Библиографическое описание:

Иванова С. С. Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 38-41.

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей посредством оздоровительной работы в ДОУ, составлена схема построения комплекса соответствующих упражнений.

Ключевые слова:координационные способности, средний дошкольный возраст.

 

Актуальность исследования. Как известно, дошкольный возраст является благоприятным для развития широкого круга координационных способностей, поэтому целенаправленное развитие координационных способностей должно начинаться именно в этом возрасте. Только в этом случае можно обеспечить необходимую общую физическую подготовленность ребенка. Анализ психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта показал, что литературы по данному вопросу недостаточно, материал разрознен, не систематизирован и в небольшом объёме. В этой связи актуальной становится проблема разработки оздоровительной программы ДОУ для формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста.

Цель статьи заключается в раскрытии способов формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы ДОУ с учетом соответствующих сензитивных периодов.

Изложение основного ݇материала. Понятием координационные способности начали пользоваться для конкретизации представлений о двигательном качестве «ловкость». В настоящее время термины «ловкость» и «координационные способности» не отождествляют, но до сих пор нет единой точки зрения по вопросу отношения этих двух понятий.

В понятийном словаре по теории физической культуры и спорта дано следующее определение координационных способностей. Координационные способности — вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий [1, c.56].

По мнению В. И. Ляха, координационные способности — это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия [2]. Это определение соответствует пониманию природы координации и ловкости, имеющемуся в трудах Н. А. Бернштейна и согласуется с содержанием, обычно вкладываемым в определения, данные другими авторами. Методист физического воспитания Ю. В. Верхошанский считает, что координация — это способность к упорядочению внутренних и внешних сил, возникающих при решении двигательной задачи для достижения требуемого рабочего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала человека [3]. И. И. Сулейманов под координационными способностями понимает способность к согласованию определенных действий в процессе управления деятельностью соответственно поставленной цели [4].

Таким образом, координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Чрезвычайная биомеханическая сложность этих движений, обилие степеней свободы, многообразие и дифференцированность двигательных актов обусловливают значительные трудности в исследованиях движений.

Как известно, в возрасте четырех-пяти лет происходит становление координационных механизмов и налаживание их взаимодействия с вегетативной сферой организма, повышение роли второй сигнальной системы в становлении координационных двигательных механизмов.

В среднем дошкольном возрасте умеренно развиваются четыре физических качества (ловкость, статическая и динамическая сила, быстрота) и четыре функционально-двигательные способности (дифференцировка силовых напряжений и пространственных параметров, ориентационные и координационные способности). На пятом году жизни ускоренно развиваются три основных движения (движения руками и ногами, ходьба), умеренно — четыре движения (бег, равновесие, лазание и метание) и замедленно — одно движение (прыжки) [5, с. 23–24].

Значимость воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста объясняется четырьмя основными причинами:

1.      Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

2.      Только сформированные координационные способности — необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

3.      Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

4.      Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей — гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Для эффективного формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к физическому воспитанию выработать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей посредством оздоровительной работы в ДОУ.

К наиболее значимым, фундаментальным координационным способностям детей среднего дошкольного возраста в процессе управления двигательными действиями относятся:

-                   способность к реагированию;

-                   способность к равновесию;

-                   ориентационная способность;

-                   дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность [2, с.74–79].

Основным средством для воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения средств, их вес, высоту; изменяя площадь опор или увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и т. п.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Упражнения, направленные на формирование координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем, они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Классификация типов координационных способностей приведена в таблице 1:

Таблица 1

Сравнительная характеристика типов координационных способностей

Тип

Реагирующая способность

Характеристика

1 тип

Слуховая и зрительная

Повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации через:

а) свободный бег, дополнительный заданиями, на внезапные остановки, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствии (линий и невысоких предметов);

б) бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе стоя спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа, седа и тому подобное);

в) интенсивность движения, ее изменения: ходьба обычная — бег быстрый, бег медленный — бег ускоренный;

г) упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать).

2 тип

Способность к равновесию:

а) статическая

 

 

 

 

б) динамическая

 

 

а) методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, включение предварительных и сопутствующих движений, введение противодействий.

б) адаптация к различным внешним условиям, подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения

3 тип

Дифференцированная способность

Методические приемы: включение зрительного анализатора, задание на точность, «сближаемые» и «контрастные» задания (прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближних дистанций и дальних и т. п.)

4 тип

Дифференцирование временных интервалов

Выполнение движений в медленном, среднем и быстром темпе:

1. Коллективный подсчет от одного до десяти, под звуки метронома, установленного на частоту 60 и 120 ударов в минуту.

2. Выполнение общеразвивающих упражнений в медленном и быстром темпе (наклон на один счет и затем на четыре счета и тому подобное).

3. Ходьба на месте в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый (по 8 шагов в каждом темпе).

4. Прыжки на месте на одной и двух ногах (8 прыжков — быстро, 8 –медленно) и другие.

5 тип.

Ритмическая способность

Физические упражнения, выполняемые в различных временных и пространственных соотношениях, танцы, танцевальные шаги.

Попеременное выполнение упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности).

Большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки, и их движения четко согласуются с музыкой (ритмическая ходьба, фигурное марширование, несложные перестроения, марш, вальс, и др. движения).

6 тип.

Способность к переключению

Проектирование оптимальной программы действий: контроль, корректировка и перестройка двигательной реакции в соответствии ситуации. Например, единоборство, борьба и спортивные игры

 

Для формирования координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста целесообразно применение схемы построения комплекса соответствующих упражнений.

Комплекс упражнений разделен на три части: подготовительную, основную и заключительную. Эти части комплекса различны по длительности и составляют приблизительно соответственно 5 %-15 %, 70 %-85 % и 3 %-7 % от общего времени занятий.

В подготовительной части обычно используются разогревающие упражнения, что помогает подготовить организм к выполнению упражнений в основной части. Движения выполняются с небольшой амплитудой, в невысоком, постепенно нарастающем темпе. Включены упражнения общего воздействия — потягивания, разновидности ходьбы на месте и с продвижением, танцевальные шаги.

Основная часть комплекса упражнений направлена на развитие различных мышечных групп и ведущих физических качеств. Сюда входят наиболее интенсивные упражнения, в исходных положениях стоя, сидя, лежа, а также дающие так называемые пиковые нагрузки прыжки.

В заключительную часть занятий входят упражнения малой интенсивности. Это в основном упражнения на расслабление и дыхание, поскольку самое важное после нагрузки — продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постоянно уменьшать частоту сердечных сокращений. Упражнения этой части помогают организму восстановиться после напряженной физической работы.

Обучение основным комплексам упражнений идет поэтапно. На первом этапе рассказывается, а потом показывается движение, далее выполняется то или иное упражнение без музыки. На втором этапе закрепляются упражнения комплекса в целом. Больше внимания нужно уделять выразительному исполнению, созданию двигательных образов. Каждый комплекс нужно использовать в течение 1- 2 месяцев.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста упражнения могут варьироваться в различных вариантах:

1.      В форме физических занятий оздоровительно-тренирующего характера.

2.      В виде “ритмических блоков”, используемых как часть физкультурных занятий.

3.      При проведении утренней гигиенической гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект.

4.      В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках (элементы).

Таким образом, развитие детского организма носит адаптивный характер к различным внешним воздействиям, в связи с чем прогрессивное развитие в среднем дошкольном возрасте возможно при условии целенаправленного воздействия на функции, имеющие высокую подверженность влияниям факторов окружающей среды. Следовательно, эффективное управление учебным процессом посредством оздоровительной работы в ДОУ возможно в условиях выявления и учета сензитивных периодов развития координационных способностей детей.

 

Литература:

 

1.                  Евстафьев, Б. В. Понятийный словарь по теории физической культуры. — Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1985. — 132 с.

2.                  Лях, В. И. Координационные способности школьников [Текст]. / В. И. Лях. -Минск: Полымя, 1989.-169 с.

3.                  Верхошанский, Ю. В. Ударный метод развития «взрывной» силы // Теория и практика физической культуры. — 1968. — № 8. — С. 59–63.

4.                  Сулейманов, И. И. Основы воспитания координационных способностей [Текст]. / И. И. Сулейманов. Омск: ОГИФК, 1986. — 89 с.

5.                  Кравчук, Т. А. Методика оздоровительной тренировки детей шестого года жизни [Текст].:Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1996. -23 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle