл народный фольклор. Как только ребенок учился говорить, его сразу обучали песенкам, поговоркам, стихам. У казахского народа всегда ценилось красноречие, умение импровизировать, экспромтом слагать стихи и песни. Многому дети обучались в игровой форме уже с самых маленьких лет. Всем известно, что нормы общественной и хозяйственной жизни, ценности закладываются в первую очередь в семье. Дети наблюдая за работой взрослых: дочери — за ремеслами матерей, сыновья — за хозяйскими делами отцов, — постепенно и сами тянулись поучаствовать в процессе и помочь. Так понемногу приобретая жизненные навыки уже к первому жизненному отрезку — мушелю, к 12 годам девочки становились хорошими помощницами матерям, а мальчики — молодыми жигитами. Воспитание девочки изначально больше было направлено на семью, привитию ей главных семейных ценностей, образованию же мальчика уделяли гораздо большее внимания, так как ему предстояло стать главою семьи, решать сложные хозяйственные вопросы [8].

В современном Казахстане многие обычаи потеряли свою актуальность, ввиду изменения ритма и уклада жизни, а также под влиянием исторических факторов. Женщины стали более эмансипированными и уже не обязательно полностью посвящают себя семье и детям, а стремятся достичь карьерных высот наравне с мужчинами [8].

Краткий итог [9]…

В Средней Азии принято, что старшего брата называют «ава», старшую сестру «эже». Даже если разница между детьми составляет всего год-полтора, старший для младшего служит авторитетом, ему полагается говорить «Вы», к его советам прислушиваться.

В каждой стране к родителям обращаются на «Вы», почтению к ним учат и мальчиков, и девочек.

Уважающий себя мужчина-отец никогда не будет кричать на жену при детях, он выкажет ей недовольство потом, позже. А мать приучает детей к тому, что к приходу отца дом должен сверкать-блестеть, все должно быть умыты- причесаны и т. п.

 

Литература:

 

1.                  Официальный портал Мифы или реальность http://www.molomo.ru/inquiry/family_kyrgyzstan.html

2.                  Официальный портал Adventure http://www.advantour.com/rus/kyrgyzstan/traditions.htm

3.                  Официальный портал Anur Tour http://www.tourstokyrgyzstan.com/ru/about/tradicii-i-kultura-kirgizov.html

4.                  Официальный портал Мифы или реальность http://www.molomo.ru/inquiry/family_tajikistan.html

5.                  Официальный портал Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре http://lib7.com/narody-srednej-azii-i-kazahstana/1580-rozhdenie-i-vospitanie-rebenka-u-turkmen.html

6.                  Официальный портал Live Internet http://www.liveinternet.ru/users/3255736/post148327072/

7.                  Официальный портал Мой Узбекистан http://uzb.ucoz.ru/index/obychai_tradicii_obrjady/0–134

8.                  Официальный портал Обычаи и традиции казахского народа http://www.bilu.kz/obychay.php

9.                  Официальный портал Гражданка мира http://grazhdankamira.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle