Библиографическое описание:

Сагадеева А. А. Содержание и пути подготовки бакалавров педагогики к проектной деятельности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 235-237.

Ключевые понятия: проект, метод проектов, проектная деятельность.

Введение стандартов второго поколения с 2010-2011 года предполагает усиление профессиональной подготовки бакалавров педагогики, переход в обучении от традиционного «ЗУНовского» подхода к компетентностному. Требуются кардинальные изменения в сфере образования на всех ее уровнях, что ведет к смене образовательной парадигмы, приобретающей личностно-ориентированный характер, ставящий во главу угла развитие внутреннего потенциала личности, самостоятельно решающей сложные задачи современности. В процессе профессиональной подготовки бакалавры должны обладать способностями учиться и самоорганизовываться, приобретать знания самостоятельно, анализировать, преобразовывать, уметь пользоваться этими знаниями для решения новых задач, уметь ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы, пользоваться исследовательскими методами. Теперь необходимо не просто давать знания, а научить учиться.[4,с15].

Профессиональная подготовка бакалавров педагогики инициирует необходимость применения в процессе обучения активных методов. Одним из наиболее эффективных является метод проектов. Под проектами понимается самостоятельная итоговая исследовательская творческая работа студентов. Метод ориентирован на самостоятельную деятельность бакалавров. Логика построения проектов основывается на включении обучаемых во все этапы практической деятельности. Проектная деятельность позволяет раскрыть творческие решения и проявлять аналитические проектные способности. Именно поэтому она играет одну из самых важных ролей в подготовке современных специалистов. Проектная деятельность ведет к получению продуктов, носящих субъективно-творческий характер и отражающих личностные достижения каждого студента, способного внедрять полученную информацию в будущую теоретическую и практическую деятельность, самостоятельно принимать решения, генерировать идеи, находить способы их разрешения.

Необходимость подготовки бакалавров педагогики к проектной деятельности подчеркивается в работах Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова, И.С. Якиманской и др. Особенности обучения проектной деятельности исследовались в работах В.В. Гузеева, Е.А.Крюковой, Е.С.Полат, И.Д. Черчиль и др. Е. Карпов определяет проектную деятельность как «образовательную технологию, нацеленную на приобретение студентами новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска». Как отмечает В.В. Колотилов, деятельность по созданию проекта является одним из вариантов интеграции известных видов деятельности: игровой, учебной и трудовой. Проектная деятельность, по его мнению - это вид познавательной активности студентов, направленный на освоение профессионального опыта и овладение специальными (креативными) умственными действиями и операциями в процессе создания продукта. [1,c105].

Проектная деятельность подразумевает наличие глобальной цели: разработку, описание одной темы, решение одной проблемы, реализацию которой каждый студент или группа студентов (2-3 человека) ведет по своему плану, но в соответствии с последовательностью, описанной в методе. Студент не только работает над конкретной темой (проблемой), но и попутно, выполняя проект, затрагивает, изучает, повторяет большой объем теоретического материала.

Для решения проблемы студент должен: определить цель работы (исследования), сформулировать задачи, которые помогут решить проект, подготовить выступление-презентацию проекта (к защите, экзамену) и методические рекомендации к его использованию.

Исходя из этого, следует отметить ряд факторов, влияющих на успешное конструирование знаний и эффективную работу студента над проектом. Это формирование базы знаний, составляющей основу для начала самостоятельной работы над проектом; установка на новые знания, получаемые в процессе исследования; контроль за правильной интерпретацией знаний; выработка умения конструировать знания [3,c57].

Проектная деятельность состоит в том, что бакалавры самостоятельно ставят перед собой задачи, планируют и решают их, осуществляют контроль своих действий и оценку полученного результата; педагог выполняет только функции управления и коррекции их деятельности

Бакалавры педагогики должны широко применять на практике активные методы обучения. Для этого учебные программы должны быть построены на комбинации лекций и семинаров с активным участием студентов: кейс-методы, ситуационные и деловые игры, подготовка к защите проектов.

Содержание учебных программ должно быть направлено на обучение методике добывания знаний с использованием всех имеющихся средств. Оно должно включать студентов в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования, проектной деятельности. В основе учебного процесса должно лежать овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение.

При этом преподаватель не преподносит готовое знание, которое передается студентам, не объясняет и не демонстрирует студентам правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого подражания, не показывает и наивысших достижений, наилучших результатов, эталонных образцов, к которым студенты могли бы стремиться, хотя такой ракурс тоже очень важен. Необходимое знание и правильные ответы на поставленные вопросы студенту нужно добывать собственными силами — именно этому и надлежит учиться в первую очередь. Студенты должны учиться при подготовке использовать все возможные источники информации: справочники, газеты, журналы, учебную и художественную литературу, информационные ресурсы сети Интернет. Лучший способ такого учения — заняться разработкой и осуществлением того или иного учебного проекта, нацеленного на поиск решения заключенной в задании проблемы [2,с72].

В ходе выполнения проектов у студентов формируется самостоятельность и настойчивость в решении творческих задач, приобретается умение планировать свою деятельность, работать коллективно. Самостоятельные активные действия в свою очередь способствуют развитию инициативности. Задания, предназначенные для самостоятельной работы, должны носить активный и творческий характер, стимулировать поиск самостоятельных решений, побуждать к активной целеустремленной деятельности. Таким образом, обеспечивается развитие навыков собственно самостоятельной деятельности и творческих способностей каждого студента [5,с227].

Так как проект является большой самостоятельной частью подготовки бакалавра педагогики и имеет своей целью:

– систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по предметам, применение этих знаний при решении конкретных научных, научно-методических задач;

– совершенствование форм и методов самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов;

– выяснение степени подготовленности выпускника к профессиональной творческой деятельности;

то в зависимости от педагогической задачи проект может использоваться:

– как метод освоения крупных тем программы, предполагающих интеграцию знаний из разных предметных областей;

– как вариант проведения итоговых занятий по разделам программы или же по всему курсу;

– как большая творческая работа, позволяющая более глубоко освоить предлагаемый программой материал.

Выбор проектной формы проведения итоговых занятий объясняется тем, что данная форма организации обучения, избранная в качестве приоритетной для преподавания, позволяет значительно повысить эффективность обучения.

Участвуя в проектной деятельности, студенты демонстрируют:

– знание и владение основными исследовательскими методами (сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем);

– умение выдвигать гипотезы;

– владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации (текстовой, графической), умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);

– владение коммуникативными навыками;

– умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Преподаватель должен проявлять внимание к технологиям сотрудничества и личностной ориентации обучения (брать на вооружение методы психодиагностики, изменять отношение и организацию деятельности студентов, применять разнообразные и мощные средства обучения, перестраивать содержание обучения, ориентироваться на развитие сотрудничества и создание условий для творчества и самоактуализации).

Главными задачами педагога при этом становятся:

– передача основ общекультурных базовых знаний;

– развитие у студентов элементов творческого мышления (системные и аналитические составляющие; творческие фантазия и воображение);

– формирование у них основных качеств творческой личности;

– наличие достойных общественно-полезных целей;

– умение планировать свою деятельность;

– высокая работоспособность, наличие промежуточных результатов деятельности;

– нравственность, активная жизненная позиция;

– настойчивость в достижении поставленной цели, умение «держать удар» и др.

Возрастает объем его консультаций и диалогов со студентом.

Преподаватель принимает роль консультанта, когда студентам при самостоятельном выполнении задания требуется совет или определенные источники информации. Авторитет преподавателя базируется теперь на умении стимулировать ту умственную активность студента, в которой тот уже сам лично заинтересован ради успеха в предпринятой им проектной деятельности. Проектирование знаний подразумевает творческое сотрудничество преподавателя и студента, интеллектуальное партнерство, активную деятельность со стороны обучаемого.[4,с21]

Таким образом, современный преподаватель – это, прежде всего организатор процесса познания, координатор и помощник.


Литература:

1. Гузеев В.В. и др. Консультации: метод проектов / В.В. Гузеев, Н.В. Новожилова, А.В. Рафаева, Г.Г Скоробогатова // Педагогические технологии. – 2007. – № 7. – С. 105-114.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пос. для учит. и студ. пед. вузов / Н.Ю. Пахомова // изд. 3. – М.: Аркти, 2009. – 112 с.

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с. 4. Шихваргер Ю. Г. Проектирование как творческое сотрудничество преподавателя и студента. // Интерактивное образование. 2010, №30. 5. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – стр. 503.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle