Библиографическое описание:

Сотникова В. А. Формирование технологической модели управления качеством образования в школе на основе педагогического мониторинга [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 103-105.

Встатье описаны современные подходы управления качеством образования в школе на основе педагогического мониторинга представлена модель управления качеством образования в школе на основе педагогического мониторинга.

Ключевые слова:управление качеством образования, педагогический мониторинг.

 

The article describes the modern approaches of quality management education in school-based pedagogical monitoring presents a model of quality management education in school-based pedagogical monitoring

Keywords: quality management of education, pedagogical monitoring.

 

Мониторинг сегодня-достаточно популярное понятие, но используют его в разных значениях. В образовании чаще всего так называют разовые срезы, диагностику, контроль, проверку достижений обучающихся. Несмотря на широкий спектр значений данного понятия и отсутствия знаний о его сущности, у руководителей органов образования и педагогов интерес к мониторингу с каждым годом только возрастает.

В последнее время исследованиями, связанными с управлением качеством образования, интенсивно занимаются В. И. Андреев, Г. С. Ковалева, Д. Ш. Матрос, Н. Н. Мельникова, Д. М. Полев, М. М. Поташник, Н. А. Селезнева, Н. Б. Ромаева.

В данном исследовании под качеством образования следует понимать — комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [2], а под педагогическим мониторингом — систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития» [1].

Для оценки качества условий готовности образовательной организации к введению и освоению ФГОС НОО, с помощью педагогического мониторинга мы предлагаем отслеживать состояние следующих ресурсов образовательных организаций: нормативно-правовое обеспечение, финансово-экономическое сопровождение, информационное обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, программно-методическое обеспечение, внеурочная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение, здоровьесберегающая деятельность, удовлетворённость родителей образовательным процессом [1].

Данный педагогический мониторинг может применяться на трёх уровнях: образовательная организация — муниципальное образование — регион (Ставропольский край), и состоит из трёх основных блоков:

1.                  Оценка показателей, характеризующих состояние ресурса (для каждого ресурса имеется свой набор показателей)

2.                  Набор баллов по определённой технологии оценивания (технология оценивания, по системе набора баллов, разработана для каждого ресурса отдельно)

3.                  Формирование индивидуального индекса готовности образовательной организации (муниципального образования) к введению и освоению ФГОС НОО (индивидуальный индекс готовности образовательной организации (муниципального образования) формируется путём суммирования всех баллов, набранных в результате оценивания каждого ресурса).

Цель педагогического мониторинга — оперативно выявлять все качественные изменения ресурсов, происходящие в образовательных организациях края. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

В рамках мониторинга его объектами выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и преподаватели, обучающиеся, родительская общественность, и администрация), находятся в равных условиях. Условия образовательной организации в свою очередь, напрямую зависят от качества ресурсов.

В зависимости от количества набранных баллов по итогам оценивания каждый ресурс имел свою принадлежность к соответствующему вариационному ряду. При построении интервального вариационного ряда было выбрано оптимальное количество групп (интервалов признака) — 3, и установлена длина интервала, которая рассчитывалась по математической формуле Стерджесса:

Описание: http://edu.dvgups.ru/METDOC/ITS/EKON_S/STAT_STR/LEK/L1_3.files/image002.gif

Где h — длина интервала, Xmax — максимальное значение группировочного признака Xmin — минимальное значение группировочного признака k — количество групп.

Каждый отрезок интервала характеризует соответственно низкий, средний и высокий уровень состояния ресурса. Отрезки интервалов для каждого из 10 ресурсов определялись отдельно и носили неизменный характер в процессе всего исследования.

Для обобщения конкретных единичных данных по каждому ресурсу, образующих совокупность с целью обнаружения типичных черт и закономерностей, присущих каждой образовательной организации (или муниципальному образованию) в целом применялся индексный метод.

Индексный метод — метод анализа компонентных связей, это вид связей, когда изменение какого-то сложного явления целиком (определение готовности образовательной организации к введению и освоению ФГОС НОО) определяется изменением компонентов (показателей, характеризующих состояние ресурса), входящих в это сложное явление, как множителей.

Индексный метод анализа позволяет определить роль отдельных компонентов в совокупном изменении сложного явления.

Следует отметить, что в нашем исследовании рассматривался индекс динамики — когда рассматривается сопоставление уровней изучаемого явления во времени (с 2011–2012 учебного года по 2014–2015 учебный год).

А также индекс в пространстве — территориальный индекс, то есть сопоставление уровней изучаемого явления с другой образовательной организацией или другим муниципальным образованием в целом.

В рамках данного исследования было введено понятие индивидуального индекса готовности образовательной организации (или отдельного муниципального образования) к введению и освоению ФГОС НОО.

Индивидуальный индекс образовательной организации (или отдельного муниципального образования) — это общий уровень готовности образовательной организации (или муниципального образования) к введению и освоению ФГОС НОО, который рассчитывался по следующей формуле

Индекс=a+b+c+d+e+f+g+h+i+j,

где a — баллы (или их среднее значение для муниципальных образований), полученные за состояние нормативно-правового обеспечения;

b — баллы (или их среднее значение для муниципальных образований), полученные за состояние финансово-экономического сопровождения;

c — баллы (или их среднее значение для муниципальных образований), полученные за состояние информационного обеспечения;

d — баллы (или их среднее значение для муниципальных образований), полученные за состояние кадрового обеспечения;

e — баллы (или их среднее значение для муниципальных образований), полученные за состояние материально-технического обеспечения;

f — баллы (или их среднее значение для муниципальных образований), полученные за состояние программно-методического обеспечения;

g — баллы (или их среднее значение для муниципальных образований), полученные за состояние внеурочной деятельности;

h — баллы (или их среднее значение для муниципальных образований), полученные за состояние психолого-педагогического сопровождения;

i — баллы (или их среднее значение для муниципальных образований), полученные за состояние здоровьесберегающей деятельности;

j — баллы (или их среднее значение для муниципальных образований), полученные за уровень удовлетворённости родителей образовательным процессом;

На основании уровня индивидуального индекса определяется качество условий готовности образовательной организации (муниципального образования) Ставропольского края к введению и освоению ФГО НОО.

Таблица 1

Уровни индивидуального индекса готовности образовательной организации (муниципального образования) к введению и освоению ФГОС НОО

 

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Индивидуальный ИНДЕКС готовности ОО к введению и освоению ФГОС НОО

0–92,6 (баллов)

92,7–185,3 (баллов)

185,4–278 (баллов)

 

Для выявления взаимосвязей полученных статистических данных применялся метод статистической сводки в широком понимании (сложная сводка), которая включает в себя подсчёт общих итогов, получение системы взаимосвязанных индексов, представление результатов в виде статистических таблиц.

Идеальная модель готовности образовательной организации к введению и освоению ФГОС НОО будет характеризоваться интервалом высокого уровня каждого ресурса.

Для обобщения и обработки данных вся информация собирается в общую таблицу, в которой возможно отследить состояние ресурсов как отдельной образовательной организации, так и муниципального образования в целом. А также средний показатель по региону.

Данные таблиц были подвергнуты корреляционному анализу. Коэффициент корреляции предложен как инструмент, с помощью которого можно проверить гипотезу о зависимости и измерить меру зависимости переменных. При определении тесноты связи между взаимно зависимыми признаками применялся линейный коэффициент корреляции по Пирсону, который показывает существует ли и столь ли велика связь между этими признаками.

Линейный корреляционный анализ позволяет установить прямые связи между переменными величинами по их абсолютным значениям. Формула расчёта коэффициента корреляции построена таким образом, что если связь между признаками имеет линейный характер, коэффициент Пирсона точно устанавливает тесноту этой связи. С помощью корреляционного анализа удалось подтвердить, что связь между выбранными ресурсами образовательных организаций статистически значима и положительна. Полученная прямо пропорциональная зависимость говорит о том, что чем выше уровень состояния одних ресурсов, тем выше уровень состояния других и наоборот.

В связи с этим, создание системы педагогического мониторинга с целью изучения качества условий готовности образовательных учреждений к введению и освоению ФГОС НОО, становится важнейшей задачей управленческой деятельности каждого муниципального образования Ставропольского края.

Таким образом, управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений на локальном и региональном уровнях.

Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательной организации, служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых ближних и дальних целей.

 

Литература:

 

1.                  Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. Книга 1. — СПб.: Изд-во «Образование — культура», 1998. — 344 с.

2.                  Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

3.                  Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.12.2012)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle