Экологическое образование и воспитание детей и подростков в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» Кунгурского района Пермского края | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Борисова, И. Г. Экологическое образование и воспитание детей и подростков в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» Кунгурского района Пермского края / И. Г. Борисова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1429/ (дата обращения: 23.04.2024).

Кунгурский край – заповедный край Прикамья. Он щедро одарен неповторимой природой. Своеобразная и живописная природа Кунгурского района и его замечательные природные объекты всегда привлекают внимание ученых, экологов. Не случайно именно здесь была создана старейшая охраняемая территория области – Кунгурский заповедник (заказник) «Предуралье».

Все это способствовало зарождению юннатского движения в Кунгурском районе. В 1989 году на базе Комсомольской средней школы образовалась Кунгурская районная станция юных натуралистов, основателем, которого являлся директор Комсомольской школы Батраков Владимир Николаевич и директор СЮН - Возжаев Николай Степанович. Ранее разрозненные кружки при школах района стали финансироваться и работать в системе. Экологическая деятельность станции юннатов с каждым годом расширялась и совершенствовалась. В 2007 году Станция юных натуралистов была реорганизована в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей». На сегодняшний день Центр ведет свою работу по шести направленностям, в том числе эколого-биологической. В настоящее время в эколого-биологическом отделе работают 22 педагога, детские объединения посещают более 640 учащихся из 17 школ района, всего 60 учебных групп. Эколого-биологический отдел имеет мощную, планомерно развивающуюся материальную базу, которая способствует экологическому развитию и воспитанию детей и подростков Кунгурского района:

  • Питомник для размножения и выращивания цветочно-декоративных, плодово-ягодных и редких культур;

  • Сад-лаборатория ландшафтного дизайна с тематическими уголками;

  • Живой уголок;

  • Оранжерея;

  • Пасека.

Деятельность по решению задач экологического воспитания подрастающего поколения педагогическим коллективом эколого-биологического отдела ЦДОД ведется по следующим направлениям:

1. Реализация образовательных программ дополнительного образования.

2. Организационно-педагогическая деятельность.

3. Социальное проектирование и социальное партнерство.

Педагоги эколого-биологического отдела реализуют следующие программы дополнительного образования детей: «Школа юных друзей природы», «Растениеводство», «Растения и дизайн», «Растениевод- исследователь», «Эколог- исследователь», «Строим город Экоград», «Живой мир», «Юный зоолог», экологический театр «Коллаж», «Пчеловодство» и другие. Основными методами диагностики образовательного процесса являются: тестирование учащихся, деловые и ролевые игры, олимпиады по растениеводству, экологии, зоологии и пчеловодству, выставки, разработка учащимися социальных проектов и эскизных проектов ландшафтного дизайна, конкурс юных ландшафтных дизайнеров и аранжировщиков.

В рамках реализации образовательных программ решаются задачи привлечения обучающихся к исследовательской деятельности. Многолетняя работа администрации и педагогов дает свои положительные результаты. Ежегодно обучающиеся детских объединений, занимающиеся исследовательской работой дают высокие показатели.

Школы района традиционно участвуют во Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности». В ходе акции проводится просветительская работа - выпуск информационных листов, стенгазет, листовок, отражающих экологическое состояние территорий поселений, парков и лесов. Природоохранная работа включает в себя очистку и благоустройство берегов малых рек, озер, а также экологические рейды лесов и парков.

С 2006 года Центром организуется акция «Мое село–моя забота». Целью этой акции является привлечение населения к практическому решению экологических проблем своего населенного пункта. Основные задачи – организация практической деятельности по благоустройству свого населенного пункта и экологическое просвещение, и воспитание культуры населения. Таким образом, в разных населенных пунктах Кунгурского района наши юные экологи проводят рейды по улицам и выявляют состояние территорий около усадьб и предупреждают жильцов о необходимости благоустройства территорий. Помогают ветеранам и инвалидам. Очищают берега прудов, озер и рек в своих населенных пунктах. Отрадно видеть, что участников этой акции с каждым годом становится все больше и больше.

Ежегодная акция «С любовью к братьям меньшим» - одна из самых любимых нашими педагогами и детьми. Акция проходит в два этапа:

1 этап – акция «Покормите птиц зимой!»

2 этап – акция «Здравствуйте, пернатые друзья!».

Основной целью данной акции является содействие формирования экологической культуры личности. В ходе акции учащиеся знакомятся с многообразием птиц, с интересными моментами организации их жизнедеятельности. Формируется экологическое мышление учащихся и интерес к познанию окружающего мира, любовь и бережное отношение к природе.

Акция «С любовью к братьям меньшим» у нас является традиционной и проводится ежегодно в период с ноября по апрель. Как правило, в этой акции принимают участие почти все школы района, в которых занимаются наши педагоги эколого – биологического отдела. Юные экологи посещают детские сады и проводят там занимательные беседы и игры. Акция проводится в три этапа:

1 этап – подготовительный. Во время подготовительного этапа проводятся конкурсы рисунков, сочинений и стихов, выпуск листовок и стенгазет.

2 этап - основной. Во время основного этапа дети заготавливают корма, делают кормушки и кормят зимующих птиц. Также проводится ремонт старых и изготовление новых скворечников. Кроме этого проводятся познавательные интеллектуальные игры, орнитологические КВНы и викторины, праздники, посвященные птицам.

3 этап – заключительный. Подведение итогов акции по всем номинациям и награждение участников акции.

Также традиционно в Центре дополнительного образования проводятся

интеллектуальные игры и заочный интеллектуальный конкурс «Живая природа». Целью этих игр является создание условий для интеллектуального и творческого развития учащихся Кунгурского муниципального района. Основные задачи: формирование у учащихся интереса к природе Пермского края и углубление знаний учащихся о животных и растениях Пермского края. Интеллектуальные игры и конкурсы проводятся отдельно для учащихся младшего, среднего и старшего возраста.

В 2007 году при поддержке администрации Кунгурского муниципального района нами был организован конкурс детских социально-культурных проектов «Территория успеха». Инициативные группы, победившие в проекте, получают гранты на развитие питомников цветочно-декоративных культур, создание плодово-ягодного сада, благоустройство пришкольных территорий. Закономерным продолжением является то, что дети продолжают разработку собственных проектов и успешно представляют их на краевых и федеральных конкурсах и показывают высокие результаты.

В 2007 году по инициативе администрации ЦДОД и комитета по охране окружающей среды стартовал проект «Зеленое ожерелье школы». В ходе конкурса оцениваются территории школьных участков и детских садов, их экологическое состояние и эстетичный вид, набор цветочных культур и древесно – кустарниковых пород на участке, стили и направления ландшафтного дизайна, наличие опытного участка. Летом наши дети выращивают растения на учебно – опытных участках и добиваются замечательных результатов. Какую же радость и гордость испытывают ребята, показывая цветы, выращенные своими руками, и явное удовольствие от затраченного труда, как бы он не был тяжел и кропотлив. А какое буйство красок мы видим летом на школьных клумбах! Каждый педагог и каждый ребенок заинтересован в том, чтобы их школа была самая красивая! В целом проект раскрывает не только творческий потенциал детей и педагогов, но и воспитывает художественный и эстетический вкус, любовь к природе и бережное отношение к ней, уважение к труду других людей. Наметилась тенденция роста количества участников конкурса «Зеленое ожерелье школы».

МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» активно развивает и поддерживает связи с другими учреждениями дополнительного образования детей. Ежегодно учащиеся Кунгурского муниципального района, которые являются победителями федеральных, региональных, муниципальных экологических конкурсов и олимпиад отдыхают в ГОУ ДОД Межшкольном эколого-биологическом Центре «Следово» Костромской области. В течение смены для ребят организуются увлекательные экскурсии по городам Кострома, Ярославль, в Сумороковскую лосиную ферму, страусиную ферму. Проводятся интересные занятия и экскурсии на природе, а также игры и конкурсы.

Также эколого-биологический отдел успешно сотрудничает с Центром занятости города Кунгура. Учащиеся выполняют практическую работу в саду- лаборатории, в питомнике и живом уголке Центра.

С целью повышения статуса детских объединений эколого-биологической направленности, повышения внимания администрации школ к деятельности наших детских объединений, с начала 2011 года стартовал экологический фестиваль «Зеленый поезд». Фестиваль проводится в течение учебного года и включает в себя ряд мероприятий: интеллектуальные игры, заочный интеллектуальный конкурс «Живая природа», экологические акции, олимпиады по растениеводству, экологии, зоологии и пчеловодству, конкурс юных ландшафтных дизайнеров и аранжировщиков. Участники фестиваля – школы Кунгурского муниципального района. За победу и участие в каждом из мероприятий фестиваля школы получают баллы. По наибольшей сумме баллов в конце учебного года определяются школы–победители. Награждение проходит на заключительном празднике 1 июня.

Таким образом, усилия администрации и педагогического коллектива МОУ ДОД «ЦДОД», направленные на решение задач экологического воспитания детей, дают свои положительные результаты. Ежегодно растет количество участников экологических мероприятий различного уровня, совершенствуется мастерство педагогов и успешность учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): эколого-биологический отдел, акция, дополнительное образование, Кунгурский муниципальный район, Кунгурский район, дополнительное образование детей, игра, ландшафтный дизайн, школа района, Живая природа.

Похожие статьи

Стратегический проект «Поколение Z выбирает чистую воду»...

Базовые площадки: помещения Центра дополнительного образования «Экология детства»

– тематические занятия и экскурсии в ГБОУ ДОД «Самарский областной эколого-биологический центр». – мастер-класс по ландшафтному дизайну «Мини-сад в плошке».

Борисова Ираида Геннадьевна — Информация об авторе

заведующая эколого-биологическим отделом, педагог дополнительного образования. МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» Кунгурского района Пермского края. Международные научные конференции

Инновационный подход к организации образовательного процесса...

...школа» и муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей» в контексте компетентностного подхода Кунгурского района Пермского края.

Современные тенденции развития системы дополнительного...

Экологическое образование и воспитание детей и подростков в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» Кунгурского района Пермского края.

Рабочая программа эколого-биологической направленности по...

Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования

Отрицательное влияние человека на природу, биологическое равновесие, его нарушения.

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников.

Рабочая программа эколого-биологической направленности по... Цели программы: – сформировать знания о взаимоотношениях живых организмов в природе, нормах и правилах...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание. Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию...

Инновационные подходы в экологическом образовании детей...

Павлова Л. Ю. Дидактические игры как средство эколого-эстетического воспитания детей 5–7 лет: Дис.... канд. пед. наук.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, ребенок, акция, образовательная область, окружающий мир, природа, игра...

Роль станции юных натуралистов в экологическом образовании...

На протяжении нескольких лет реализуются программы по формированию у детей эколого-ориентированных ценностей.

Социально-педагогическая составляющая системы... Дополнительное образование детей социально востребовано и нуждается в постоянном...

Похожие статьи

Стратегический проект «Поколение Z выбирает чистую воду»...

Базовые площадки: помещения Центра дополнительного образования «Экология детства»

– тематические занятия и экскурсии в ГБОУ ДОД «Самарский областной эколого-биологический центр». – мастер-класс по ландшафтному дизайну «Мини-сад в плошке».

Борисова Ираида Геннадьевна — Информация об авторе

заведующая эколого-биологическим отделом, педагог дополнительного образования. МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» Кунгурского района Пермского края. Международные научные конференции

Инновационный подход к организации образовательного процесса...

...школа» и муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей» в контексте компетентностного подхода Кунгурского района Пермского края.

Современные тенденции развития системы дополнительного...

Экологическое образование и воспитание детей и подростков в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» Кунгурского района Пермского края.

Рабочая программа эколого-биологической направленности по...

Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования

Отрицательное влияние человека на природу, биологическое равновесие, его нарушения.

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников.

Рабочая программа эколого-биологической направленности по... Цели программы: – сформировать знания о взаимоотношениях живых организмов в природе, нормах и правилах...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание. Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию...

Инновационные подходы в экологическом образовании детей...

Павлова Л. Ю. Дидактические игры как средство эколого-эстетического воспитания детей 5–7 лет: Дис.... канд. пед. наук.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, ребенок, акция, образовательная область, окружающий мир, природа, игра...

Роль станции юных натуралистов в экологическом образовании...

На протяжении нескольких лет реализуются программы по формированию у детей эколого-ориентированных ценностей.

Социально-педагогическая составляющая системы... Дополнительное образование детей социально востребовано и нуждается в постоянном...