Библиографическое описание:

Комарова Н. В. Роль педагога в развитии креативности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 107-110.

В данной работе мы попытаемся выяснить роль педагога в развитии творческих способностей у младших школьников. Нам необходимо остановиться на традиционных подходах к рассмотрению данной проблемы. При этом особое внимание уделить тем педагогическим условиям, которые специфически влияют на развитие творчества младшего школьника.

Психолого-педагогические исследования, а также практика наших образовательных учреждений доказывает, что пик развития творческих способностей детей падает на младший школьный возраст, когда меняется характер тип деятельности по сравнению с дощкольным возрастом. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой учебной деятельности, если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности младшего школьника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к актуализации, а не от ситуации к мысли. [2, с 10] Воображение младших школьников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой учебной деятельности.

Творческое начало проявляется и в замысле – в нахождении способов осуществления выполнения заданного материала, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, передают свое отношение к учебной деятельности, свои мысли и чувства.

В младшем школьном возрасте закладываются основы творческой учебной деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к самостоятельности в обучении, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств [1, с .24].

Анализ работ Л.С. Выготского позволил сделать вывод о том, что необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой учебной деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях его будет учебная деятельность. Современные исследования показывают, что обучение младших школьников в игровой форме, особенно если оно осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий [3,с.32].

При использовании метода игрового обучения раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдение за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку [3,с.13].

Необходимо, чтобы игры были содержательными и воспитывающими, надо познакомить детей с определенным кругом явлений из жизни взрослых, постепенно раскрывая мотивы и нравственный смысл человеческой деятельности. Существенными факторами, влияющими на направленность обучения и воспитания младших являются художественная литература и произведения изобразительного искусства (картины, рисунки, иллюстрации).

Эстетические переживания детей неизменно связаны с внешним действием героя произведения. Ребенок не представляет себе образ, предложенный автором, если сам мысленно не принимает участия в жизни героя, не ставит себя на его место, это объясняется тем, что всякую мысль, чувство ребенок постигает через внешнее действие. Он как бы превращает в реальность киноленту образов и ассоциаций, возникших в его воображении под влиянием книги, картинки. В связи с этим выделяется такая особенность восприятия художественных произведений, как стремление реализовать свою внутреннюю активность в рисовании, в драматизации, а также в самостоятельных поисках и решениях. [4,с.25].

Художественно-графические произведения по-разному влияют на учебную деятельность детей. Одни вызывают желание сразу же развернуть беседу по их сюжетам, другие подсказывают новые образы, эпизоды, которые как вплетаются в прежний опыт учащихся, третьи помогают детям правильно передать внешний вид изучаемых образов.

В восприятии картин ярко проявляется индивидуальность детей. Одни обращают внимание на детали костюма и стремятся только к их воспроизведению, другие передают отношения между героями, третьи – их чувства, четвертые – активные физические действия. Ребенок создает образ в зависимости от индивидуальных особенностей, и здесь ярко сказываются особенности его личности и художественного воображения [5,с.25].

Книги и художественно-графические произведения, по мнению Л.П.Бочкаревой, обогащают творчество детей, способствуют развитию в них креативности. У учащихся появляется устойчивый интерес к определенным учебным дисциплинам. Для успешной деятельности ребенок активизирует свою мысль, припоминая художественное произведение, его образы. Качественно новая информация, поступающая посредством знакомства с произведениями искусства, ее закрепление в учебной деятельности в форме игры расширяет кругозор детей, обогащает знаниями о реальной деятельности. С помощью книг и картин учитель добивается сознательного отношения детей к изучению необходимого материала, устойчивого, глубокого интереса к нему. [6, с.24].

Сознательное отношение к учебной деятельности влияет на развитие творческого воображения ребенка. Оно становится более целенаправленным, богатым. В процессе обучения и воспитания дети способны осуществлять многообразные творческие поиски, мобилизовать свои знания, впечатления, полученные из различных источников, в том числе и из книг и картин. От изображения отдельных действий, внешнего вида героя они переходят к передаче его чувств, характера и глубины отношений, общественного смысла деятельности.

Произведения искусства оказывают влияние и на эстетическое воспитание детей. Знакомство с книгами и картинами сопровождается эмоциональными реакциями, устойчивым вниманием детей, у них возникает потребность в новых знаниях о людях, стремление познать их через художественные произведения. Это в свою очередь находит отражение в учебной и внеурочной деятельности и проявляется в способности детей творчески подходить к решению задач и выполнению различных упражнений[7,с23].

Задача учителя – сделать обучение увлекательным, насыщенным действиями. Дети при игровом обучении подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства, что способствует развитию их воображения, самостоятельности, непосредственности [8,с.35].

Очень важно в обучении не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Нужно, чтобы дети сами формулировали задания, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им жёсткую дисциплину [10,с.15].

Обучая и воспитывая, учитель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость обучения. Из приемов обучения и воспитания следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него способы и решения . Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается творчество в обучении и воспитании[9,с 12].

Особенно важно индивидуальное наблюдение за каждым ребенком. Ведь в творческом обучении, больше чем во всякой другой деятельности, он обнаруживает свои склонности, переживания. Лучше предлагать тему творческого задания не классу в целом, а отдельным детям или небольшими группами детей: это позволяет считаться с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребенка.

Таким образом, в современной отечественной психолого-педагогической литературе (Д.Б. Эльконин, А.П. Бочкарева, Д.В. Менджерицкая и др.) говорится о том, что развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста при обучении возможно, если создаются следующие условия: эмоционально-благополучная атмосфера, развитие инициативы детей в обучении, предоставление школьникам свободы и самостоятельности, а также проведение специальной работы по развитию творческих способностей в процессе обучения [1, с 44].

В педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие креативности у младших школьников. Интересным для нас представляется анализ комплексного метода руководства обучением в игровой форме, разработанного и апробированного в исследованиях группы авторов (С.Л.Новоселова, Е.В.Зварыгина, Н.Ф.Комарова и др.). Центральной идеей этого метода является необходимость системного подхода к обучению с учетом возраста ребенка и особенностей его учебной деятельности. Содержание комплексного метода составляют следующие компоненты:

  1. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

  2. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им жизненного опыта.

  3. Своевременное изменение предметно-обучающей среды с учетом обогащающегося жизненного и учебного опыта детей.

  4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в обучении новых знаний, способов решения задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Эти компоненты в основном соответствуют традиционному делению на прямые и косвенные методы руководства обучением. Авторы отдают предпочтение косвенным методам, утверждая, что учеба с самого начала организуется как самостоятельная деятельность детей. Особое значение они придают методу постановки учебной задачи (связан с развитием способности актуализировать опыт, имеющийся у ребенка, полученный как в учебной, так и внеурочной деятельности), когда дети упражняются в придумывании новых задач и их решений.

А.Страунинг выделяет метод создания ситуаций «мозгового штурма», который предполагает совместное обсуждение с детьми возникшей в процессе обучения проблемы путем постановки вопросов, позволяющих контролировать творческие решения встающих перед детьми проблем. Интерес к данному методу возник в связи с необходимостью активизировать творческиий потенциал ребенка.

Г.Я. Буш предлагает метод гирлянд и ассоциаций. Гирлянды аналогий формируются в виде списка слов. Это могут быть все части речи, а также сочетания слов. Цепочка слов может закончиться произвольно или тем словом, от которого «тянули» гирлянду. Этот метод применяется для стимулирования творческих проявлений детей и имеет «раскачивающее» значение.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, проведенный в данной работе, позволяет нам заключить, что развитие креативности при обучении возможно, если инициатива в обучении принадлежит ребенку. Многие авторы в своих педагогических исследованиях подчеркивают, что взрослый должен руководить обучением младших школьников только косвенными методами, не разрушая инициативу и свободу выбора ребенка [9,с 30].


Литература:

1. Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. - №5. - С.49-58.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с., ил.

5. Крупская Н.К. Пед. соч. – М., 1959. - т. 6. - С.54-55.

6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. - М., 1965.

7. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1971.

8. Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд.-М.,1965. - С. 234-235.

9. Одаренные дети: пер. с англ./общ. ред. Бурменской и Слуцкого. - М., 1991.

10. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности.// Прикладная психология. – 1998. - №3. - С.33-48.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle