Автор: Леонтьев Михаил Сергеевич

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Библиографическое описание:

Леонтьев М. С. Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 184-186.

Бурное развитие сферы обслуживания в последние десятилетия заставляет обращать особое внимание на ход и качество подготовки будущих специалистов торговли и предприятий сервиса, в том числе и в звене среднего профессионального образования. При детальном рассмотрении структуры профессиональной подготовки в данном направлении обозначается ряд проблем, способных препятствовать качественному формированию компетентных специалистов.

Так, например, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальностям 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» и 101105 «Гостиничный сервис» предусматривает для будущих специалистов базового уровня подготовки овладение десятью общими компетенциями, в числе которых, в частности, понимание сущности и социальной значимости своей профессии (ОК 1), поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессионального и личностного развития (ОК 4), овладение информационной культурой, умение анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ОК 5). Безусловная значимость перечисленных компетенций заставляет задуматься о более эффективных методах обучения студентов, которые бы позволили сформировать указанные выше умения и навыки в сравнительно небольшой срок обучения по данной специальности.

В то же время ряд дисциплин, имеющих общеобразовательный характер, на данный момент не способствуют развитию названных выше компетенций, при этом занимая определённое место в учебных планах образовательных учреждений. В полной мере это относится к дисциплине «Экологические основы природопользования», которая не является профильной для будущих товароведов или менеджеров гостиничного сервиса, но, в то же время, при определённых изменениях в структуре основной профессиональной образовательной программы СПО базовой подготовки, могла бы очень значимо повлиять на формирование не только общих, но и профессиональных компетенций.

Существующая структура образовательной программы предполагает, в частности, умение будущих специалистов-товароведов анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности, а также использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания. И у самих учащихся, и у преподавателя, ведущего дисциплину «Экологические основы природопользования», возникает вполне резонный вопрос: как может повлиять знание взаимосвязи, скажем, лосося или трески с морской экосистемой на качество предстоящей профессиональной деятельности специалиста-товароведа в супермаркете или в обычном продуктовом магазине? Представление о том, что вследствие нерационального природопользования стада лососевых в Атлантическом или в Тихом океанах катастрофически редеют, может быть необходимым для специалиста рыбного хозяйства, но отнюдь не для работника торговли, не говоря уже о менеджере гостиничного сервиса. Проблема обозначается здесь довольно чётко: преподавание дисциплины «Экологические основы природопользования» будущим сотрудникам третичного сектора экономики (сферы обслуживания), не связанного напрямую с добычей либо переработкой природных ресурсов, должно коренным образом отличаться от преподавания данной дисциплины в отношении будущих специалистов первичного или вторичного секторов, непосредственно с указанными процессами связанных.

Тем не менее, преподаватель обязан сформировать у студентов не только общие компетенции, но и понимание таких терминов, как «рациональное/нерациональное природопользование», «природно-ресурсный потенциал», «преднамеренное/непреднамеренное воздействие человека на природные экосистемы». При нынешнем положении вещей задача эта выполнима, однако её реализация неэффективна для всего последующего образовательного процесса.

Адекватное понимание поставленной проблемы – неэффективности преподавания дисциплины «Экологические основы природопользования» в том виде, в каком она представлена в существующем ФГОС, студентам торгово-экономического профиля – диктует необходимость поиска новых путей формирования общих и профессиональных компетенций у будущих специалистов.

В данной ситуации понимание сущности и социальной значимости своей профессии студенты могут приобрести лишь при условии максимальной приближенности учебного материала не только к их профессиональной специфике, но и к обычным, повседневным условиям их жизнедеятельности. Помимо необходимых знаний, например, о типах упаковки или об экологической экспертизе товаров (для товароведов), либо о токсичных компонентах моющих и дезинфицирующих средств (для менеджеров гостиничного сервиса), мощный интеллектуальный и, скажем так, «интересующий» заряд будет нести в данном случае информация об экологической безопасности жилища, продуктов питания и товаров первой необходимости, - такая информация, к сожалению, на сегодняшний день либо вообще не предусмотрена Федеральным государственным стандартом, либо присутствует в нём в крайне ограниченном объёме, поскольку выделяемый типовым учебным планом по рассматриваемым специальностям объём времени для изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» не позволяет должным образом сконцентрировать внимание учащихся на подобных вопросах.

В течение двух лет, с сентября 2011 года в Екатеринбургском торгово-экономическом техникуме реализуется новый, назовём его «компромиссный», подход к преподаванию дисциплины «Экологические основы природопользования» для студентов коммерческого и гостинично-ресторанного профиля, позволяющий как учитывать требования образовательных стандартов, так и мотивировать будущих специалистов на изучение непрофильной для них дисциплины.

Стержнем такого подхода является демонстрация того, как сбалансированная экологическая политика предприятия сферы обслуживания позволяет повысить общую прибыль фирмы, учтя при этом интересы заказчика (потребителя) услуг. Методика преподавания при этом кардинально не меняется, оставаясь классической в своей сути: основным типом учебного занятиядавания при этом кардинально не меняется, оставаясь классической в самой своей сути: основным типом урока является является комбинированный урок в сочетании с элементами практических занятий.

Глобальные экологические проблемы преподаются в рамках компромиссного подхода максимально кратко – лишь в том объёме, который необходим для усвоения самой сути проблемы, например, разрушения озонового слоя или глобальных изменений климата. Всё же эти вопросы являются отвлечёнными от повседневной жизни магазина или гостиницы: не надо забывать, что мы имеем дело с третичным сектором экономики, не связанным напрямую с добычей или переработкой природных ресурсов. Корень решения вышеупомянутых дидактических противоречий в том аспекте, в котором подаётся материал обучающимся: гораздо большее внимание уделяется вопросам природопользования в рамках деятельности предприятия сферы сервиса. Речь идёт, в частности, о качестве воды, потребляемой отдельной гостиницей, о конструктивных особенностях кондиционеров и аквафильтров, влияющих как на микроклимат и комфорт в помещении гостиницы, так и на объём потребления природных ресурсов, варажающихся в конкретных финансовых показателях фирмы. Студентам-товароведам тот же материал возможно предъявить в аспекте технических характеристик кондиционеров и иных бытовых приборов, а технические характеристики уже могут являться основой для маркетинга и оптимизации технологий продаж данных товаров, что также непосредственно влияет на прибыль магазина. Здесь становится возможным по-новому осветить понятие «упущенная выгода» и поднять вопросы ценообразования на товары народного потребления.

Крайне важным для подготовки будущих товароведов является освещение проблемы производства и реализации экологически чистых продуктов питания. Мы в своей практике используем результаты исследования данной проблемы, осуществлённого в Уральском государственном экономическом университете (УрГЭУ) [1]: показательным для студентовв, 2010 является, например, тот факт, что рядовой потребитель готов приобретать экологически чистые продукты питания лишь в случае, если цена такого продукта не будет превышать цены «обычного» аналогичного продукта более чем на 30 %. На наш взгляд, привлечение подобных фактов как раз и способствует формированию ОК 4 «Поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессионального и личностного развития».

Тематика учебных занятий, посвящённых федеральному природоохранному законодательству, также освещается с позиций утилитарности для отдельного предприятия. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (7-ФЗ от 10.01.2002), регламентирующий, как известно, требования в области охзраны среды к предприятиям строительства, транспорта, сельскохозяйственным и промышленным предприятиям, оказывается возможным адаптировать к специфмке и сферы сервиса, если вспомнить, например, что размещение и функционирование магазина или гостиницы подчиняются определённым санитарно-гигиеническим нормативам в отношении, в частности, шумового, светового или электромагнитного загрязнения. Нарушение данных нормативов, как известно, влечёт за собой наложение штрафов за загрязнение, что неминуемо отражается и на общей прибыли предприятия, и на заработной плате персонала. Рассматриваются в данном аспекте также и вопросы, связанные со строительством зданий для вновь открываемых гостиниц и магазинов. При этом расширяется поле деятельности преподавателя при освоении учащимися такой темы учебной программы, как «Юридическая и экономическая ответственность предприятий, разрушающих природную среду».

Нельзя забывать и о том, что определённая, пусть даже небольшая, часть сегодняшних студентов, став завтра дипломированными специалистами, в перспективе станут руководителями не только предприятий, но и органов власти (на региональном, а затем и на федеральном уровнях), муниципальных образований, субъектов Федерации, либо депутатами представительских органов самых разных уровней, - а следовательно, получат возможность влиять на качество окружающей среды в населённых пунктах или в природной обстановке. Здесь как раз и развивается менеджерское мышление учащихся – путём постановки проблем, их совместного обсуждения (тем же «бригадным» методом, давно известным педагогической науке) и нахождения решений, приемлемых с точки зрения федерального и регионального законодательства. Как становится понятным, в данном случае активизируются Межпредметные связи с такими дисциплинами, как «Основы права», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Основы социологии и политологии», «Безопасность жизнедеятельности» и «Менеджмент», кроме того, при определённом мастерстве со стороны педагога, задевается и тематика дисциплин «Управление персоналом» и «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», являющихся уже профильными для будущих специалистов сферы обслуживания.

За счёт учебного времени, отводимого для практических занятий по дисциплине «Экологические основы природопользования», предусматривается посещение студентами городского полигона твёрдых бытовых отходов, - что способствует наиболее чёткому представлению о масштабах природопользования и самого города, и отдельных предприятий, находящихся на городской территории. При визуальном знакомстве с отходами потребления актуализируется не только материал общеобразовательных дисциплин («Химия» и «Биология»), но и, опять же, менеджерское мышление: что можно сделать для уменьшения объёма бытовых отходов, какие способы их утилизации может предложить каждый студент, и т.п.

Таким образом, развитие рассматриваемых общих компетенций, заложенных в образовательном стандарте, значительно активизуруется при одновременном формировании экологического мировоззрения и экологического поведения, что и является одной из целей преподавания учебных дисциплин естественно-научного профиля. С другой стороны, подобный компромиссный подход способствует повышению профессиональной ориентированности тех учащихся, которые лишь в незначительной мере заинтересованы выбранной специальностью, - не секрет, что некоторые подростки по окончании общеобразовательных учреждений приступают к среднему профессиональному образованию, не имея при этом чётко выраженных интересов, собственных жизненных планов, по мотивациям, полученным от родителей или более успешных сверстников. В данном случае дисциплины общепрофессионального цикла могут привлечь внимание учащихся к осваиваемой специальности как бы «с другой стороны», открывая новые грани будущей профессии.

Улучшение жизни человеческого общества немыслимо без оптимально развитой личности, а кроме того, и без оптимизации качества среды, условий существования [2]. Нам представляется, что дисциплина «Экологические основы природопользования» в звене среднего профессионального образования является действенным инструментом в подготовке высококвалифицированных специалистов, менеджеров, способных применить приобретённые компетенции в профессиональной деятельности в целях обеспечения прогрессивного развития общества.


Литература:

1. Леонтьев М.С., Овсянников Ю.А. Исследование востребованности экологически чистых продуктов питания на потребительском рынке Екатеринбурга // Известия УрГЭУ, 2010, № 4 (30). С. 152 - 157.

2. Леонтьева Н.А., Леонтьев М.С. Качество жизни в урбанизированной среде: постановка проблемы и пути её решения // Россия в XXI веке: прогнозы культурного развития. Тезисы докл. науч. конференции. Екатеринбург: АМБ, 2005. С. 266 – 267.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle