Формирование активной жизненной позиции у студентов в урочное и внеурочное время | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Статья просмотрена: 6715 раз

Библиографическое описание:

Пивоварова, О. Н. Формирование активной жизненной позиции у студентов в урочное и внеурочное время / О. Н. Пивоварова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1409/ (дата обращения: 19.04.2024).

В условиях становления гражданского общества и правового государства задачей учебных заведений является воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, трудом обеспечивать свою материальную независимость

Новое время требует от системы СПО формирования не только профессиональных качеств у студентов, но и формирование активной жизненной позиции юных граждан России.

Активная жизненная позиция юных граждан нашего общества не может формироваться без патриотического воспитания.

Основными ориентирами патриотического воспитания являются гражданско-патриотическая зрелость учащихся, высокие этические нормы поведения, активная гражданская позиция, стремление к духовному обогащению и развитию, чувство патриотизма, гуманизма и толерантности, почитание лучших традиций семьи, народа и др.

Проблема гражданского воспитания и воспитание гражданина с активной жизненной позицией, на новом качественном уровне стала рассматриваться в педагогических трудах Я.А. Коменского. Он выделял ряд личностных качеств, которые являются основой формирования гражданственности личности в настоящее время. В частности, ответственность за поступки, за благополучие своих родителей и детей, умение сохранять чувство собственного достоинства при уважении к другим и т.д. [3, 152].

Джон Локк в своих работах детализировал ряд положений, касающихся методики воспитания активной гражданственной личности, которые не утратили своей значимости в современных условиях образовательной системы. По его мнению, молодой человек должен быть не только подготовлен к практической жизни, но и сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособленным к «добропорядочной жизни», проявлять интерес к изучению того, в чем он может быть полезен своей стране [4, 89].

В российской педагогике опыт воспитания активной гражданской жизненной позиции велик и многогранен. К этой проблеме подходили такие великие педагоги как К.Д. Ушинский, А.С Макаренко и другие. Они считали, что нравственная основа личности гражданина составляет чувства национального самосознания человека, его любовь к Родине.

Современная российская педагогика определяет целью воспитания активной гражданской позиции подготовку студентов к жизни в демократически правовом государстве и гражданском обществе. При этом сегодня акцент смещается с интересов государства на интересы семьи, личности, общества.

Поэтому формирование активной гражданской жизненной позиции у студентов осуществляется путем целенаправленного создания и развития сложной целостной (социокультурной) динамической системы профессиональной подготовки, включающей в себя: создание благоприятных условий для развития гражданственности будущего специалиста, и способствующей приобретению социальной зрелости и гражданского опыта; формированию его профессиональной позиции и гражданскому становлению сознательной активной личности студента, являющейся субъектом и главным элементом данной системы.

Формирование активной гражданской жизненной позиции у студентов включает в себя:

комплекс воспитательных задач, связанных с формированием у студентов гражданского мировоззрения и патриотических чувств; активной гражданской позиции; морально-психологических качеств гражданина и патриота, необходимых при выполнении профессиональных обязанностей и защите национальных интересов России.

Юношеский возраст – это период активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, интеллектуального и физического развития, профессионального самоопределения, осознанной ориентации в современном обществе. В это время (15-19 лет) ускоряется процесс формирования гражданской позиции студентов, становиться все более личностным чувство родины, растет стремление к самообразованию и самовоспитанию, формируются жизненные цели. В этот период молодой человек прогнозирует собственную стратегию жизни и закладывает мотивацию своих жизненных позиций.

Важное место в жизни молодых людей занимает их учебное заведение, которое как сложный социальный организм отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности.

Степень развития активной жизненной позиции у студентов, мера ее интенсивности зависит от позиции человека в отношении основного вида деятельности, в которую он включен как гражданин. Именно в этой деятельности происходит овладение социально важными обязанностями, формируется коллективистское самосознание, определяется самооценка, завоевывается престиж, накапливается опыт коллективных отношений.

В юношеские годы активность как природная способность преобразуется в социальную систему потребностей и интересов.

Этот процесс включает:

а) осознание общественных явлений, составляющих предметную сторону отношений социальных и нравственных ценностей общества;

б) развитие социальных чувств и потребностей, имеющих гражданскую направленность (прежде всего потребности во взаимодействии, сотрудничестве и соответствующих мотивах, побуждающих к реализации отношений);

в) включает в практическую деятельность, имеющую социальную ценную направленность.

В ходе обучения студенты включаются в процесс урочной и внеурочной деятельности так, чтобы они не были посторонними наблюдателями, а были участниками процесса деятельности. Студенты участвуют в тематических конференциях, диспутах, семинарах, уроках-деловых играх.

Правовое просвещение направлено на получение знаний о конституционных правах, свободах и обязанностях граждан, об устройстве государства и политическом статусе Российской Федерации.

В рамках такой просветительской деятельности проводятся классные часы и внеурочные мероприятия «Символика Российской Федерации», «Я – гражданин России», «Правонарушение несовершеннолетних: причины и последствия» и другие. Правовое просвещение осуществляется и на уроках обществознания, социологии, политологии. Студенты по группам готовят сообщения, проводят анкетирование студентов и учащихся общеобразовательных школ, обобщают результаты своей работы, выступают на семинарах и конференциях.

В рамках исторической деятельности студенты участвуют в различных конференциях, мероприятиях посвященных знаменательным датам, истории родного края. Готовят стенды, презентации и так далее. Презентации «Города герои», «Дети герои ВОВ»,. участие в учебно-исследовательской конференции по вопросам истории и обществознания» с такими работами как «Иван Грозный: тиран или реформатор?», «Проблема детей-сирот», «Кто победил фашизм: освещение в мировых СМИ» «Преступность в Российской Федерации». «Конституция Российской Федерации». «Проблема трудоустройства несовершеннолетних». «Проблема выбора форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей» и другие работы.

Проведение различных мероприятий с привлечением представителей муниципальной и областной власти (депутатов, инспекторов по делам несовершеннолетних) дает возможность студентам задавать волнующие их вопросы, вступать в диспуты, что повышает их правовую грамотность. Пример таких мероприятий: «История парламентаризма в России», «Как остановить волну преступности», «Правонарушение несовершеннолетних: причины и последствия» и так далее.

Студенты совместно с педагогом-организатором проводят такие мероприятия как, «Сломай сигарету и получи конфету», «Как остановить волну наркомании, алкоголизма и курения» и др.

В техникуме активно работает волонтерское движение. Студенты активно принимают в нем участие. Самостоятельно разрабатывают номера для выступлений, подбирают необходимую информацию, музыку стихи, костюмы. В ходе этого движения регулярно посещают центр реабилитации «Преодоление», поздравляют детей с Новым годом, занимаются уборкой территории, проводят акцию «Подарок детям» привозят игрушки, канцелярские товары, поздравляют ветеранов войны и труда с праздниками, участвуют в субботниках как города так и техникума, и так далее.

Такая деятельность позволяет формировать у студентов активную гражданскую позицию.

Необходимо помнить, что гражданско-патриотическое воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

Воспитать гражданина, члена демократического общества, возможно только в демократическом учебном заведении, поэтому одним из первых шагов к созданию адекватного образовательного пространства должно стать формирование демократического уклада жизни образовательного учреждения. Гражданско-патриотическое воспитание - это своего рода социальный проект для всего учебного заведения. Демократический уклад, как модель открытого гражданского общества, в совокупности с разнообразной внеаудиторной деятельностью, является условием, при котором только и возможно формирование гражданской компетентности, обретение студентами и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции.

Перед нами (педагогами) стоят следующие задачи в системе гражданско-патриотического воспитания:

1. Осознать себя участником гражданско-патриотического воспитания.

2. Определиться относительно ценностей демократии и гражданственности для себя лично и найти свое место в системе гражданско-патриотического воспитания.

3. Выработать адекватную программу своих действий.

Педагог не только сам должен быть гражданином и обладать гражданской и патриотической позицией, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской и патриотической позиции и соответствующих ценностей у студентов.


Литература:

1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов. М.: Просвещение 2006 г.

2. Вырщеков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современной российском обществе. Волгоград. 2006.

3. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.-М.: Педагогика, 1982.- Т.1. – С.405.

4. Локк Дж. Мысли о воспитан6иии // Хрестоматия по зарубежной педагогике / Сост. А.И. Пискунов. М., 1971.-С.193.

5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные педагогические сочинения - М.: Учпедгиз, 1945.-С.61-69.

6. Адашева Н.В. Формирование исследовательских умений в процессе гражданского воспитания студентов. Журнал СПО № 10, 2009г.

7. http://www.studentu.ru/

8. http://slovari.yandex.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): активная гражданская позиция, гражданско-патриотическое воспитание, студент, активная жизненная позиция, Российская Федерация, активная гражданская жизненная позиция, учебное заведение, формирование, гражданское общество, патриотическая позиция.

Похожие статьи

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

На сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования...

Патриотическое воспитание современной молодежи

Патрушева, Е. А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков

Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США, молодое поколение, российское общество, мировая война, советский период.

Педагогические условия становления гражданской позиции...

Основные термины (генерируются автоматически): гражданская позиция, формирование, гражданское воспитание, российское общество

Гражданско-патриотическое направление — предполагает формирование гражданской позиции служения своему народу.

Анализ особенностей структуры гражданской позиции

...гражданская позиция, гражданская позиция личности, поведенческий компонент, гражданское общество, формирование, гражданское поведение, гражданская ответственность, гражданское сознание, гражданская позиция студентов, знание.

Значение, методы и формы гражданско-патриотического...

Гражданский долг заменило равнодушие, толерантность-национализм, активную жизненную позицию-нигилизм и т.д. Это

Мы выделяем несколько методов гражданско-патриотического воспитания: метод убеждения, метод положительного примера, метод упражнений.

Активная жизненная позиция | Статья в журнале...

Формирование активной жизненной позиции у студентов... Активная жизненная позиция юных граждан нашего общества не может формироваться без патриотического воспитания.

Создание условий для развития духовно-нравственной культуры...

Святое кадетское братство, Содружество юных сердец –. России и честь, и богатство. Опора её и венец. В статье описан опыт работы по созданию условий для развития духовно — нравственной культуры воспитанников, их активной жизненной и гражданской позиции.

Проблемы формирования гражданской позиции...

Проблемы формирования гражданской позиции старшеклассников в системе патриотического воспитания на уроках обществоведческого цикла. Автор: Евсюкова Лилия Ивановна. Рубрика: Педагогика.

Активная жизненная позиция юных граждан нашего общества...

Активная жизненная позиция личности студента, говорящая о ее социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям.

Похожие статьи

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

На сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования...

Патриотическое воспитание современной молодежи

Патрушева, Е. А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков

Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США, молодое поколение, российское общество, мировая война, советский период.

Педагогические условия становления гражданской позиции...

Основные термины (генерируются автоматически): гражданская позиция, формирование, гражданское воспитание, российское общество

Гражданско-патриотическое направление — предполагает формирование гражданской позиции служения своему народу.

Анализ особенностей структуры гражданской позиции

...гражданская позиция, гражданская позиция личности, поведенческий компонент, гражданское общество, формирование, гражданское поведение, гражданская ответственность, гражданское сознание, гражданская позиция студентов, знание.

Значение, методы и формы гражданско-патриотического...

Гражданский долг заменило равнодушие, толерантность-национализм, активную жизненную позицию-нигилизм и т.д. Это

Мы выделяем несколько методов гражданско-патриотического воспитания: метод убеждения, метод положительного примера, метод упражнений.

Активная жизненная позиция | Статья в журнале...

Формирование активной жизненной позиции у студентов... Активная жизненная позиция юных граждан нашего общества не может формироваться без патриотического воспитания.

Создание условий для развития духовно-нравственной культуры...

Святое кадетское братство, Содружество юных сердец –. России и честь, и богатство. Опора её и венец. В статье описан опыт работы по созданию условий для развития духовно — нравственной культуры воспитанников, их активной жизненной и гражданской позиции.

Проблемы формирования гражданской позиции...

Проблемы формирования гражданской позиции старшеклассников в системе патриотического воспитания на уроках обществоведческого цикла. Автор: Евсюкова Лилия Ивановна. Рубрика: Педагогика.

Активная жизненная позиция юных граждан нашего общества...

Активная жизненная позиция личности студента, говорящая о ее социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям.