Автор: Панова Валентина Николаевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Библиографическое описание:

Панова В. Н. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 143-145.

Ключевые слова: урок, студенты, здоровье, учитель, учебный, работа.

 

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости. «Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, и характер развивается во всём своём могуществе. Здоровье — это гармония на телесном, умственном, эмоциональном и духовном уровнях». (Г. Спенсер.)

Современная российская педагогика основана на принципах гуманизма. В связи с этим в условиях внедрения ФГОС сохранение здоровья подрастающего поколения может рассматриваться, как один из приоритетных критериев оценки качества и эффективности педагогической деятельности. В настоящее время сложилась критическая ситуация, при которой почти все учащиеся общеобразовательных учреждений имеют явные отклонения в состоянии здоровья. Возрастают учебные нагрузки; досуг всё чаще отдаётся «сидению» «ВКонтакте» и компьютерным играм; недостаточное внимание уделяется двигательной активности и физической культуре; несерьёзное отношение существует у подростков к проблемам здорового питания. Это касается и средней школы и, особенно, системы профессионального образования. Поскольку наряду с общеобразовательными предметами студенты получают и профессию, количество предметов увеличивается. А, значит, увеличивается нагрузка. Помимо этого, учебный процесс в наших учебных заведениях не идеален. С этой целью и внедряются «здоровьесберегающие образовательные технологии». Здоровьесберегающая технология — это:

-        условия обучения ребёнка в учебном заведении (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания),

-        рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями),

-        соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка.

Но есть факторы, оказывающие неблагоприятные воздействия на состояние здоровья учащихся, зависящие в большей степени от учителя, то есть психолого — педагогические факторы:

-        психологический климат на уроке, в классе, наличие эмоциональных разрядок,

-        стиль педагогического общения учителя со студентами,

-        характер опросов и проблема оценок,

-        степень реализации учителем индивидуального подхода,

-        соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и физиологическим возможностям детей.

Задача преподавателя в нашем образовательном заведении — внимательнее относится к сохранению здоровья студентов, помочь им должным образом осваивать знания по предмету для того, чтобы в будущем они были бы способны заниматься общественно-полезным трудом. Основная форма учебного времени студента — урок, поэтому психическое и физическое состояние студента напрямую зависит от того, как эти уроки построены. История — серьезный и сложный предмет. На этих уроках студентам приходится много говорить, анализировать, рассуждать, запоминать. Поэтому я стараюсь уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Социальное здоровье также формируется на каждом уроке. К нему относится умение жить в обществе, коммуникативность, удовлетворённость социальным статусом. Это достигается посредством общения на уроке между учителем и учениками и учениками между собой, а также общественными событиями, знакомством с явлениями, известными личностями, на примере которых можно воспитать много положительных качеств у обучающихся. Студенты, знакомясь с тенденциями становления и развития общества и государства, начинают лучше ориентироваться в социуме, реализовывать себя.

Наша задача — исключить отрицательные факторы, влияющие на состояние здоровья студентов. Поэтому, в своей работе я стараюсь придерживаться элементарных правил и законов, которые идут на пользу и учителю, и студенту. Это:

1)      контролировать состояние кабинета истории;

2)      создавать на уроке благоприятный эмоциональный настрой;

3)      строго дозировать учебную нагрузку;

4)      грамотно строить урок, учитывая работоспособность студента.

1)      В начале урока на каждой перемене обязательно проветриваю кабинет. Не забываю включить свет, если не достаточно освещения, а также отключить его, если достаточно естественного освещения. Не устаю разводить цветы в классе, чтобы создать благоприятный микроклимат и положительный настрой на занятия. Наличие зелени и цветущих растений всегда способствует хорошему настроению.

2)      Создание благоприятного климата на уроке — залог успеха, поскольку изначально предмет воспринимается через учителя. Для ребят важен настрой преподавателя, позитивное отношение, умение преподавателем тактично исправлять ошибки. Монотонная, тихая, ровная и продолжительная речь учителя также способствует вызыванию в учащихся дремотного состояния, учебный материал воспринимается с трудом. Поэтому я часто использую в работе такой приём — то говорю громко, а то очень тихо, почти шёпотом. Даже если студенты отвлеклись, они обязательно обращают внимание на это. Стараюсь проводить урок не по типу монолога учителя, а по типу диалога между учителем и обучающимися. Чтобы дети чувствовали себя комфортно и раскованно на уроках, я позволяю и себе и им шутить, смеяться, но естественно, не нарушая при этом дисциплины. Самая лучшая награда для учителя — улыбающиеся и спокойные дети, выходящие с урока.

3)      Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя — помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ребёнку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

Необходимо организовывать выполнение разно уровневых заданий, индивидуально дозируя объём учебной нагрузки. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке. Тем более, что тестирование я применяю уже лет 13–14, и у меня накоплен огромный опыт по его использованию.

Специфика работы колледжа — наличие социально неадаптированных студентов. 80 % из них слабоуспевающие дети. Например, в текущем году у нас учатся 64 студента из детских домов, из неблагополучных семей. Материал предмета История в полном объёме не может быть ими усвоен. И чтобы окончательно не отбить желания учиться у этих студентов, не обозлить их, не дать им нервничать и сохранить спокойную атмосферу на уроке, приходится использовать индивидуальный подход, давать им индивидуальные задания. Давать такие задания, как — ответить на вопросы по учебнику, заполнить кроссворд, выполнить тест, остаться после уроков и объяснить материал ещё раз. Всё это снимает эмоциональное напряжение, не ведёт к стрессовой ситуации и сохраняет здоровье мне и моим студентам.

Исследователи, занимающиеся проблемами здоровья сбережения, единогласно сходятся в том, что, при организации урока необходимо учитывать распределение интенсивности умственной деятельности.

Наиболее сложные задания стараюсь давать в начале учебной пары — на 1-м уроке, когда работоспособность повышена. На 2-м уроке пары мы стараемся больше конспектировать, сочетая эту работу с презентацией или куском видеофильма. Главным результатом такой работы становится интерес к теме урока и дальнейшее желание студентов работать.

4)      При планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке. Целесообразно чередовать их: объяснение — с записями в тетрадь, рассказ — с показом наглядных пособий и технических средств обучения, использовать активные формы обучения: дискуссии, «мозговой штурм». Самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания — необходимые элементы на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительной деятельности и, одновременно, отдыху обучающихся. Переключения с одного вида деятельности на другой отодвигают развитие утомления. Но и частая смена видов деятельности не совсем желательна. Уже давно убедилась, что очень эффективны презентации, отрывки из кинофильмов, видеоролики. Снимают напряжение у студентов и такие отступления, как, стихотворение об исторической личности, анекдот, частушки, песня об обсуждаемых событиях. Иногда прошу прямо на уроке найти песню в Интернете (в телефоне) и включить запись. Например, когда говорим о внешней политике Александра 2, может прозвучать песня «Не валяй дурака, Америка». Говоря о русско-японской войне, уместно включить песню «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг». Говоря об отстранении Л. П. Берии, обязательно читаю стихи и частушки того времени. Особенно к месту звучат стихи классиков по периоду 19 века. Не заменимы для снятия усталости и напряжения фильмы Леонида Парфёнова из серии «Российская Империя». Я их показываю уже более 10 лет! Фильмы содержат элементы мультипликации. Фрагмент фильма мобилизует внимание и всегда вызывает улыбку у студентов. А это снимает напряжение в классе, даёт студентам отдохнуть.

Цель моя как педагога — формирование устойчивых мотивов и потребностей студентов в бережном отношении к своему здоровью и здоровью окружающих, потребность к здоровому образу жизни, в целостном развитии физических и психических качеств.

На уроке могу говорить и о вреде курения и употреблении спиртных напитков беременными женщинами и кормящими матерями, о вреде аборта. Привожу примеры времён Петра 1, Н. С. Хрущёва.

Часто использую на уроках групповую форму работы. Для этого предлагаю разделить класс на 3–4 группы. Но дети сами выбирают себе команду. Главное условие — количество студентов в каждой группе должно быть примерно одинаковым. Спокойная доброжелательная атмосфера помогает усваивать материал хорошо. Если ребёнок спокоен и уверен в себе, если он уходит с урока довольным, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, т. к. положительные эмоции снижают утомление студента, вызванное учебными занятиями.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии способствуют активизации знаний, помогают разнообразить урок, снять эмоциональную напряженность, способствуют повышению эффективности процесса обучения. Главная задача системы образование это воспитание здоровой, гармонично развитой личности, и технологии здоровья сбережения выступают здесь как незаменимые помощники. А учитель должен искать и стараться, как сделать этот процесс на уроке не только полезным, но и занимательным.

 

Литература:

 

1.                  Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.: АРТИ, 2003.

2.                  Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2.

3.                  Петров, К. Л. Здровьесберегающая деятельность в школе. Воспитание школьников.-2005.- № 2.

4.                  Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / А. Г.Сухарев.-Здоровые дети России в 21 веке.-М.-2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle