Библиографическое описание:

Эпова О. Л. Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская активность» младших школьников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 118-123.

Данная статья посвящена теоретическому осмыслению понятия исследовательская активность младших школьников. Данный феномен раскрывается через такие понятия как «активность» и «исследование». Автор статьи формулирует свое понимание феномена «исследовательская активность», определяет структуру исследовательской активности, обосновывает критерии и показатели феномена.

Ключевые слова: активность, исследование, поисковая познавательная активность, деятельность, инициатива.

 

Актуальной проблемой современного образования является поиск эффективных путей воспитания и развития креативной, инициативной личности, способной к реализации своего творческого потенциала и исследовательской активности в разных видах деятельности. Данные качества напрямую связаны со способностью «выходить» за границы предусмотренного, умением решать проблемы с различных позиций, предъявлять новые требования к себе, демонстрировать модель поведения, которая в современной науке определяется, как неадаптивная активность личности.

Одним из наиболее ярких и ранних проявлений активности ребенка является его бескорыстное стремление к познанию и исследованию окружающего мира. Исследовательская активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение. Она создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Для того чтобы раскрыть понятие исследовательской активности нам необходимо проанализировать более общие понятия: «активность», «исследование».

Одним из первых исследователей активности субъекта, как в России, так и за рубежом, был А. Ф. Лазурский, который понимал активность как меру устойчивости субъекта к влияниям окружающей среды и как меру воздействия на нее. Именно под руководством А. Ф. Лазурского М. Я. Басов, в работах которого всегда содержалось «стремление к целостному пониманию личности, к исследованию всех явлений в их взаимной связи и их взаимной обусловленности» [10, C.9], провел одно из первых в стране экспериментальных исследований активности субъекта бытия. В дальнейшем эта линия — изучение психики в ее целостности и активном взаимодействии со средой — стали предметом исследований B. C. Мерлина — ученика и последователя М. Я. Басова.

Под руководством проф. Б. А. Вяткина с 1989 г. активность человека изучалась по следующим направлениям:

1.    Исследование разнообразных форм активности и ее стилей, прежде всего в спортивной деятельности — моторной, волевой, эмоциональной.

2.    Исследование ведущих видов активности и ее стилей.

Б. А. Вяткиным была высказана гипотеза о том, что в каждой деятельности, в каждом возрастном периоде развития какой-то один или одновременно несколько видов активности в силу большей значимости для развития индивидуальности в данных условиях выступают как ведущая активность.

Указанные теоретико-экспериментальные исследования стилей ведущей активности свидетельствуют о том, что интерес ученых постепенно смещается от изучения стилей деятельности к стилям активности. В Пермской школе психологов стили деятельности и активности рассматриваются в рамках системного подхода как системообразующие звенья в опосредовании и гармонизации разноуровневых связей интегральной индивидуальности. При этом становление, реализация и видоизменение стилей деятельности и активности выступают как проявления, прежде всего внутренней по источникам детерминации — субъектной активности.

Попробуем обратиться к логике понятия «активность» и раскроем его суть.

С этой целью нами были изучены и проанализированы статьи словарей, энциклопедий. Семантический анализ слова позволил ближе подойти к научному определению. Слово «активность» происходит от латинского «activus» и означает: деятельное участие в чем-либо, энергичную деятельность [8].

В словаре русского языка С. И. Ожегова «активный» трактуется, как деятельный, энергичный, противопоставляется пассивному. «Деятельность» толкуется, как «занятие», «труд» [15].

В толковом словаре В. Даля «активный» — толкуется как деятельный, действующий, жизненный, живой, не косный. [22, С.15].

Российская педагогическая энциклопедия рассматривает понятие «активность» личности, как деятельное отношение человека к миру, как способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; «активность» проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении [17].

Особое значение здесь приобретает соотнесение понятий «активность» и «деятельность», где сформировалась сложная проблемная ситуация (проявляющаяся, в частности, в разном соотнесении в литературе этих понятий — деятельность равна активности; активность выступает частью деятельности и пр.). Уже само определение деятельности как особого свойства, присущего человеку и в то же время постоянно утверждаемая ее связь с активностью, актуализирует необходимость углубленного познания их соотношения.

В. А. Петровский приводит три варианта соотношения понятий активности и деятельности:

-                   активность — динамическая образующая деятельности, делающая возможным изменения, вносимые субъектов в систему его отношений с миром; представленная в движении возможность деятельности.

-                   активность — динамическая сторона деятельности. При этом завершение процесса становления деятельности не означает эмансипации от активности.

-                   активность — расширенное воспроизводство деятельности, процесс обогащения мотивов, целей и средств исходной деятельности, обеспечивающий внутреннюю динамику деятельности [16].

Философско-мировоззренческий подход (З. И. Тюмасева, Е. Н. Богданоы, Н. П. Щербак) к трактовке категории активности предполагает «динамическое условие становления и реализации потенциалов (деятельности, здоровья, индивидуальности) человека» [23, С.23].

В психологии активность — это «всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, способность к силе реагирования» [20, С. 23]. Активность выступает в соотношении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, осуществления и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Феномен активности характеризует:

-                   обусловленность производимых действий спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действия — в отличие от реактивности, когда действия обусловлены предшествующей ситуацией;

-                   произвольность — обусловленность наличной целью субъекта;

-                   надситуативность — выход за пределы исходных целей — в отличие от приспособленности как ограничения действий узкими рамками заданного;

-                   значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.

В психолого-педагогической науке (Р. Бернс, 1986; В. Клайн, 1991; А. И. Кочетов, 1974; В. А. Петровский, 1996; Г. К. Селевко, 2000; Г.к. Селевко и А. Г. Селевко, 2002 и др.) выделяют:

-                   активность объекта, или объективную активность (обеспечивает продуктивную исполнительскую и воспроизводящую деятельность человека, которую он совершает в системе, будучи преимущественно управляемым объектом);

-                   активность субъекта, или субъектную активность (носит творческий, преобразующий характер) [5, С. 34].

В социологической науке (Е. М. Бабосов, 2002, 2004; Г. Е. Зборовский, 2004; С. С. Фролов, 1996 и др.) категория «социальная активность» понимается как «интегративная характеристика целенаправленной деятельности человека, связанной с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности» [4]. При этом для социологов характерно рассмотрение личности этого вида в единстве с такими явлениями, как:

-                   социальный статус;

-                   социальное утверждение личности;

-                   социальные изменения;

-                   социальные цели и смыслы жизни человека;

-                   социализация.

Педагогика определяет активность как «качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений» [6, С.14].

В работах Г. С. Костюка, К. А. Абульхановой-Славской, Д. Б. Богоявленской, В. И. Лозовой, А. В. Брушлинского и др. Активность выступает, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, инициативной деятельности (в труде, в учении, в общественной жизни, различных видах творчества, в спорте, в играх).

На наш взгляд, активность школьников проявляется в способности осознанно относиться к тому, что и как они делают, что и как они познают, в способности осуществлять выход за пределы требуемого, в инициирующих действиях, направленных на оптимальное решение задачи или ее постановку.

Исходя из выше сказанного, вытекает еще одна категория — «инициативность».

Начало исследованиям понятия «инициатива» в педагогике положили работы чешского мыслителя-гуманиста Я. А. Коменского, создателя «Великой дидактики», который полагал, что «достигнуть всестороннего познания вещей, овладения ими и использования можно не иначе, как только через посредство нового …», и работы основоположника научной педагогики в России К. Д. Ушинского, который подчеркивал необходимость развития и поддержки оригинальности как стремления индивида проявить личный почин в своей деятельности.

Во многих исследованиях инициативности как волевого качества подчеркивается, что без развития самостоятельности и самодеятельности невозможно воспитание инициативы. Определяя смысл волевого действия, С. Л. Рубинштейн отмечал, что всякое волевое действие бывает целенаправленным. Оно опосредуется через сознание личности и является поступком, в котором человек себя проявляет и которым он устанавливает свое отношение к другим [18, С. 182]. С. Л. Рубинштейн выделяет три группы волевых действий, в основе которых лежат соотношения между партикулярными и всеобщими мотивами [18, С. 182–189]. Среди важнейших волевых качеств личности инициативность определяется ученым как «умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне». [18, С. 204]. При этом он выделяет такие признаки инициативности, как обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально — привлекательные картины тех перспектив, которые инициатива может открыть.

Анализ понятия «инициативность» позволяет выделить две группы признаков инициативности:

-                   почин (личный, собственный), начинание чего — либо, умение легко браться за дело и т. д.;

-                   побуждение к новому, способность человека видеть это, как чувство нового, постоянство стремлений человека к этому и т. д.

На наш взгляд, инициативность — это интегрированное свойство личности, отражающее ее способности к самостоятельным начинаниям, обусловливающее достижение социального успеха, характеризующее ее творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, основанное на умении личности самостоятельно принимать решения, быть готовой и способной действовать за пределами поставленной задачи, что проявляется в когнитивном, мотивированном, поведенческом, деятельностном отношении к социуму с целью общественно значимого участия в его жизнедеятельности и преобразовании.

Исходя из категорий «активность» и «инициативность» мы видим, что активность во взаимосвязи с инициативой и ответственностью формирует субъективно — личностную основу человека, являющуюся ведущим параметром при построении жизненной стратегии, так как эти качества пронизывают все сферы жизнедеятельности человека. Гармоничное и продуктивное сочетание инициативы и ответственности позволяет личности полностью сохранять свою автономию и высокий уровень активности.

Предметом же нашего исследования является «исследовательская активность» младшего школьника.

Исследование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов, а в более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего — либо.

В логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова понятие «исследование» определяется следующим образом: «Исследование — процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества» [7].

В Большом Энциклопедическом словаре «исследование» научное — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня — эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные.

В настоящее время исследовательская активность рассматривается учеными с позиции структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности и предстает как своеобразное проявление природного, социального и индивидуального.

Любое проявление исследовательской активности связано с его познавательной стороной, но не любую познавательную деятельность можно назвать исследовательской. Исследователи (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Н. Ф. Добрынина, А. Н. Леонтьев [11], А. К. Маркова [12], Н. Г. Морозова [13] и др.) условно различают следующие стадии развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающей действительности:

-                   любопытство — элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающими субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства субъект довольствуется только первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения исследовательской активности служит обычно его первотолчком;

-                   любознательность — как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии исследовательской активности, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок;

-                   собственно исследовательская активность — характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают исследовательские мотивы. Исследовательская активность содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.

Исследуя проблему развития исследовательской активности, мы остановимся на некоторых специфических особенностях данного понятия.

Изучение исследовательской активности как целостного образования личности позволило выявить ее психологическую основу, состоящую из взаимосвязанных процессов. К ним относятся, по мнению Савенкова А. И., [19]:

-                   интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые Г. И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач;

-                   эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющихся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками). Заложенное в исследовательской активности эмоциональное начало, как отмечает Ю. Н. Кулюткин [9], содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности;

-                   волевые (регулятивные) процессы. Устремление, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлективных способностей — все это регулирует и развивает исследовательскую активность. В исследованиях Л. С. Выготского [2], А. К. Дусавицкого [3], В. Н. Мясищева [4], Н. Г. Морозовой [3], А. И. Сорокиной [21] и др. доказано, что исследовательская активность является стимулом для развития волевых качеств личности;

-                   творческие процессы выражены в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности [1].

Мы считаем, что исследовательская активность служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта ребенка. Под влиянием исследовательской активности активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое.

В результате проведённой нами работы в рамках данного исследования мы проанализировали понятия «активность» и «исследование» и сформулировали свое понимание «исследовательской активности».

Мы понимаем под исследовательской активностью (ИК) практическое взаимодействие субъекта с окружающей действительностью с целью поиска, приобретения и преобразования новой информации и стимулирования процессов познания и саморазвития.

Анализ изученной литературы показывает, что исследовательская активность субъекта проявляется:

-                   в направленном интересе субъекта к проблеме или классу проблем;

-                   в анализе исходного состояния проблемы и формулировании гипотезы ее решения;

-                   в активном поиске способов решения проблемы, в том числе с помощью комбинаторного перебора вариантов решения;

-                   в настойчивости исследовательского поиска и желании его продолжить, не смотря на результат;

-                   в способности анализировать процесс решения по этапам и в целом;

-                   в оценивании результатов (промежуточные и итоговые) и внесении коррективы в исследование в процессе решения проблемы;

-                   в сохранении интереса к дальнейшему исследовательскому поиску.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская активность играет огромную роль в саморазвитии детей. Дети не просто усваивают знания, которые дает взрослый, они активно вносят в этот процесс содержание собственного опыта, который, взаимодействуя с вновь усваиваемыми знаниями, обуславливает порождение новых неожиданных знаний, выступающих в виде догадок, предположений. У ребенка возникает устойчивая исследовательская активность, которая является одним из важных условий его дальнейшего творческого развития, его успешного обучения в школе (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, Н. Б. Шумакова).

Исходя из выше сказанного, нами определены следующие критерии и показатели ИА.

Критериями исследовательской активности у нас будут проявления у ребенка:

-        инициативности — добровольное генерирование и продвижение новых идей, стремление решать учебные задачи без помощи других и при отсутствии внешнего контроля;

-        самостоятельности — реализация задуманного и получение результата в соответствии с поставленной целью;

-        креативности — проявление беглости, гибкости, оригинальности мышления.

Содержательный аспект активности трактуется неоднозначно, так как исследование исследовательской активности учащихся — проблема сложная и достаточно противоречивая. Сложность ее заключается в том, что она предполагает решение важнейших методических вопросов: природы, источников развития исследовательской активности, соотношения в этом процессе объективного и субъективного, индивидуального и общественного. Удалось обнаружить, что, при многовековой истории изучения, исследовательская активность остается недостаточно исследованной.

 

Литература:

 

1.                  Венгер Л. А., Мухина В. С. «Психология» / Венгер Л. А., Мухина В. С. — М.: Просвещение, 1988.

2.                  Выготский Л. С. «Воображение и его развитие в детском возрасте» / Л. С. Выготский // «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. Пособие / Сост. Л. М. Семенюк — М.: Воронеж, 2003.

3.                  Дусавицкий А. К. «Поисковая активность и адаптация» / Дусавицкий А. К. — М.: Педагогика, 1984.

4.                  Зборовский Г. Е. Общая социология. — М., 2004. — 569 с.

5.                  Карпенко С. И. Феномен социальной активности личности в современной психолого — педагогической науке // Краевая научно — исследовательская лаборатория по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде: Информационный бюллетень / Общ. ред. В. Н. Гурова, А. Е. Шаболдаса, В. Ф. Вишняковой. Ставрополь: СКИПКРО, 2002. Выпуск 3. — С. 34.

6.                  Киселева Т. Г. Социальная активность женщин в российском обществе как предмет социопедагогического исследования: автореф. дисс. д-ра пед. Наук. СПб, 1996.

7.                  Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. 1975. — 722 с.

8.                  Кордуэлл Майк. Психология. Словарь-справочник, психологич. словарь. — М.: Политиздат, 1990.

9.                  Кулюткин Ю. Н. «Продуктивное мышление как основа обучаемости» / Кулюткин Ю. Н. — М.: Просвещение, 1981.

10.              Лазурский А. Ф. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы / Александр Федорович Лазурскій, Е. В. Левченко, Герман Сергеевич Никифоров, Л. А. Коростелева. — Алетея, 2001. — 191 с.

11.              Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 164 с.

12.              Маркова А. К. «Основы проблемного обучения» / Маркова А. К. — М.: Педагогика, 1968.

13.              Морозов М. Г. «Проблемы ситуации в мышлении» / Морозов М. Г. — М.: Просвещение, 1972.

14.              Мясищев Н. В. «Проблемы обучения и умственного развития дошкольников» / Мясищев Н. В. — М.: Просвещение, 1989.

15.              Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 7000 слов / С. И. Ожегов. — 23-е изд., испр. — М.: Изд-во «Русский язык», 1991. — 905 с.

16.              Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 224 с.

17.              Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с.

18.              Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. М.: Педагогика, 1989.

19.              Савенков «Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников» / Савенков А. И. — СПб: Питер, 2004.

20.              Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. — С. 23.

21.              Сорокина А. И. «Проблемы общей психологии». / Сорокина А. И. — М.: Педагогика, 1983.

22.              Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.

23.              Тюмасева З. И. Словарь-справочник современного общего образования. Издательство: Питер, 2004. — 464 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle