Библиографическое описание:

Нарышкина Е. Ю. Ситуация семейного воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 246-248.

Определение возможных направлений совершенствования воспитания ребенка с интеллектуальным недоразвитием в семье, его коррекции связано с анализом многообразных факторов, определяющих как состояние семейной микросреды, так и сознательного руководства развитием ребенка со стороны взрослых. Анализ воспитательного потенциала семьей детей с недоразвитием интеллекта свидетельствует о том, что последний имеет немало уязвимых сторон.

Семейные взаимоотношения являются одним из основных факторов формирования психического здоровья детей. Если у ребенка существуют нарушения психической деятельности органического характера разной степени сложности, роль семьи становится одной из важнейших. Семья помогает ребенку адаптироваться в обществе с учетом его заболевания.

Для человека с ограниченными возможностями семья имеет особое значение, выступает в качестве первичного микросоциума и в гораздо большей степени, чем для здорового человека, в качестве условия выживания.

Благоприятный психологический климат, доброжелательная атмосфера, которая определяется, прежде всего, продуктивным взаимодействием между супругами, родителей с детьми, позволяет ребенку чувствовать себя значимым, не ощущать свою неадекватность и одновременно стимулирует его развитие, позволяя полнее раскрыть потенциальные возможности ребенка с интеллектуальным недоразвитием.

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, ее благополучия и счастья. Именно от характера и состояния супружеских отношений зависит психологический и нравственно-эмоциональный климат семьи и ее воспитательные возможности.

Семья, к которой принадлежит человек с ограниченными возможностями, как правило, относится к так называемым проблемным семьям. Для таких семей характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к нарушениям внутрисемейных отношений, к семейному кризису, к распаду семьи.

Рождение в семье ребенка с нарушениями в развитии – проблема, затрагивающая все стороны жизни, вызывающая сильные эмоциональные переживания родителей и близких родственников. Затруднения в достижении психологически значимой цели в таких семьях приводят к ухудшению у родителей общего самочувствия, появлению различных нервно-психических расстройств (реактивные состояния, депрессии, суицидальные высказывания, истерические реакции и т.д.), что в свою очередь приводит, как правило, к нарушениям внутрисемейных отношений. Особенно трудно бывает родителям, когда кроме отклонений в психическом либо физическом развитии ребенка наблюдаются внешние дефекты.

Рождение больного ребенка всегда является трагедией для всей семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали появление на свет малыша. Рождение больного ребенка всегда является семейной катастрофой, трагизм которой можно сравнить лишь со скоропостижной, неожиданной смертью самого близкого человека. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.

Проблемы, с которыми сталкивается семья в случае рождения ребенка с нарушением психического развития, связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

Считается общепризнанным, что переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребенка. Усилия специалистов направлены не только на диагностику и лечение больного ребенка, но и на психическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. Тем не менее, опыт подобных ситуаций показывает, что первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем, они как бы дремлют, являясь постоянно частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой и новой силой и дезадаптируют семью. Поэтому семьи, имеющие детей с умственной отсталостью, нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержке.

    Сложности в контакте с ребенком, проблемы ухода за ним и воспитания, невозможность самореализации в нем - все это нарушает воспитательную функцию семьи. Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве. Особые нужды такого ребенка требуют дополнительных материальных затрат. Ситуация «особого» материнства удлиняет период, в течение которого женщина остается вне трудовой деятельности. Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть удовлетворения материальных потребностей членов семьи ложится на плечи отца.

Нарушаются и отношения внутри семьи: между родителями и детьми и особенно между супругами. Возникает страх рождения другого больного ребенка. Часто мать возлагает на себя ответственность за нарушения в развитии ребенка или переносит вину на других членов семьи, стараясь ослабить чувство вины перед ребенком, чрезмерно опекает его, ограничивая его контакты со здоровыми детьми. Как правило, в этом случае отец, также тяжело переживающий болезнь ребенка, чувствует себя “заброшенным”, и часто это приводит к распаду семьи.

В.В. Ткачева в исследованиях мотивационно - потребностной сферы и ценностных ориентаций родителей приводит такие данные: в семье с ребенком, имеющим нарушения развития, возникают также изменения ценностных ориентаций супругов в их межличностных взаимоотношениях. Обесценивается значимость каждого из них друг для друга. Так, в сознании отца ребенка с нарушениями в развитии в силу ранее возникших репродуктивных установок резко снижается оценка его жены как женщины, которая родила такого ребенка.

Интеллектуальный дефект умственно отсталых детей, рассматриваемый как ведущий, оказывает дестабилизирующее, угнетающее воздействие на психику их родителей (Р. Ф. Майрамян, 1976; В. В. Ткачева, 1999). Именно ведущий дефект является для родителей умственно отсталых детей психотравмирующим фактором, так как данная аномалия, несмотря на имеющийся потенциал к развитию позитивной динамики, в целом исключает возможность полного выздоровления ребенка, его полной адаптации и самостоятельной полноценной жизни в социуме.

В связи с состоянием ребенка искажается поведение взрослых, в семье возникают проблемы, с которыми родители не могут справиться самостоятельно: нарушается взаимодействие с социальным окружением, круг общения составляют близкие родственники, знакомые, врачи, дефектологи и учителя. При этом семья замыкается, выдавая неадекватные реакции на рекомендации специалистов, вступая в конфронтацию с образовательными учреждениями. Складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания. Наблюдается отрицание диагнозов, игнорирование назначений, консультации у широкого круга специалистов в надежде, что диагноз не подтвердится или найдутся лекарства и методы, способные помочь ребенку. Возникают вопросы о целесообразности развития, воспитания, обучения ребенка в домашних условиях или помещения его в специализированные учреждения для детей с нарушениями.

    Все семьи, воспитывающие детей с нарушением психического развития, характеризуются определенными признаками:

    - родители испытывают нервно - психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);

    - личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;

    - семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;

    - социальный статус семьи снижается - возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения и наблюдение его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;

    - «особый психологический климат» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка. Практика показывает, что проблемы в семье возникают не только при тяжелых умственных и физических отклонениях в развитии ребенка, но и в более легких случаях. Семья, воспитывающая ребенка с интеллектуальной недостаточностью, сталкивается с рядом трудностей, реакция на которые может дезорганизовать всю ее структуру.

Е.А.Славина, О.Б. Чарова выявили высокий уровень ожидания неуспеха в группе матерей проблемных детей, что является, по мнению авторов, отрицательным, отягощающим фактором в развитии ребенка.

Между тем, связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно поэтому последние можно рассматривать как один из важнейших факторов социально-бытовой и эмоционально-поведенческой адаптации умственно отсталых детей, подростков и взрослых.

Уровень психологического напряжения в семье имеет тенденцию к нарастанию, что приводит к эмоциональным нарушениям, возникновению чувства беспокойства у детей и взрослых. Негативные эмоции, которые испытывают родители, нарушают эмоциональную стабильность и психологическую атмосферу в семье. В результате длительно существующего конфликта у членов семьи снижается социально-психологическая адаптация, отсутствует способность к совместным действиям, возникают разногласия, в том числе и в вопросах воспитания детей.

    Таким образом, семьи, имеющие детей с интеллектуальным недоразвитием, рассматриваются, как проблемные, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которая нарушает ее жизнедеятельность и не может быть преодолена самостоятельно. Неправильное разрешение этих трудностей может приводить к дезорганизации семейных отношений, к развитию семьи по типу проблемной. В семьях, где родители не понимают возможностей и ограничений своего ребенка, не дают ему права на реализацию имеющихся способностей, возникает состояние неудовлетворения и напряжения у всех членов семьи. Переосмысление жизненной ситуации, нахождение новых ценностей и смыслов оказывает позитивное влияние на функционирование семьи и личностное развитие ее членов.

Литература:

1.Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и сред. Спец. учеб. Заведений. М.: ТЦ «Сфера». 2000г.

2.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашние воспитание: Учебник для студ.сред.пед.учебзаведений.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М: Гуманит. Изд.Центр Владос, 2003.

4.Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. - М. Изд-во «Книголюб». 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle