Автор: Толкачева Оксана Викторовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Библиографическое описание:

Толкачева О. В. Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 197-199.

В настоящее время весь мир тревожит глобальное потепление, нехватка ресурсов, тотальное загрязнение и т.д.

Многие экологические проблемы возникли не «вдруг». В период начала индустриализации, когда строились градообразующие промышленные предприятия, об охране окружающей среды, создании защитных зон, соблюдении санитарных норм задумывались мало. Расположенные в черте городов предприятия топливной и обрабатывающей промышленности загрязняют воздух, растущее количество автотранстпорта усугубляют проблему. Соответственно экологические проблемы обостряются, увеличивается угроза природе и населению.

Остроту и масштабность сложившейся ситуации осознают многие общественные институты. Какую роль играет в решении данной проблемы система образования? Современное образование активно включено в работу по подготовке специалистов, владеющих экологической информацией, способных в своей дальнейшей трудовой деятельности на практике применять принципы рационального природопользования. В связи с этим несколько последних десятилетий проблемы экологического образования являются важными в отечественной педагогической науке.

Для учреждения начального профессионального образования содержание должно строиться на разумном сочетании фундаментальной, общепрофессиональной и специальной подготовки. При этом основной целью, императивом современной начальной профессиональной школы должна являться подготовка не только образованного, но и высоконравственного специалиста, а к подготовке такого специалиста должен привлекаться весь опыт, накопленный Мировым Сообществом.

При формировании концепции экологического образования в учреждении начального профессионального образования необходимо иметь в виду не только назревшую необходимость повышения уровня экологического образования, но и возросший интерес молодежи к экологическому кризису, что свидетельствует о понимании значимости экологических проблем. В этой связи не менее важным является вопрос качества экологической подготовки, которую должны получить все обучающиеся училищ. По мнению большинства экологов, холистическое биосферное представление, которым должен обладать специалист не может возникнуть из предметной эклектики. Мультидисциплинарный подход, который только и может привести к холистическому представлению, рискует стать эклектичным всякий раз, когда используется недостаточно образованными и недостаточно опытными педагогами.

Экологическое образование в современном училище должно быть направлено на развитие экологического сознания, мышления, воспитания личности с экологическим мировоззрением, экологической культурой и экологической этикой. Необходимость экологического образования и воспитания в училище очевидна по следующим причинам:

1) современное состояние окружающей природной среды в значительной степени обусловлено погоней за сиюминутным экономическим эффектом;

2) недостаток экологических знаний не позволяет в полной мере оценить результаты своей деятельности.

Знание и понимание современных экологических проблем воспитывают ограничительный фактор ("не навреди!"), использование которого в дальнейшей профессиональной деятельности лежит в основе нравственного воспитания современного рабочего.

Система начального профессионального образования готовит специалистов, работающих во всех областях народного хозяйства. Поэтому улучшение качества образования, совершенствование методов, подходов к современному экологическому образованию, в том числе и на предметах естественнонаучных дисциплин, позволяет научить будущих специалистов гуманному отношению к природе, осознанию, что человек — часть окружающей среды.

В училищах начального профессионального образования работа по экологическому образованию и воспитанию считается одной из важных. Эта работа должна проводиться по нескольким направлениям. В первую очередь обшеобразовательное направление заключается в изучении учебных дисциплин с экологической направленностью. В рамках таких дисциплин, как химия, физика, география, биология учащиеся получают общие теоретические сведения о проблемах, перспективах экологии. На данном этапе у обучающихся необходимо сформировать ясное представление об экологии как о «живой» науке, имеющей непосредственную связь с реальной жизнью. Достигнуть этого сложно, но возможно.

Наиболее эффективной из форм работы считается научно-исследовательская работа обучающихся. В основе применения в обучении ученического проектирования лежит развитие у учащихся познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания, способности ориентироваться в информационном пространстве. Главное условие успешности работы над проектами — понимание учащимися личной значимости получаемых результатов.

Метод проектов подразумевает такую организацию обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выпол­нения практических заданий (проектов). Метод проектов возник во второй по­ловине XIX века в сельскохозяйственных школах США, подробное освещение получил в трудах американских педагогов Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрика, Э. Колинза и других. Основные требования к использованию метода проектов сле­дующие: наличие значимой (социальной или личностной) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения; теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; само­стоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных ре­зультатов); использование исследовательских методов.

Сущность проектной деятельности заключается в создании новых условий деятельности преподавателей и обучающихся профессионального училища, расширение образовательного пространст­ва личностей, участвующих в проекте. Нетрадиционный характер проектной деятельности повышает мотивацию учения за счет приближения обучения к реальным жизненным ситуациям и главное к востребованности полученных знаний и умений обучающихся.

Подготовка проектов по экологической тематике сложный и трудоемкий процесс. Он включает несколько эта­пов. На исследовательском этапе осуществляется непосредственная работа над исследова­тельским проектом, в начале которой предполагается анализ обучающимися лите­ратуры по выбранной теме. В теоретическом описании проблемы, отражаются уже имеющиеся доказанные факты. Далее следует переход непосредственно к практической части исследования. Обучающиеся самостоятельно или с помощью преподавателя подбирают методики для исследования, каких-либо объектов. На дан­ном этапе проходит предзащита исследовательских проектов, она призвана вы­явить глубину исследования проведенного обучающимися, степень его завершен­ности, а также вопросы, которые вызвали затруднения.

На трезультативном этапе обучающиеся подводят итоги своей работы в виде обобщений и готовят выступле­ние на конференции.

Данный метод работы вносит изменения и в отношение преподавателя к работе, что влияет на отношение ученика к исследованию. Преподаватель работает с повы­шенным чувством ответственности перед обучающимся профессионального училища, направляет его дея­тельность, помогает выстроить логические цепочки различных изучаемых про­цессов, а обучающийся активно работает над сбором информации и различных материалов.

Таким образом, можно говорить о серьезном и целенаправленном повороте педагогической теории и практики к проблемам формирования экологической позиции личности, живущей по законам экогуманизма. Во всем мире идет поиск новых систем образования, более демократичных и разноплановых с позиций интересов общества. Новые требования к уровню научной грамотности и образованности в целом диктуются интересами выживания человека как биологического вида и социального субъекта. Стремление преодолеть в образовании профессиональную замкнутость и культурную ограниченность, ориентация на широко образованную и гармоничную личность характерна для всего мирового сообщества.

Вопрос об изменении содержания естественнонаучных дисциплин особенно остро стоит для соответствующих профилей училищ. Совместная корректировка парадигмы начального профессионального образования и содержания такого важного блока дисциплин, как естественнонаучные, позволит, на мой взгляд, ликвидировать разрыв в Российском начальном профессиональном образовании между:

- глобальными потребностями общества и результатами образования;

- объективными требованиями времени и общим недостаточным уровнем образованности;

- профессиональной ориентацией и потребностью личности в гармоническом удовлетворении разнообразных познавательных интересов;

- современными методологическими подходами к естественнонаучным дисциплинам и архаичными формами их преподавания.


Литература:
  1. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. М.: ЮНИТИ, 1998. 455 с.

  2. Вернадский В.И. Несколькл слов о ноосфере // Русский космизм: Антологияфилософской мысли. М7: Педагогика-Пресс. 1993. С. 305-306.

  3. Марчук Г. И. Экология и долг ученых // Вестник АН СССР. 1988. № 11. С. 3-4.

  4. Пригожин И., Стингерс. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. М.: Прогресс, 1994. С. 96-97.

5. Тарасова Н.П. Машкова Л.П. Методические аспекты химико-экологического образования и воспитания // Труды XV Менделеевского съезда по общей и прикладной химии. Минск. 1993. Т. 3. С. 269-271.

6. Назаренко М. Концепция непрерывного экологического образования в системе школа – педагогический вуз. ЖВХО. С. 83-88.

7. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М., «Юнисам», 1996г.

8. Артемов А.В., Баграмян Э.Р. Некоторые вопросы экологического образования в техническом вузе // Статья. 15 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle