Библиографическое описание:

Мокрополова И. Ю. Особенности организации исследования в малых группах [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 87-89.

Актуальность исследовательского метода связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. Предлагаю Вашему вниманию педагогическую статью об организации исследовательской деятельности в начальной школе в рамках введения ФГОС. Данный материал считаю полезным для ознакомления учителям начальной школы, работающим по новым стандартам.

Ключевые слова:исследование, ФГОС, универсальные учебные умения.

 

Вопрос о том, чему и как учить ребенка, совсем не новый. Но в наше время он звучит особенно остро. Это связано с тем, что впервые за всю историю человеческого общества скорость происходящих в нём изменений превышает возможности изменения самого человека. Информационные нагрузки, с которыми ребенок сталкивается уже в 1 классе, требуют от педагога применения новых методов обучения школьников, которые смогут обеспечить подготовку к жизни подрастающего поколения. С этой точки зрения объяснимо появление ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) и новой системы образования, связанной с формированием УУД (универсальных учебных действий), «обеспечивающих школьникам умений учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [2].

Ещё один не менее важный момент: современный ребенок, идущий в 1 класс, имеет резкие отличия от своих сверстников 1990-х годов. Об этом свидетельствует как практический опыт педагогов, так и имеющиеся научные данные. Так, например, современный первоклассник по сравнению со своими предшественниками обладает большей осведомленностью, но проигрывает в познавательной активности [7].

Одним из важных моментов для школьного обучения является мотивационная готовность ребенка к школе, его познавательная активность. Ещё в начале прошлого столетия швейцарский психолог Эд. Клапаред писал, что «умственная пища, получаемая в школе, усваивается на основании тех же законов, что и всякая другая пища. Нужно возбудить к ней аппетит, чтобы она принесла пользу» [Клапаред, 2007, с.83].        

В наше время возбудить аппетит ребенка к получению знаний в школе значительно сложнее. Чудо-игрушки, компьютеры с различными возможностями снижают эффективность многих педагогических приемов вовлечения их в учебную деятельность. В современных условиях педагог должен иметь в своем арсенале широкий набор психолого-педагогических приемов и методик обучения младших школьников, чтобы решать задачи, поставленные перед школой во ФГОС.

Качество обучения в начальных классах в существенной степени зависит от того, насколько разнообразно может быть обеспечено управление самостоятельной работой, а исследовательская деятельность может выступать одним из самых эффективных её инструментов.

Применение исследовательского метода позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребенка в обучении. Он предполагает не только индивидуальный, но и групповой поиск неизвестного учащимися. Для осуществления исследовательской деятельности педагог должен обладать соответствующими компетенциями, которые в своей совокупности формируют исследовательскую компетентность педагога. Важная роль исследовательского метода в начальном образовании обусловливает высокие требования к профессиональному владению этими методами.

Педагог должен знать:

-         отличие таких понятий, как «исследование», «проект», «исследовательский проект», ориентироваться в этапах этих методов;

-         виды исследований,

-         содержание, формы, методы и средства реализации исследовательской деятельности со школьниками.

Помимо теоретических знаний об исследовательской деятельности педагог должен:

-         уметь организовывать детские индивидуальные и групповые исследования

-         уметь провести педагогическое исследование, оформить его в виде, например, научной статьи

-         иметь опыт научных публикаций и участия в научно-практической конференции

-         уметь провести диагностические процедуры, чтобы отследить успехи детей, разумеется не в сравнении друг с другом, а в сравнении каждого с самим собой предыдущим.

Нужно отметить исключительную важность групповой формы организации исследования на уроке. Основным этапом урока-исследования является организация исследования в малых группах. Во ФГОС организация совместной деятельности учащихся решает задачу формирования мыслительных, коммуникативных, исследовательских умений. Именно поэтому важен этап исследования в малых группах. Остановимся на этапах подготовки учителя к проведению на уроке-исследования в малых группах.

Прежде всего учителю необходимо определить количество групп и количество учеников в каждой группе. Оптимальный размер группы, по опыту, это 4 -5 человек. Каждая группа должна будет представить свой результат работы всему классу. Поэтому увеличение количества групп влечёт за собой и увеличение времени на представление результатов работы. Следовательно, на уроке-исследования оптимальное количество малых групп не более 5–6. Один из приемов, который может быть использован на уроке, это КОНЕРС. Учитель объявляет углы с одним из предложенных ответов в каждом. Обычно используются четыре угла, но может быть и два и больше, в зависимости от задания. Учитель задает вопрос, ученики обдумывают ответ и расходятся по углам в соответствии с выбранным ответом. В углах ученики находят пару или образуют группу их четырех человек, чтобы обсудить почему они выбрали именно этот ответ. Так происходит группообразование.

Следующий шаг, который продумывает учитель — состав каждой рабочей группы. Каким он должен быть? Постоянным или подвижным. Предпочтительнее создавать смешанные группы, где сильные ученики подтягивают слабых. Но необходимо по истечении определенного времени менять состав группы, для того, чтобы ребенок попробовал себя в разных ролях. Организация учебного исследования в малых группах позволяет учителю предложить детям разный по уровню сложности материал для изучения.

Далее педагог планирует организацию работы каждой группы. Нам кажется этот этап наиболее трудным. От планирования учителем работы каждого участника при взаимодействии в группе зависит выполнение командой исследовательской задачи, а следовательно, и развитие исследовательских и коммуникативных умений у детей. На уроке же необходимо обеспечить включение каждого ученика в процесс групповой работы. Для этого могут помочь инструкционная карта, в которой ясен пошаговый алгоритм работы каждого участника группы. В дальнейшем инструкционная карта из развернутой превращается в сжатую. А в последующей работе необходимость в её использовании пропадает.

Последним шагом становится планирование результатов работы каждой группы. На первых этапах данной работы учитель сам планирует, в какой форме дети должны представить свою работу, а в дальнейшем можно предоставить детям возможность самим выбирать форму представления результатов работы (таблицы, схемы, отчёт, рисунок, инсценировка и т. п.).

При такой организации урока-исследования учитель лишь направляет, помогает, поддерживает, оказывает ту помощь, в которой нуждаются ученики. От учителя требуется высокая трудоспособность и гибкость в работе с учащимися. Результатом такой работы станет развитие интеллектуальных и коммуникативных умений у младших школьников, высокая познавательная и учебная мотивация. Для самого учителя — подлинное удовлетворение от своего педагогического труда.

 

Литература:

 

1.      Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей ред. канд.психол.наук. А. С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 612 с.

2.      Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — с.3.

3.      Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование.– № 10.– 1999.– С. 152–158.

4.      Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006, 114 с.

5.      Методика исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук / Ред.-сост. А. С. Обухов. — М.: МИОО; журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. — 128 с.

6.      Поддъяков А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис-я д-ра психолог. наук. — Москва, 2001. — С. 350

7.      Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. — Ярославль: Академия развития, 2002. С.208.

8.      Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара: «Учебная литература», 2004. — С. 80.

9.      Савенков А. И. Учебные исследования в начальной школе. // Нач. шк. — № 12.–2000.–С.101–108.

10.  Семёнова Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников. Дис-я на соискание учен. степ. кандит. педаг. наук. ГОУ ВПО «Томский гос. пед. университет». Томск. — 2007. — С. 203.

11.  Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вопросы психологии. — 2010. — № 3. — С. 47–56.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle