Библиографическое описание:

Берлёв С. В. Использование электронного учебно-методического контента в процессе самостоятельной подготовки будущего специалиста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 249-250.

В связи с постоянно увеличивающимся объемом учебной информации, возрастает роль самостоятельной работы студентов при подготовке к занятиям. Возрастающая плотность информационного потока, а информационная среда, в которую помещен учащийся, вынуждает студента все больше времени уделять самостоятельной подготовке. При этом повышается значимость самостоятельной работы, эффективность которой можно повысить благодаря совершенствующимся средствам обучения. В тоже время, самое главное и сложное заключается в том, насколько умело и квалифицированно преподаватель сможет обеспечить изучение дисциплины не только во время познавательной деятельности студентов в аудитории, но и в рамках их самостоятельной работы.

Внеаудиторная работа студентов отличается от других учебных занятий тем, что обучаемый сам ставит себе цель, для достижения которой выбирает себе задание и вид деятельности, которая расширяет кругозор и стимулирует саморазвитие личности студента, что необходимо для современного востребованного специалиста. [2]

Уникальность самостоятельной работы состоит, прежде всего, в том, что она завершает задачи всех других видов учебной работы и становится основой для развития дальнейшей познавательной активности, стремления получать знания не только во время аудиторных занятий, но и во внеаудиторной деятельности. Кроме того, самостоятельная работа является инструментом формирования познавательной, умственной самостоятельности и творческих способностей студентов. [4]

Для активизации познавательной деятельности и реализации данных способностей учащихся во время самостоятельной подготовки, необходимо так организовать и структурировать учебные средства, чтобы позволить обучаемым, по своему усмотрению, выбирать способы изучения материала; получить помощь в выполнении упражнений и домашних заданий; проверить свои возможности и своевременно осуществить корректировку своей подготовки; включиться в изучение в соответствии со своими интересами и возможностями.

Для этого средствами мультимедийной среды Macromedia Flash, и в частности языка Action Script, можно создать электронный образовательный ресурс, состоящий из управляющего модуля, учебно-справочного комплекса, тестирующего блока и итогового контроля.

Основной задачей управляющего модуля такого электронного учебника является интеграция всех модулей курса в единое целое. Навигация по курсу должна осуществляется аналогично навигации в гипертекстовых страницах. Учебно-справочный комплекс должен быть построен с использованием гипертекстовой технологии и охватывать все темы курса. Здесь же должны быть рассмотрены практически ориентированные примеры и задания.

С технологической точки зрения образовательный ресурс предназначенный для дополнительной подготовки к занятиям должен включать:

- содержание со списком всех параграфов курса;

- ссылки на теоретические разделы;

- иллюстрации;

- термины, на которые можно перейти из предметного указателя;

- выделенные важные формулы и законы, с целью облегчения поиска в тексте и последующее запоминание основополагающих понятий;

- интуитивно понятную навигацию по курсу;

- возможность возврата к открытому ранее параграфу и масштабирования окна;

- копирование текста с иллюстрациями в распространенные форматы файловых документов;

- распечатку необходимой информации.

При этом должна осуществляться максимально интерактивность между обучаемым и учебным материалом, возможность управления процессом получения новых знаний, а также присутствие эффективной обратной связи, позволяющей ученику получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки. [3]

Вышеперечисленные характеристики присущи эффективной организации электронной образовательной системы.

Наличие тестирующего блока при самостоятельном освоении учебных вопросов или подготовке к занятиям, является одним из важнейших компонентов электронного образовательного ресурса, который предназначен для приобретения умений решения задач, оценки усвоения учащимся разделов курса, с целью выяснения степени готовности к занятиям.

С точки зрения содержания, тестирующий блок должен состоять из вопросов для самопроверки знаний по курсу, контрольных вопросов и задач для самостоятельного решения, допускающих выбор одного или нескольких вариантов ответа, текстовый или численный ввод.

При ответах на контрольные вопросы и при решении задач должно обеспечиваться предоставление учащемуся информации о правильности его ответа на контрольный вопрос; возможность показа по запросу студента подсказки; определение на основе результатов прохождения заданий темы, которые нужно повторить. Также, должен составляться отчёт, содержащий информацию о правильных и неправильных ответах, осуществляется переход на нужные теоретические разделы. При этом электронные тесты в зависимости от решаемых задач могут подразделяться на: контролирующие, с объяснением сделанных ошибок и обучающие. [1]

Известно, что в настоящее время студенты активно используют персональные компьютеры в своей деятельности, поэтому, учитывая данное обстоятельство, для повышения качества их самостоятельной подготовки необходимо разрабатывать и использовать электронные учебные средства, направленные на дополнительное изучение дисциплины, в свободное время.

Возможность быстрого доступа к мультимедиа и видео материалам предоставляет обучаемому еще раз взглянуть на учебный материал, зафиксировать заинтересовавшие его моменты, наиболее трудные для понимания вопросы, а также самостоятельно работать с предлагаемой учебной информацией в соответствии с его индивидуальными способностями.

Эффективность индивидуального освоения учебного материала средствами электронных систем во многом зависит от умения студента самостоятельно перерабатывать и обобщать представленную ему информацию, а также от методически грамотного построения содержания и организации электронного ресурса. Поэтому преподавателю очень важно не только научить учащегося самостоятельно работать с учебным пособием, но и подготовить такой обучающий программный продукт, который был бы оптимален с точки зрения методики преподавания дисциплины, так и с точки зрения визуального восприятия материала и удобства поиска информации в нем.

Применение электронных учебно-методических средств в системе высшего профессионального образования оказывает активное влияние на развитие самостоятельной учебной деятельности учащихся, а использование описанного выше электронного ресурса должно способствовать повышению эффективности учебного процесса и развитию способностей дальнейшего практического применения полученных знаний и навыков в своей профессиональной деятельности.

В связи с чем, планирование, организация и реализация самостоятельной работы студента является одной из важных задач обучения.


Литература:

1. Бойко Г. Классификация и особенности создания электронных тестов / Г. Бойко, Н. Зотов, М. Полуэктов // Высшее образование в России − 2008 − №12 − С. 127 - 129.

2. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения/С.А, Мухина, А.А, Соловьева. – М.: Гэотар-Медиа, 2009

3. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы /В сб. науч. ст. "Интернет-порталы: содержание и технологии". Выпуск 4 Редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: Просвещение, 2007

4. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах./ А.В. Осин - М.: Агентство "Социальный проект", 2007

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle