Библиографическое описание:

Мамедова А. В. Интенсивные технологии обучения иностранным языкам как средство стимулирования коммуникативной компетентности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 212-216.

Современное образование выдвигает новые требования к профессиональной подготовке специалиста, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, готового обслуживать не только инновационные процессы, но и процессы коммуникации в широком смысле этого слова. Юрист, политолог, менеджер, экономист, учитель и многие другие специалисты должны обладать коммуникативной культурой, способностью к сотрудничеству, умением вести диалог, проявлять гибкость в общении, т.е. быть коммуникативно компетентными.

Под коммуникативной компетентностью будущего специалиста мы понимаем ценностное качество личности специалиста, образующими компонентами которого выступают три группы свойств: 1)свойства, необходимые для проведения перцептивной деятельности – это свойства, способствующие восприятию и пониманию партнера по деловому общению и свойства, способствующие самовыражению; 2) свойства, способствующие проведению собственно коммуникативной деятельности, включающей следующие действия: восстановить предыдущую коммуникативную деятельность, передать информацию, организовать творческую совместную деятельность, управлять процессом общения, анализировать поступки партнеров по общению, проектировать будущую коммуникативную деятельность; 3) свойства, необходимые для проведения коммуникативно-операциональной деятельности – это свойства, способствующие управлению собой в процессе общения и управлению другими.

В качестве средств, стимулирующих развитие и формирование данной компетентности нами выбраны интенсивные технологии обучения иностранным языкам.

При обновлении системы образования, когда объективно требуется переводить процесс обучения на новый уровень, а также технологизация общества обусловили появление педагогических технологий.

Г.К. Селевко полагает, что исходя из структуры учебного процесса, компонентами технологии следует выделять: концептуальную основу; содержательную часть обучения; процессуальную часть. Процессуальная часть и представляет сам технологический процесс, который состоит из организации учебного процесса; методов и форм учебной деятельности учащихся; методов и форм работы преподавателя; деятельности преподавателя по управлению процессом усвоения материала; диагностики учебного процесса. Автор выделяет следующие критерии технологичности: концептуальность (опора на определенную научную концепцию - философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей); системность (признаки системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостностью); управляемость (возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов); эффективность (условия конкуренции – должны быть эффективны по результатам и оптимальным по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения; воспроизводимость (возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами)[8].

На основе данных критерий Г.К. Селевко классифицирует современные педагогические технологии: по уровню применения (общепедагогические, частнопредметные, узкометодические); по философской основе (материалистические/идеалистические, диалектические/метафизические, гуманистические/антигуманистические и т.п.); по ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические); по концепции усвоения (ассоциативно-рефлекторные, развивающие, гештальтехнологии, суггестивные, нейролингвистические и т.п.); по ориентации на личностные структуры (информационные, операционные, саморазвития, формирования, эвристические); по характеру содержания и структуры (обучающие/воспитательные, общеобразовательные/ профессиональные и т.п.); по организационным формам (классно-урочные/альтернативные, индивидуальные/групповые и т.п.); по типу управления познавательной деятельностью (классическое, с помощью ТСО, компьютерное и т.п.); по подходу к учащемуся (авторитарные, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества и др.); по преобладающему методу (догматические, объяснительно-иллюстративные, развивающее обучение, проблемно-поисковое, творческое, игровое, диалогическое и т.п.); по направлению модернизации существующей традиционной системы (на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, на основе эффективности организации и управления и т.п.); по категории обучающихся (массовая технология, работа с трудными/одаренными и т.п.) [8, с.26-27].Данная классификация является довольно развернутой и подробной, в этом ее преимущество и вместе с тем недостаток, большинство технологий существующие на сегодняшний день нашли свое отражение в этой классификации, но вместе с тем дробление на некоторые подвиды не всегда оправдано, например, по направлению модернизации существующей традиционной системы автор выделяет семь технологий, несмотря на то, что все современные технологии на сегодняшний день можно отнести к этому типу.

Анализ теории и практики использования педагогических технологий показал, что, несмотря на отсутствие в педагогике определения понятия интенсивных технологий к данной категории педагогических технологий можно отнести – технологии проблемного обучения, технологии игровой деятельности, технологии коммуникативного обучения, технологии сотрудничества и сотворчества.

Под интенсивными технологиями обучения мы понимаем систему вариативных педагогических технологий, способствующих эффективному усвоению большого объема знаний за отведенное время и обеспечивающих достижение заранее спроектированных результатов на основе воздействия и взаимодействия субъектов деятельности.

Интенсифицировать труд – значит, работать напряженнее, производительнее, действеннее, успевать больше сделать за имеющееся рабочее время, т.е. не объемом, не за счет дополнительного времени, а умением, возросшей квалификацией решать стоящие задачи. Интенсификация однозначно требует повышения качества педагогического труда, профессиональной компетентности преподавателя, а также предполагает уплотнение времени, обеспечение усвоения большого объема знаний за отведенные часы. Однако, Ю. Бабанский, М. Поташник предостерегают от возможных в этих условиях перегрузок, «…нужна оптимальная мера, ограничения в виде критериев оптимальности, которые обязывают учителя выбирать темп и объем, которые были бы наивысшими, возможными для конкретных условий, но обязательно в границах реальных потенций учащихся, без перегрузки, ущерба для здоровья и для изучения других дисциплин.Методику этого выбора и дает учителю теория оптимизации процесса обучения. Таким образом, интенсификация учебно-воспитательного процесса неизбежно предполагает его оптимизацию»[3,c.104-105]. Оптимизация предполагает нахождение наибольшего или наименьшего значения какой-либо функции или выбор наилучшего варианта из множества возможных[9, с.357], например, из возможных для конкретных условий методики работы, т.е. такой системы мер, которая позволяет получать максимальные для данных учащихся, преподавателя, группы, вуза результаты за нормативное или минимально необходимое время. Очевидно, что достичь максимума возможного для каждого можно, только работая напряженно, используя все имеющиеся резервы, т.е. путем интенсификации.

Понятие «интенсификация» воспринимают упрощенно – как просто более быстрое, более обильное делание чего-либо. В педагогической деятельности она означает отказ от неэффективных методик, устаревшего опыта, аппарата управления и т.п. и замену на новый, более эффективный арсенал средств. Пытаться добиться большей результативности путем увеличения темпа работы на морально устаревшей педагогической технологии, т.е. той, которая не соответствует новому сложному содержанию, бессмысленно и вредно.

Эффективность технологий, рационализация методов обучения, эффективные приемы обучения являются неотъемлемыми атрибутами всех современных педагогических технологий. Эффективность (от лат. effectivus – дающий определенный результат, действенный) обозначает «отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату… при измерении эффективности учебной группы выбор критериев концентрируется вокруг показателей успешности и результативности» [7, с. 471-472.].

Рационализация учебной деятельности (от «рациональный» - разумно обоснованный, целесообразный [4,с. 597]) подразумевает целесообразность деятельности преподавателя, а значит и учащихся, путем совершенствования технологий обучения в целях повышения производительности, т.е. эффективности (результативности).

Считаем целесообразным в качестве главных критерий интенсивных технологий обучения рассмотреть критерии эффективности, рационализации и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Основными «тремя китами, на которых держится земля обучения» педагоги выделяют – активность, самостоятельность и творчество. Исходя из нашего опыта работы с использованием интенсивных технологий, мы считаем целесообразным рассмотреть данные положения в качестве трех системообразующих принципов интенсивных технологий стимулирующих коммуникативную компетентность: технология активности, технология творчества, технология самостоятельности.

Для того чтобы студент был самостоятелен, активно проявлял свое творчество, необходимо учитывать возможные варианты технологий самостоятельной деятельности. По уровню самостоятельности различают четыре типа технологий самостоятельной познавательной деятельности: 1) постановка цели и планирование задания проходит с помощью преподавателя; 2) цель помогает ставить преподаватель, планируют работу сами учащиеся; 3) учащиеся и ставят цель и планируют работу (в рамках задания преподавателя); 4) работа осуществляется учащемся по собственной инициативе: определяет цель, содержание, план и сам выполняет [5, с. 46].Самостоятельно значит уметь не сколько решить задачу, сколько уметь поставить ее. Поэтому самостоятельность невозможна без творчества. «Быть самостоятельным – значит уметь и иметь возможность ставить себе задачу, самому строить план ее решения, а затем осуществлять его. Самостоятельность всегда содержит элементы творчества или требует его проявления» [2, с. 173].

«Учащийся, субъект образования, занимает в педагогическом процессе активно-творческую позицию. Отказ от заранее заданной парадигмы обучения и воспитания, от манипулятивной педагогики, свобода самовыражения и самореализации личности в образовательной среде, смещение навыков на поиск индивидуальной стратегии самоопределения, актуализация принципов активности, диалогичности, самостоятельности и творчества позволяют перейти к открытым саморегулирующимся системам в процессе профессионального обучения» [6,с. 38].

Исходя из компонентов педагогической технологии, можно вычленить составляющие интенсивных технологий - содержательный компонент, компонент проектирования, компонент моделирования, организационный компонент, диагностический и психолого-педагогический.

Содержательный компонент интенсивных технологий подразумевает обогащение стандарта образования за счет дифференциации обучаемых по уровню подготовленности, по интересам, по возрастным личностным и психологическим особенностям студентов.

Компонент проектирования или целеполагания предусматривает проектирование целей и определение конечных результатов, в чем участвует сам студент, исходя из своих мотиваций и запросов.

Для модели обучения интенсивными технологиями характерна вариативность методик, исходя из принципа активизации деятельности студентов, основывающихся на проблемных вопросах, эвристической беседы, мозгового штурма, тренингам, игровым технологиям.

Организационный компонент позволяет использовать дополнительную литературу, новейшие источники информации, аудиовизуальные средства, компьютеры, интернет технологии в качестве средств и методов интенсификации учебного процесса. А также творчески организуется пространство обучения в кругу, обсуждения за круглым столом, в микро и макро группах для создания комфортных условий обучения, что является одним из важных условий обучения интенсивными технологиями.

Комфортные условия или комфортный микроклимат в образовательном процессе означает, что преподаватель создает для студентов ситуации успеха, умеет поддерживать с ним контакт, проявляет терпимость, выражает эмоциональную поддержку и понимание, снимает и предотвращает отрицательные стрессовые момент [1,c.9]. Данные положения рассматриваются нами в качестве базисных в обучении интенсивными технологиями.

Диагностический компонент или мониторинг качества образования используется как метод оценивания результатов учебной деятельности с учетом его реальных учебных возможностей и исходного уровня знаний. В качестве перспективной системы оценки в интенсивных технологиях используется рейтинг знаний, рейтинг студента, рейтинг преподавателя. Данные диагностики используются для корректировки учебной деятельности.

Важным компонентом обучения интенсивными технологиями является психологический компонент. Взаимная адаптация в системе отношений «преподаватель – студент» так называемое «адаптивное взаимодействие» в интенсивном обучении означает, по меньшей мере взаимную симпатию, по большей мере дружбу между студентами, студентами и преподавателем, создание атмосферы взаимодоверия, взаимовыручки, эмоционально-положительного настроения в обучении интенсивными технологиями способствует обучению в общении (таблица 1).

В нашем исследовании в качестве определяющей разработана концепция формирования коммуникативной компетентности средствами интенсивных технологий гуманистического направления. Гуманистический подход, который выступает как основной метод формирования и развития личности, предписывает поворот всех компонентов образования к человеку, как единственной ценности и субъекту, способному к саморазвитию. Интенсивные технологии, рассматриваемые нами как средства стимулирующие развитие и формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов всвете концепции гуманизации образования определяются следующими компонентами:-отношение к студенту как к субъекту жизнедеятельности, способному к самосовершенствованию коммуникативной компетентности как ценностного качества личности;-отношение к преподавателю как к посреднику между студентом, коммуникативной деятельностью и коммуникативной культурой;-отношение к учебному заведению как ценностному образовательному пространству, где в процессе общения и коммуникативной деятельности осуществляется психолого-педагогическое стимулирование коммуникативной компетентности как ценностного, гуманистического качества будущего специалиста. В рамках концепции формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов средствами интенсивных технологий, решение гуманизации образования проводится по трем направлениям: теоретическом, методическом, технологическом. Теоретический аспект подразумевает знания о коммуникативной компетентности как ценностном качестве личности будущего специалиста; методический – предусматривает совокупность активных форм и методов, направленных на создание благоприятной атмосферы для субъектов коммуникативной деятельности; технологический – рассматривается как алгоритм действий преподавателя, направленный на достижение цели, результативности процесса стимулирования формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста при активном использовании интенсивных технологий.

Принципами интенсивных технологий, стимулирующих коммуникативную компетентность являются: активизация деятельности студента, творческая самореализация студента, познавательная самостоятельность студента, а механизмами действия выступают мотивация, базирующаяся на практической значимости используемых тематик,проблемный подход в обучении, активные формы и методы, комплексный подход к выбору интенсивных технологий.

Таблица 1

Интенсивные технологии коммуникативной компетентности

Основные компоненты

Интенсивные технологии формирования коммуникативной компетентности(проблемного обучения, игровой деятельности, сотрудничества и сотворчества, самосовершенствования личности и др.)

диагностический


использование метода оценивания результатов коммуникативной деятельности студента с учетом его реальных учебных возможностей и исходного уровня коммуникативности; выявление коммуникативных знаний, умений и навыков студента и преподавателя; использование данных диагностики для корректировки развития коммуникативной компетентности в учебно-воспитательном процессе вуза

проектировочный

проектирование целей и перспектив развития коммуникативной компетентности у студента, исходя из его интересов, мотиваций и возможностей

содержательный

обогащение стандарта образования за счет дифференциации обучаемых по уровню подготовленности к проведению коммуникативной деятельности, с учетом возрастных и психологических особенностей студентов

моделирования

выбор интенсивных технологий, исходя из принципов активизации обучения студентов, творческой самореализации, познавательной самостоятельности

организационный


использование новейших источников информации, дополнительной литературы, аудиовизуальных средств, компьютеров, интернет технологий в качестве средств и методов интенсификации учебного процесса в целях развития коммуникативной компетентности; творческая организация пространства обучения, обсуждения за круглым столом, в микро и макро группах для создания комфортных стимулирующих условий обучения

психолого-педагогический

взаимная адаптация в системе субъект-субъектных отношений «преподаватель – студент»; гуманистическое взаимодействие - взаимная симпатия, дружба между студентами, студентами и преподавателем; создание атмосферы взаимодоверия, взаимовыручки, эмоционально-положительного настроения.


Литература:

  1. Агапов, Ю.В. Технологическое обеспечение организации и проведения экспертизы педагогической деятельности в процессе аттестации работников образования [Текст] /Ю.В.Агапов,Т.В. Васильченкова – Рязань: Рязанский областной институт развития образования, 1997. – 43с.

  2. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] – Мн.: Университетское, 1990.- 560с.

  3. Бабанский, Ю. Об интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю. Бабанский, М. Поташник // Народное образование. – 1987.- №1. -С. 103-112.

  4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка[Текст] – М.: Русский язык, 1988. – 750с.

  5. Пидкасистый, П.И.Организация деятельности ученика на уроке[Текст] / П.И. Пидкасистый, Б.И. Коротяев – М.: Знание, 1985. –80с.

  6. Подымова, Л.С. Креативная парадигма образования в исследованиях научной школы В.А. Сластенина[Текст] / Л.С. Подымова, Н.Е. Мажар // Известия РАО. – 2000. - №3. –С.31-44.

  7. Психология: Словарь [Текст] / под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. –494с.

  8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256с.

  9. Словарь иностранных слов[Текст] – 18-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1989.- 624с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle