Творчество педагога как норма профессиональной деятельности в условиях современных стандартов образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Галченко, О. В. Творчество педагога как норма профессиональной деятельности в условиях современных стандартов образования / О. В. Галченко, И. В. Ченцова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8550/ (дата обращения: 20.04.2024).

Мастерство — то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа!

Ю. П. Азаров

Во все самые сложные периоды развития отечественного образования предназначение учителя оставалось неизменным — быть носителем духовности, культуры и творчества. Творчески работающий учитель всегда испытывал и испытывает непреодолимую потребность самореализовать свои личностные и профессиональные способности при осуществлении намеченных замыслов, позволяющих ему максимально раскрыть свой творческий потенциал. А в условиях современных образовательных стандартов развивающий результат в обучении школьника выходит на одно из самых первых мест в иерархии образовательных ценностей. Демократизация современной школы обострила потребность в творческой самореализации педагога. В ее основе — стремление самих учителей к креативности, которая является императивом творческого саморазвития. Осуществляя саморазвитие личности через творческую самореализацию, учитель сможет добиться профессионального признания в интересах личности, общества и государства.

С позиции философии творчество — деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.

В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества. Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внимания ученых-психологов находятся вопросы о структуре творчества, о путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения и т. д. Педагогика творчества — наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.

Главными признаками творчества являются (по М. М. Поташнику):

-        создание нового или существенное усовершенствование известного;

-        оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

-        взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.

«Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”» [8, с.12]

Таким образом, педагогическая деятельность сегодня — это проявление постоянного разностороннего творчества, а формирование творческой личности — процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой — с формированием у него опыта творческой деятельности. Отсюда можно утверждать, что творческим педагогом является тот, кто обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта. Все это и является базовыми компетенциями профессионального стандарта современного педагога.

Осознание педагогом степени своего мастерства и идеальных моделей, являющихся синтезом науки и практики, преломленных через собственную индивидуальность, должно служить ориентиром для формирования самостоятельной профессиональной позиции творческого, новаторского характера.

К истокам развития педагогического самосознания следует отнести три компонента:

-                   знание о себе как о специалисте;

-                   эмоциональное отношение к себе как педагогу-профессионалу;

-                   оценка себя как специалиста.

При этом самооценка, выполняя регулирующую роль в процессе совершенствования педагогического мастерства, возможна лишь тогда, когда опирается на некоторое «рассогласование» между самооценкой и идеальным представлением об учителе [4, с.36]. Таким образом, для педагогического самосознания мало знать, что и как нужно, мало уметь — здесь надо принять общие и частные общественные цели, выраженные на языке педагогики, как внутренне присущую установку личности, направление ее деятельности.

Доктор педагогических наук Ю. П. Азаров утверждает формулу мастерства, сущность которой в триаде: технология, отношения и личность. «Мастерство не выносит болтовни. Оно непременно должно замыкаться на материальной стороне дела — технологией. Эта технология должна быть запущенна без промедления, ибо благодаря этому создаются отношения, а эти отношения формируют учителей и детей при общении. Чтобы прийти к такой технологии и к такой системе отношений, когда взрослые доверяют детям, а дети готовы всегда прийти на помощь взрослым, необходимо истинное педагогическое творчество, необходима та особая вера и в свои силы, и в силы своих коллег, и в силы детей, которая непременно снимет страх, предаст мажорный настрой всем педагогическим действиям, утвердит логику радости и борьбы за лучшие идеалы жизни школы» [1, с.18].

Если к внутренним предпосылкам творчества педагога относится взаимодействие целого ряда важнейших психических процессов, состояний и индивидуально-психологических свойств его личности (интуиции, воображения, осознаваемого и неосознаваемого, настойчивости, самокритичности, трудолюбия, высокой языковой культуры), то к компонентам творчества — знания, мировоззрение, педагогическая техника и культура (мышление и самосознание), самостоятельная профессиональная позиция. Компоненты творчества являются и содержательными элементами личности педагога, и продуктами отражения педагогической действительности в его чувствах, сознании, памяти, и результатами творческих сил и возможностей учителя. Поэтому, можно смело утверждать, что компоненты творчества приобретаются педагогом в течение всей профессиональной деятельности.

Одним из важнейших условий, управляющих механизмом совершенствования педагогического мышления и его основного показателя, педагогического самосознания, по праву можно признать установку на самообразование, т. е. готовность учителя к совершенствованию деятельности, направленную на удовлетворение актуальной потребности в творчестве. В свою очередь, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества возможна, если педагогический коллектив в целом проводит систематический анализ достоинств и недостатков своей деятельности на основе показателей уровней воспитанности и обученности учащихся.

Вот почему осознание и принятие современным педагогом того факта, что формирование творческой направленности личности должно стать основной функцией обучения, а учет различий в темпах развития у разных учащихся — непременное условие самореализации, очень часто становится важным стимулом, мотивом самосовершенствования личности самого педагога.

В свете изложенного выше, творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит Ученик. При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность современного учителя характеризуется такими показателями, как систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний, создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач в конкретный момент педагогической действительности, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции. С другой стороны, должна существовать такая организационная форма работы, которая позволит самим учителям, объединившись, оформлять, удерживать и корректировать нормы педагогической деятельности в соответствии с гражданским заказом и стандартом образования, созидая объективную систему показателей качественной деятельности педагога-мастера, педагога-творца, педагога-инноватора. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

 

Литература:

 

1.                  Азаров Ю. П. Тайны педагогического мастерства — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 432 с.

2.                  Воровщиков С. Г., Новожилова М. М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект 4-е изд. — М.: 5 за знания, 2008. — 352 с.

3.                  Гусинский, Э. Н. Современные образовательные теории [Текст]: учебно-методическое пособие для вузов / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. — М.: Университетская книга, 2004.

4.                  Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 288 с.

5.                  Паринова Г. К., Черняева Т. Н. Уровни опыта творческой деятельности учителя // Школьные технологии 2002, № 5

6.                  Профессиональный стандарт педагога. Независимое сетевое педагогическое издание «Учительская газета». URL: http://www.ug.ru/new_standards/6 (дата обращения: 07.07.2015).

7.                  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

8.                  Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника — М.: Педагогическое общество России, 2000–448 с.

Основные термины (генерируются автоматически): компонент творчества, педагогическая действительность, педагогическое самосознание, самостоятельная профессиональная позиция, педагогика творчества, педагогическое мастерство, педагогическое творчество, ребенок, современный педагог, создание нового, учитель.

Похожие статьи

Творчество в деятельности современного педагога

Творчество в деятельности современного педагога. Автор: Щербакова Татьяна Николаевна. Рубрика: 1. Общая педагогика.

2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.,1987.

Мастерство педагога в решении...

На современном этапе развития общества, в частности, системы образования, проблема педагогического мастерства является наиболее актуальной. Сегодня педагогу необходимо быть мобильным...

Импровизация как компонент творчества современного педагога

Рубрика: 1. Общая педагогика. Опубликовано в. IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014).

Библиографическое описание: Щербакова Т. Н. Импровизация как компонент творчества современного педагога [Текст]...

Использование воспитателем актерских умений в педагогическом...

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское мастерство, педагогический артистизм, профессиональное мастерство, психологический...

Педагогический артистизм как компонент профессиональной...

профессиональное мастерство, конкурс, мой взгляд, педагогическая деятельность, творческая самореализация педагогов, высокий уровень, педагогическая ситуация, педагогическое творчество...

Педагогическая креативность в управленческой культуре педагога

Педагогическое творчество — это всегда поиск и нахождение нового. Практика показывает, что любой педагог в той или иной мере преобразует педагогическую действительность...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

педагогические способности, личность учителя, педагогическое общение, профессионально-важные качества, гармоничное

Мастерство учителя | Статья в журнале «Школьная педагогика». Искусство педагога особенно проявляется в умении учить на уроках.

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское мастерство

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Развитие творческого потенциала педагогов... | Молодой ученый

С ростом педагогического творчества и педагогического мастерства происходит ускорение темпов развития, трансформации и перехода на новый уровень.

Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя.

Похожие статьи

Творчество в деятельности современного педагога

Творчество в деятельности современного педагога. Автор: Щербакова Татьяна Николаевна. Рубрика: 1. Общая педагогика.

2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.,1987.

Мастерство педагога в решении...

На современном этапе развития общества, в частности, системы образования, проблема педагогического мастерства является наиболее актуальной. Сегодня педагогу необходимо быть мобильным...

Импровизация как компонент творчества современного педагога

Рубрика: 1. Общая педагогика. Опубликовано в. IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014).

Библиографическое описание: Щербакова Т. Н. Импровизация как компонент творчества современного педагога [Текст]...

Использование воспитателем актерских умений в педагогическом...

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское мастерство, педагогический артистизм, профессиональное мастерство, психологический...

Педагогический артистизм как компонент профессиональной...

профессиональное мастерство, конкурс, мой взгляд, педагогическая деятельность, творческая самореализация педагогов, высокий уровень, педагогическая ситуация, педагогическое творчество...

Педагогическая креативность в управленческой культуре педагога

Педагогическое творчество — это всегда поиск и нахождение нового. Практика показывает, что любой педагог в той или иной мере преобразует педагогическую действительность...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

педагогические способности, личность учителя, педагогическое общение, профессионально-важные качества, гармоничное

Мастерство учителя | Статья в журнале «Школьная педагогика». Искусство педагога особенно проявляется в умении учить на уроках.

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское мастерство

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Развитие творческого потенциала педагогов... | Молодой ученый

С ростом педагогического творчества и педагогического мастерства происходит ускорение темпов развития, трансформации и перехода на новый уровень.

Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя.