Библиографическое описание:

Мендубаева З. А. Структура учебно-методического комплекса [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 216-219.

Разработка учебно-методического комплекса состоит из нескольких этапов. 1. Работа с нормативной и учебно-методической документацией. На этом этапе рассматриваются федеральный и региональный компоненты. Федеральный компонент состоит из: -федерального государственного образовательного стандарта; -примерного учебного плана; -примерной учебной программы. Региональный компонент включает в себя следующую документацию: -рабочий учебный план; -рабочая учебная программа; -тематический план; -планы учебных занятий, например, в виде технологических карт.

2. Выбор средств обучения.

Классифицируются средства обучения на следующие основные виды: учебная и учебно-методическая литература (инструкционные карты, словари и т.д.), учебно-наглядные пособия (натурального, изобразительного и знакового типа), технические средства обучения и специальные оборудования для практической деятельности.

3. Выбор типа и вида занятия.

На этом этапе происходит использование традиционных и инновационных технологий проведения занятий в форме: лекции, семинара, коллоквиума, деловой игры, конференций и т.п. Основной формой обучения в учебном процессе было и остается аудиторная система. Появление компьютеров и компьютерных информационных технологий позволяет эту систему сделать более эффективной, интересной и практичной.

4. Выбор вида контроля.

Осуществляется контроль усвоения знаний, умений и навыков студентов с применением основных его видов (входного, текущего, рубежного и итогового) и форм (рейтинговый контроль, срезы знаний, тестирование, контрольные и самостоятельные работы, защиты рефератов и курсовых работ и т.д.).

5. Самоанализ и коррекция деятельности преподавателя.

Более детально логика проектирования УМК по учебной дисциплине профессионально-образовательной программы рассмотрена в работах Н.В. Чекалевой и представлена следующим образом [5].

1. Конкретизированное описание уровня подготовки:

-итоговой (обобщение знания и умения);

-по базовым предметам (обобщение знания и умения на предметном содержании);

-промежуточной диагностики уровней подготовки.

2. Написание пояснительной записки к учебному плану образовательной программы, раскрывающей:

-ведущие идеи и минимум требований к предъявлению содержания образовательных областей федерального компонента;

-ведущие идеи и минимум требований к предъявлению содержания, отражающие индивидуализированный компонент;

-взаимосвязь и взаимодополняемость обоих компонентов.

3. Обоснование подбора и логики согласования учебных программ изучаемых курсов.

4. Создание учебных пособий разных видов и разного целевого назначения, конкретизирующих вузовский компонент учебного плана.

5. Создание комплекса дополнительного образования и соответствующих пособий.

6. Создание научно-методического справочника для преподавателя, структурирующего и обобщающего научные достижения о возможностях различных видов деятельности для становления субъектной позиции студента.

7. Создание методических рекомендаций, обобщающих передовой педагогический опыт оказания психолого-педагогической помощи студенту в освоении образовательной программы.

8. Создание пакета «экзаменационных материалов» (как готовиться к экзамену, контрольной работе, зачету, защите; примеры экзаменационных заданий, критерии и способы оценки и т.д.).

Таким образом, УМК в период реформирования высшего профессионального образования строится с учетом федерального государственного образовательного стандарта, профессионально-образовательной программы, требований, предъявляемых к научно-методическому обеспечению нового содержания, психолого-педагогической подготовки студентов.

Переходя к характеристике и анализу различных подходов к вопросу о структуре УМК, начнем с позиции авторов учебного пособия «Современная учебная книга» С.Г.Антоновой и Л.Г.Тюриной. По мнению которых, при подготовке учебно-методических комплексов должно учитываться существование прямых и косвенных логических связей между учебными изданиями, которые имеют соответственно управляющий или соподчиненный характер [1]. Программно-методические издания имеют прямую связь с обучающими изданиями и, косвенную с учебно-методическими и вспомогательными изданиями. В свою очередь для учебно-методических и вспомогательных изданий характерно наличие прямой связи с обучающими изданиями. Издания, объединенные прямыми связями, должны соответствовать друг другу в тематике и структуре: например, при конструировании обучающего издания автору необходимо обеспечить соответствие тематики и структуры будущей книги тематике и структуре программы или ее части. Разделы учебника должны полностью совпадать с разделами программы по названиям, последовательности их изложения, дидактическим единицам. В свою очередь обучающее издание оказывает управляющее воздействие на создание учебно-методического и вспомогательного издания. Эти группы изданий дополняют группу обучающих изданий, углубляя и уточняя знания и навыки, представленные в них. Учебная программа и учебник имеют управляющее значение при подготовке учебно-методического комплекса. Учебник является базовым изданием по отношению к учебной дисциплине, а другие конкретизируют, дополняют, развивают те положения, которые в него включены, т.е. учебник – это ядро, вокруг которого формируется комплекс учебных изданий, считают авторы. С таким пониманием структуры УМК не вступает в противоречие распространенная общая структура, которую можно представить в виде трех блоков: -нормативно-методические материалы; -учебно-информационные материалы; -учебно-методические материалы. Содержание каждого блока является примерным, выявленным на основе анализа действующих нормативно-правовых документов в системе высшего профессионального образования. Дополнительный перечень материалов должно определять учебное заведение с учетом содержания реализуемых образовательных программ, особенностей и условий образовательной деятельности. Блок нормативно-методических материалов, определяя основные требования к содержанию и качеству подготовки специалиста, формам и методам обучения, управлению образовательным процессом, представлен федеральными, региональными и локальными документами (федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные программы по учебным дисциплинам, рабочие учебные программы, календарно-тематические планы, планы учебных занятий и т. д.). В блоке учебно-методических материалов кроме основного списка учебно-методических материалов могут содержаться специальные подборки, так называемых, кейсов, папок и т.д. Необходимо обеспечивать не только качественную разработку, но и постоянное совершенствование нормативной и учебно-методической документации. Важно, чтобы вся эта документация была не формальным набором документов, а действенным инструментом повышения результативности образовательного процесса. Блок учебно-информационных материалов, определяет различные источники информации, которыми могут пользоваться как преподаватели, так и студенты. Источники информации (Щепоткин А.Ф., Шеховцев А.П., Чекулаев М.А., Сосонко В.Е. и др.) можно подразделить на две группы: средства обучения и средства контроля [6]. 1) Средства обучения. Выделяются три группы средств обучения: учебно-методическая литература (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, задачники, каталоги, альбомы, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки), учебно-наглядные пособия (изобразительные плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы, натуральные приборы, механизмы, инструменты, модели, макеты, разрезы, муляжи) и технические средства обучения (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, кодоскоп, телевизор, компьютер, мультимедиа-система, Интернет). В последнее время в образовательный процесс активно внедряются компьютерные средств обучения. Особенно следует отметить мультимедиа-систему и Интернет. Они умножают информативность образовательного процесса, обогащают его содержание, создают условия для его интенсификации. 2) Средства контроля В педагогической практике традиционно сложились и применяются следующие виды контроля: входной, текущий, рубежный, итоговый. Средства контроля бывают на бумажном носителе (контрольные вопросы, работы, тесты, кроссворды, зачетные задачи и задания к курсовым работам, экзаменационные билеты и т.п.) и технические средства контроля, например компьютерные контролирующие программы. Разрабатывая методические материалы по контролю качества обучения студентов, следует обратить внимание на: -разнообразие форм, методов и приемов контроля; -вариативность контрольных заданий, как для аудиторных занятий, так и для выполнения самостоятельных работ (в том числе с учетом уровня подготовленности студентов), варианты для заочного обучения; - критерии оценки для всех видов работ. Практика обучения студентов показывает, что за последние годы образовательный процесс обогатился ценными дидактическими средствами, которые способствуют повышению познавательной активности студентов на занятиях. Преподаватели решают эту задачу разными путями. Одни строят занятия так, что все студенты вовлекаются в интересную творческую деятельность, другие добиваются развития познавательной активности системой дифференцированных заданий с учетом индивидуальных особенностей студентов, третьи уделяют внимание организации самостоятельной работы студентов. Новые федеральные государственные образовательные стандарты значительно увеличивают количество часов, отведенных на самостоятельную работу до 50% учебного времени, вместе с тем существует проблема обеспечения студентов необходимой учебной литературой. Поэтому требованием времени и перспективным путем решения данной проблемы является разработка учебно-методического комплекса для студентов, в состав которого должны входить: -курс лекций теоретического материала; -комплект методических рекомендаций по выполнению практических, лабораторных работ; -комплект методических рекомендаций по самостоятельному изучению основных тем учебной дисциплины; -сборник задач, упражнений, проблемных ситуаций, тренингов, семинарских занятий. Среди многообразия конкретных УМК отметим специфические моменты учебно-методических комплексов по дисциплине педагогика разных авторов. Ядром модели является учебник (Н.Ф. Талызина), который несет фундаментальные педагогические знания, а оболочку ее составляет комплекс пособий для студентов различных факультетов, в которых представлены педагогические знания, необходимые для студентов именно этого факультета в первую очередь [4]. Л.Е. Солянкина и А.М. Саранов в качестве основных элементов УМК для студентов выделяют: -курс лекций теоретического материала; -комплект методических рекомендаций для выполнения практических заданий; -перечень вопросов для проведения промежуточного, итогового и заключительного контроля знаний, а также самоконтроля и определения рейтинга студентов; -сборник задач и проблемных вопросов, упражнений для закрепления теоретического материала, с одной стороны, и развития мыслительных способностей, коммуникативных умений в выборе правильности решений, с другой; -методические рекомендации для работы над курсовыми и дипломными проектами [3].

Основная задача преподавателя – организация свободного образовательного взаимодействия с информационной образовательной средой, с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира, которые частично представлены в учебно-методическом комплексе. УМК – лишь часть среды считает Е.З.Власова и представленная ею модель, хотя и носит обобщенный характер, более близка нашему пониманию структуры УМК [2].

Структурными компонентами УМК являются инвариантное ядро и вариативные оболочки, число которых в общем случае N и зависит от многих факторов, в том числе от специфики изучаемого предмета, дидактических особенностей его преподавания и изучения.

Компонентами ядра являются учебная программа, учебник, практикум, контрольно-измерительные материалы. Первая оболочка содержит сборник задач (упражнений), коллекцию оценочных материалов, пособие к учебнику. Примерными структурными компонентами второй оболочки являются дидактические материалы, учебник для факультатива, энциклопедический словарь, коллекция методических материалов, хрестоматия. В состав третьей оболочки могут входить учебные пособия (региональный компонент), коллекция книг для чтения по различным предметным областям, коллекция фото-, видеоматериалов, цифровых копий художественных и научно-популярных фильмов, произведений искусства и других материалов, коллекция CD (интерактивные модели физических, химических, биологических явлений и процессов), задачники, журналы (периодическая печать).

В состав, так называемой, западной модели УМК входят: учебник, сборники практических заданий и деловой информации преподавателя, учебно-методические материалы для преподавателя, рабочие тетради студента, тематические учебные материалы для студента, компьютерные имитационные игры, сборники тестовых заданий.

Принимая за основу обобщенные модели, мы считаем, что в условиях реформирования системы высшего профессионального образования необходимыми элементами структуры УМК являются: федеральный государственный образовательный стандарт, учебная программа, опорные конспекты, предписания для самостоятельной работы студентов с источниками информации, учебные пособия, учебно-методические материалы для преподавателя, отобранная специальная информация, хрестоматии, компьютерные и имитационные игры, педагогические технологии.

Ядром – инвариантом УМК выступает федеральный государственный образовательный стандарт. Стандарт является ядром всякого УМК, пособия, учебника, независимо от программы, его основная функция – управление и координация содержанием образования.

Следующий компонент «ядра» – учебная программа. Учебная программа регулирует и координирует весь учебный процесс и как нормативный документ, выделяет и указывает обязательные и необязательные знания и умения, уровни овладения ими, формулирует требования, фиксирует умения, лежащие в основе опыта по воспроизведению и сохранению, добытого человечеством. Учебная программа фиксирует содержание и формы контроля знаний и умений, ориентируясь на принцип дифференцированного подхода к оценке знаний и умений, в зависимости от того, обязательные или дополнительные, итоговые или промежуточные знания им оцениваются.

Третий компонент ядра УМК – опорный конспект, который концептуально и дидактически является гибкой, вариативной «оболочкой» учебной программы, который формируется на основе специально подобранной информации, ориентированной на учебный предмет, его ведущий компонент и образовательную ступень.

Концептуальное отличие модели УМК состоит в том, что «ядром» модели является не «учебник-программа-стандарт», а «ОК-программа-стандарт». Тексты опорных конспектов, т.е. собственно научно-предметное содержание, строятся на специально отобранной из различных источников (зарубежные учебники, публицистика, справочная литература, книги для чтения и т.д.) информации. Генеральный фактор формирования содержания УМК состоит из двух комплексных (объективная информация, дидактическая обработка) и шести общих факторов (содержание, количество, качество, форма, структура, способ изложения).

В результате учебно-методический комплекс представляет собой индивидуализированный обучающий пакет студента, отражающий процесс освоения студентом той или иной дисциплины профессионально-образовательной программы.

Выделение жесткого инварианта и вариативной оболочки УМК позволяет:

-обеспечить единство педагогических требований к профессиональному образованию;

-учесть взаимосвязь общего и единичного в освоении педагогических дисциплин (за счет отражения полипарадигмальности современной педагогической науки, учета разнообразия индивидуальных стилей деятельности преподавателей и студентов, специфики предметной деятельности будущих педагогов).

Эффективность применения методических материалов в составе УМК можно охарактеризовать несколькими формальными признаками: научность, целенаправленность, системность, комплексность, вариативность, действенность, практическую направленность, диагностируемость. Алгоритм внедрения предложенной модели УМК в педагогическую практику может быть различным и зависит от ряда факторов: -уровня профессионально-педагогической компетентности руководящих и педагогических кадров, управляющих образовательным процессом; -уровня обученности и обучаемости студентов; -организационно-педагогических и дидактических условий образовательного процесса; -типа образовательного учреждения, образовательной программы, учебного плана.

Опыт показывает, что использование учебно-методического комплекса придает учебному процессу системность, логичность и завершенность, что повышает у студентов мотивацию к обучению и способствует приобретению более глубоких знаний.


Литература:

1. Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга. Создание учебной литературы нового поколения. М., 2001 с. 21

2. Власова Е.З. Технологии взаимодействия человека с высокотехнологичной информационной средой: Учебно-методический комплекс. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 232 с.

3. Солянкина, Л.Е., Саранов А.М. Технология конструирования учебно-методического комплекса студента: учебное пособие. Волгоград: Перемена, 1999. 80с.

4. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М.: Знание, 1983.-249 с.

5. Чекалева Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе.- Омск, 1998-166с.

6. Щепотин А.Ф., Чекулаев М.А., Сосонко В.Е. и др. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М.: Изд-во НМЦ СПО, 1999. - 50 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle