Библиографическое описание:

Григорьева Е. М., Козырева О. А. Тайбо как средство и условие саморазвития и социализации [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 22-24.

Современное общество в системе социальных институтов и субъектов социализации создает условия для позитивного обогащения морально-нравственными устоями, моделями сотрудничества и сотворчества субъектов социального пространства. Важность процессов социализации и саморазвития высока, а система образования является средством и механизмом, фасилитирующем включение всех субъектов в социально и личностно значимую деятельность и общение.
В таком контексте нам будет полезно из многообразия дефиниций категорий «социализация» и «саморазвития» выделить наиболее точно, раскрывающие нюансы данных феноменов, способствующих изучению проблемы и возможностей саморазвития и социализации девушек через тайбо (тайбо – это фитнес-программа высокой интенсивности, разработанная Билли Блэнксом, включающая в себя движения из таких дисциплин, как бокс, каратэ и тхэквондо, дополненная аэробными упражнениями; экспериментально выявлено, что за 1 час занятий затраты энергии соответствует 10-километровому забегу на дорожке, поэтому среди женщин это направление приобрело большую популярность, несмотря на то, что изначально упражнения разрабатывались для мужчин).

Социализация – это полидефинитная категория педагогики, связанная с восприятием, отражением, реконструкцией, трансформацией социального опыта, являющегося единицей социальных отношений и связей, причем в различного рода рассмотрениях выделяют две составляющие социального опыта: знаниевую (общеучебные и предметные) и ценностную; причем первая (знаниевая) является в какой-то мере следствием второй (ценностной).

Студентами Кузбасской государственной педагогической академией моделировались дефиниции категории «социализация». Социализация с точки зрения антропологического подхода – это
  • механизм, заключающийся в адекватном восприятии и отражении комплекса социальных отношений и норм субъектом социобиокультурной среды (антропосистемы), опосредованный структурно-содержательными, ценностно-смысловыми, мотивационно-потребностными, организационно-практическими и др. особенностями взаимодействия в антропосистеме (Дмитриева А. В. – 2005/2006 уч. г.).
  • результат адаптации человека в системе моделей внутреннее-внешнее, опосредованный качественными и количественными преобразованиями антропологического знания как результата эволюционных, личностно и социально значимых преобразований в антропосреде (Маликова Т. А. – 2005/2006 уч. г.).
  • механизм антропосистемы, отражающий степень адаптации личности в определенной среде, опосредованный внутренними и внешними условиями взаимодействия и преобразований, предваряющими повышение уровня или степени приспособленности личности к выделенной среде в антропосистеме (Евстифеева Ю. А. – 2005/2006 уч. г.).
  • процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта и многообразных моделей социальных отношений, опосредованный качеством и количеством преобразований в антропосистеме (Самуйлова Е. С. – 2005/2006 уч. г.).
  • процесс восприятия и усвоения общественно-исторических норм, традиций и ценностей социокультурного пространства субъектом взаимодействия, предопределяющий формирование разнообразных моделей поведения и взаимодействия в среде, опосредованных системой антропологического знания (Киреева Е. А. – 2005/2006 уч. г.).
  • процесс приобщения субъекта общества к культуре, искусству и науке, опосредованный совокупностью системного, антропологического знания, где человек рассматривается как предмет, объект, результат исторических и эволюционных преобразований (Гавриленко А. В. – 2005/2006 уч. г.).
  • процесс получения и преобразования развивающимся субъектом социокультурного пространства социального опыта, заключающийся в формировании навыков взаимоотношений с окружающей действительностью, восприятия и отражения комплекса социальных отношений через изучение статуса, места, роли человека в социальной среде, природе, жизни (Бессонов А. Н. – 2005/2006 уч. г.).
  • процесс, в результате которого субъект социокультурной среды приобретает оптимальные, общественно-исто­ри­ческие нормы поведения и взаимодействия; отражает уровень сформированности культуры, мышления, речи, мировоззрения, научной картины мира (Назаренко А. С. – 2005/2006 уч. г.).
  • механизм приобщения субъекта среды к культуре адекватного восприятия и отражения социальных ролей, обеспечивающий полноценное сосуществование всех субъектов социального континуума и самостоятельное, позитивное преобразование внутреннего мира (Евсеенко И. А. – 2005/2006 уч. г.).
  • процесс определения и изменения места человека в обществе; механизм выбора социальной роли в зависимости от окружающей среды и внутренней потребности субъекта; структурно-содер­жа­тель­ный и методико-методологический элемент антропосистемы, обуславливающий нюансы социального взаимодействия, сохранения и преумножения ресурсов и богатств общества и индивида (Ерыгина М. А. – 2005/2006 уч. г.).
  • механизм определения, ретрансляции, реконструкции социального опыта в ракурсе идей психолого-педагоги­чес­кой антропологии, где социальные роли и их качественная и количественная характеристика являются показателями сформированности личности или субъекта социального пространства (Албакова З. М. – 2006/2007 уч. г.).
  • процесс становления и усвоения развивающимся субъектом социокультурного пространства опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, предопределяет формирование разнообразных моделей поведения и взаимодействия в среде, опосредован системой антропологического знания (Улумова Ю. В. – 2007/2008 уч. г.).
  • процесс усвоения норм и ценностей, отношений и связей социобиокультурной системы, а также процесс приобщения субъекта общества к социокультурной среде, искусству, науке, заключающийся в формировании навыков взаимоотношений с окружающей реальностью, восприятия и отражения социальных отношений через призму средств и методов изучения роли, места и занимаемого положения человеком в социальной среде, предопределяет исход всех социально значимых про­цес­сов, в том числе: воспитания, обучения, развития, образования, самоопре­де­ле­ния, самосовершенствования, самореализации и др. (Шеломенцева К. А. – 2007/2008 уч. г.).
  • процесс становления личности в социальной среде, отражающий многоаспектные нюансы антропологических преобразований системы и самого человека как ее единицы, смысла, результата и творца, фасилитирующий реконструкцию социальных ролей в соответствии с потребностями и возможностями общества и его субъектов (Селюкина И. Л. – 2007/2008 уч. г.).
  • процесс усвоения и активного воспроизведения субъектом антропосистемы знаний о человеке, опосредованный нормами культуры и деятельности, возможностями и ограничениями пространства и времени как основными условиями и характеристиками постановки и решения противоречий в микро-, мезо- и макросредах (Митькова К. А. – 2007/2008 уч. г.).
Анализ обобщения позволил сформулировать следующее определение категории «социализация» – механизм и функция социальной среды, обеспечивающие адекватное восприятие и отражение многоплановых, социальных ролей, их ситуативную, личностно и социально значимую смену, способствующую позитивному изменению внутренних и внешних ресурсов социокультурных отношений и отражающих специфику культуры и науки в обществе, коллективе, группе.

Саморазвитие – категория педагогики, заключающаяся в том, что субъект деятельности позитивно, качественно и количественно изменяет свой внутренний мир, а затем, как следствие, и внешнее пространство.

В Кузбасской государственной педагогической академии стдентами моделировались дефиниции категории саморазвитие с точки зрения антропологического подхода – это

  • процесс и механизм стимуляции качественных и количественных изменений и преобразований, связанных с личной, социально значимой целью, специфика которой лежит в области опыта, ценностей, компетенций, культурологических составляющих взаимодействия в антропосистеме и переопределяющих достижение желаемого уровня, где человек является высшей ценностью и результатом преобразований (Дмитриева А. В. – 2005-06 уч. г.).
  • самостоятельное преобразование личностью своего внутреннего мира в соответствии с антропологическими знаниями и особенностями взаимоотношений, приводящее к принципиально новому его строению и организации, способствующее повышению уровня жизнедеятельности (Николаева А. Ю. – 2005-06 уч. г.).
  • процесс самостоятельного качественно-количественного изменения внутренних черт и особенностей субъекта социокультурной среды, предопределяющий нюансы поведения и реализацию стратегии взаимодействия, где приоритет отдается гуманно-лич­ност­ным основам сосуществования (Бессонов А. Н. – 2005-06 уч. г.).
  • целенаправленная самостоятельно моделируемая программа по качественно-количественному изменению внутренних свойств, качеств и оценочно-отметочных суждений и характеристик личности, реализация которой объективно иллюстрирует возможности и достижения субъекта преобразований (общими усилиями – 2005-06 уч. г.).
  • процесс самостоятельного преобразования субъектом своего внутреннего мира, специфика которого лежит в области опыта, ценностей, компетенций, опосредованных нормами антропосистемы, предопределяет нюансы поведения и реализацию той или иной стратегии взаимодействия (Улумова Ю. В. – 2007-08 уч. г.).
  • процесс самостоятельного качественно-количественного изменения внутренних черт и особенностей субъекта социокультурной среды, приводящий к принципиально новому его строению и организации, способствует повышению уровня самореализации и жизнедеятельности (Шеломенцева К. А. – 2007-08 уч. г.).
  • процесс самостоятельного преобразования личностью своего внутреннего мира, качеств, ценностных ориентаций и черт характера в соответствии с антропологическими знаниями и особенностями взаимоотношений в антропосистеме, выделяющей и культивирующей ее в таких направлениях, как наука, искусство, культура, религия и пр. (Шевченко Д. В. – 2007-08 уч. г.).
  • процесс, в ходе которого субъект культуры, науки и деятельности преобразует свой внутренний мир в соответствии с нормами, смыслами, ценностями и идеалами антропосистемы, выделяющей и решающей ситуативно, индивидуально, профессионально и социально обусловленные противоречия, проблемы и задачи, исход которых показывает степень или результативность описываемого процесса (Нестерова В. И. – 2007-08 уч. г.).
  • категория педагогики, включающая в себя самостоятельный выбор своего пути развития в программе качественно-количественного изменения умственных, физических и интеллектуальных способностей человека, фасилитируемого и корректируемого системой представлений о человеке как предмете познания, воспитания, обучения, образования, социализации, взаимодействия и пр. (Гулевич А. В. – 2007-08 уч. г.).
Можно сформулировать следующее определение категории «саморазвитие» – условие позитивной самореализации и продуктивной и ситуативной социализации, системно отражающие особенности деятельности и общения субъекта в микро-, мезо-, макро-, мега и мультисреде. Под мультисредой мы будем понимать результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования.
Поэтому легко сделать вывод, что любой вид деятельности, в том числе и спортивной, создает условия для социализации и саморазвития в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах, а занятия тайбо способствуют поиску в моделировании и апробации основ инновационной спортивной педагогики в ресурсах и условиях оптимального саморазвития человека и его своевременной социализации через физическую культуру и здоровьесберегающие технологии в структуре и нюансах педагогического взаимодействия.


Литература

1. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
2. Козырева, О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография / О. А. Ко­зы­ре­ва. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 374 с. – ISBN 978–5–85117–411–7.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle