Библиографическое описание:

Григорьева Е. М., Козырева О. А. Тайбо как средство и условие саморазвития и социализации [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 22-24.

Современное общество в системе социальных институтов и субъектов социализации создает условия для позитивного обогащения морально-нравственными устоями, моделями сотрудничества и сотворчества субъектов социального пространства. Важность процессов социализации и саморазвития высока, а система образования является средством и механизмом, фасилитирующем включение всех субъектов в социально и личностно значимую деятельность и общение.
В таком контексте нам будет полезно из многообразия дефиниций категорий «социализация» и «саморазвития» выделить наиболее точно, раскрывающие нюансы данных феноменов, способствующих изучению проблемы и возможностей саморазвития и социализации девушек через тайбо (тайбо – это фитнес-программа высокой интенсивности, разработанная Билли Блэнксом, включающая в себя движения из таких дисциплин, как бокс, каратэ и тхэквондо, дополненная аэробными упражнениями; экспериментально выявлено, что за 1 час занятий затраты энергии соответствует 10-километровому забегу на дорожке, поэтому среди женщин это направление приобрело большую популярность, несмотря на то, что изначально упражнения разрабатывались для мужчин).

Социализация – это полидефинитная категория педагогики, связанная с восприятием, отражением, реконструкцией, трансформацией социального опыта, являющегося единицей социальных отношений и связей, причем в различного рода рассмотрениях выделяют две составляющие социального опыта: знаниевую (общеучебные и предметные) и ценностную; причем первая (знаниевая) является в какой-то мере следствием второй (ценностной).

Студентами Кузбасской государственной педагогической академией моделировались дефиниции категории «социализация». Социализация с точки зрения антропологического подхода – это
  • механизм, заключающийся в адекватном восприятии и отражении комплекса социальных отношений и норм субъектом социобиокультурной среды (антропосистемы), опосредованный структурно-содержательными, ценностно-смысловыми, мотивационно-потребностными, организационно-практическими и др. особенностями взаимодействия в антропосистеме (Дмитриева А. В. – 2005/2006 уч. г.).
  • результат адаптации человека в системе моделей внутреннее-внешнее, опосредованный качественными и количественными преобразованиями антропологического знания как результата эволюционных, личностно и социально значимых преобразований в антропосреде (Маликова Т. А. – 2005/2006 уч. г.).
  • механизм антропосистемы, отражающий степень адаптации личности в определенной среде, опосредованный внутренними и внешними условиями взаимодействия и преобразований, предваряющими повышение уровня или степени приспособленности личности к выделенной среде в антропосистеме (Евстифеева Ю. А. – 2005/2006 уч. г.).
  • процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта и многообразных моделей социальных отношений, опосредованный качеством и количеством преобразований в антропосистеме (Самуйлова Е. С. – 2005/2006 уч. г.).
  • процесс восприятия и усвоения общественно-исторических норм, традиций и ценностей социокультурного пространства субъектом взаимодействия, предопределяющий формирование разнообразных моделей поведения и взаимодействия в среде, опосредованных системой антропологического знания (Киреева Е. А. – 2005/2006 уч. г.).
  • процесс приобщения субъекта общества к культуре, искусству и науке, опосредованный совокупностью системного, антропологического знания, где человек рассматривается как предмет, объект, результат исторических и эволюционных преобразований (Гавриленко А. В. – 2005/2006 уч. г.).
  • процесс получения и преобразования развивающимся субъектом социокультурного пространства социального опыта, заключающийся в формировании навыков взаимоотношений с окружающей действительностью, восприятия и отражения комплекса социальных отношений через изучение статуса, места, роли человека в социальной среде, природе, жизни (Бессонов А. Н. – 2005/2006 уч. г.).
  • процесс, в результате которого субъект социокультурной среды приобретает оптимальные, общественно-исто­ри­ческие нормы поведения и взаимодействия; отражает уровень сформированности культуры, мышления, речи, мировоззрения, научной картины мира (Назаренко А. С. – 2005/2006 уч. г.).
  • механизм приобщения субъекта среды к культуре адекватного восприятия и отражения социальных ролей, обеспечивающий полноценное сосуществование всех субъектов социального континуума и самостоятельное, позитивное преобразование внутреннего мира (Евсеенко И. А. – 2005/2006 уч. г.).
  • процесс определения и изменения места человека в обществе; механизм выбора социальной роли в зависимости от окружающей среды и внутренней потребности субъекта; структурно-содер­жа­тель­ный и методико-методологический элемент антропосистемы, обуславливающий нюансы социального взаимодействия, сохранения и преумножения ресурсов и богатств общества и индивида (Ерыгина М. А. – 2005/2006 уч. г.).
  • механизм определения, ретрансляции, реконструкции социального опыта в ракурсе идей психолого-педагоги­чес­кой антропологии, где социальные роли и их качественная и количественная характеристика являются показателями сформированности личности или субъекта социального пространства (Албакова З. М. – 2006/2007 уч. г.).
  • процесс становления и усвоения развивающимся субъектом социокультурного пространства опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, предопределяет формирование разнообразных моделей поведения и взаимодействия в среде, опосредован системой антропологического знания (Улумова Ю. В. – 2007/2008 уч. г.).
  • процесс усвоения норм и ценностей, отношений и связей социобиокультурной системы, а также процесс приобщения субъекта общества к социокультурной среде, искусству, науке, заключающийся в формировании навыков взаимоотношений с окружающей реальностью, восприятия и отражения социальных отношений через призму средств и методов изучения роли, места и занимаемого положения человеком в социальной среде, предопределяет исход всех социально значимых про­цес­сов, в том числе: воспитания, обучения, развития, образования, самоопре­де­ле­ния, самосовершенствования, самореализации и др. (Шеломенцева К. А. – 2007/2008 уч. г.).
  • процесс становления личности в социальной среде, отражающий многоаспектные нюансы антропологических преобразований системы и самого человека как ее единицы, смысла, результата и творца, фасилитирующий реконструкцию социальных ролей в соответствии с потребностями и возможностями общества и его субъектов (Селюкина И. Л. – 2007/2008 уч. г.).
  • процесс усвоения и активного воспроизведения субъектом антропосистемы знаний о человеке, опосредованный нормами культуры и деятельности, возможностями и ограничениями пространства и времени как основными условиями и характеристиками постановки и решения противоречий в микро-, мезо- и макросредах (Митькова К. А. – 2007/2008 уч. г.).
Анализ обобщения позволил сформулировать следующее определение категории «социализация» – механизм и функция социальной среды, обеспечивающие адекватное восприятие и отражение многоплановых, социальных ролей, их ситуативную, личностно и социально значимую смену, способствующую позитивному изменению внутренних и внешних ресурсов социокультурных отношений и отражающих специфику культуры и науки в обществе, коллективе, группе.

Саморазвитие – категория педагогики, заключающаяся в том, что субъект деятельности позитивно, качественно и количественно изменяет свой внутренний мир, а затем, как следствие, и внешнее пространство.

В Кузбасской государственной педагогической академии стдентами моделировались дефиниции категории саморазвитие с точки зрения антропологического подхода – это

  • процесс и механизм стимуляции качественных и количественных изменений и преобразований, связанных с личной, социально значимой целью, специфика которой лежит в области опыта, ценностей, компетенций, культурологических составляющих взаимодействия в антропосистеме и переопределяющих достижение желаемого уровня, где человек является высшей ценностью и результатом преобразований (Дмитриева А. В. – 2005-06 уч. г.).
  • самостоятельное преобразование личностью своего внутреннего мира в соответствии с антропологическими знаниями и особенностями взаимоотношений, приводящее к принципиально новому его строению и организации, способствующее повышению уровня жизнедеятельности (Николаева А. Ю. – 2005-06 уч. г.).
  • процесс самостоятельного качественно-количественного изменения внутренних черт и особенностей субъекта социокультурной среды, предопределяющий нюансы поведения и реализацию стратегии взаимодействия, где приоритет отдается гуманно-лич­ност­ным основам сосуществования (Бессонов А. Н. – 2005-06 уч. г.).
  • целенаправленная самостоятельно моделируемая программа по качественно-количественному изменению внутренних свойств, качеств и оценочно-отметочных суждений и характеристик личности, реализация которой объективно иллюстрирует возможности и достижения субъекта преобразований (общими усилиями – 2005-06 уч. г.).
  • процесс самостоятельного преобразования субъектом своего внутреннего мира, специфика которого лежит в области опыта, ценностей, компетенций, опосредованных нормами антропосистемы, предопределяет нюансы поведения и реализацию той или иной стратегии взаимодействия (Улумова Ю. В. – 2007-08 уч. г.).
  • процесс самостоятельного качественно-количественного изменения внутренних черт и особенностей субъекта социокультурной среды, приводящий к принципиально новому его строению и организации, способствует повышению уровня самореализации и жизнедеятельности (Шеломенцева К. А. – 2007-08 уч. г.).
  • процесс самостоятельного преобразования личностью своего внутреннего мира, качеств, ценностных ориентаций и черт характера в соответствии с антропологическими знаниями и особенностями взаимоотношений в антропосистеме, выделяющей и культивирующей ее в таких направлениях, как наука, искусство, культура, религия и пр. (Шевченко Д. В. – 2007-08 уч. г.).
  • процесс, в ходе которого субъект культуры, науки и деятельности преобразует свой внутренний мир в соответствии с нормами, смыслами, ценностями и идеалами антропосистемы, выделяющей и решающей ситуативно, индивидуально, профессионально и социально обусловленные противоречия, проблемы и задачи, исход которых показывает степень или результативность описываемого процесса (Нестерова В. И. – 2007-08 уч. г.).
  • категория педагогики, включающая в себя самостоятельный выбор своего пути развития в программе качественно-количественного изменения умственных, физических и интеллектуальных способностей человека, фасилитируемого и корректируемого системой представлений о человеке как предмете познания, воспитания, обучения, образования, социализации, взаимодействия и пр. (Гулевич А. В. – 2007-08 уч. г.).
Можно сформулировать следующее определение категории «саморазвитие» – условие позитивной самореализации и продуктивной и ситуативной социализации, системно отражающие особенности деятельности и общения субъекта в микро-, мезо-, макро-, мега и мультисреде. Под мультисредой мы будем понимать результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования.
Поэтому легко сделать вывод, что любой вид деятельности, в том числе и спортивной, создает условия для социализации и саморазвития в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах, а занятия тайбо способствуют поиску в моделировании и апробации основ инновационной спортивной педагогики в ресурсах и условиях оптимального саморазвития человека и его своевременной социализации через физическую культуру и здоровьесберегающие технологии в структуре и нюансах педагогического взаимодействия.


Литература

1. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
2. Козырева, О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография / О. А. Ко­зы­ре­ва. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 374 с. – ISBN 978–5–85117–411–7.
Основные термины (генерируются автоматически): социального опыта, социальных отношений, процесс приобщения субъекта, антропологического знания, процесс самостоятельного, процесс усвоения, субъекта общества, приобщения субъекта общества, категория педагогики, внутреннего мира, субъектом социокультурного пространства, процесс самостоятельного преобразования, субъекта социокультурной среды, особенностей субъекта социокультурной, процесс самостоятельного качественно-количественного, системой антропологического знания, зрения антропологического подхода, социальных ролей, комплекса социальных отношений, точки зрения антропологического.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle