Библиографическое описание:

Буйлова Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 138-141.

В качестве определяющего направления деятельности системы образования страны в настоящее время выдвигается идея превращения российского образования в важнейший фактор обеспечения растущей конкурентоспособности России в условиях цивилизационных вызовов XXI века, что находит отражение в таких официальных документах, как Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (от 4 октября 2000 г. N 751), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (от 11 февраля 2002 г. № 393), Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (от 8 мая 2008 г. № 03-946), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2030 года. Названные документы стали базовыми для разработки и реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (от 5 сентября 2005 г.), Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр-271) и Федеральной программы развития образования на 2011-2015 гг. (от 7 февраля 2011 г. N 61).

Ведущая роль в этом процессе отводится общеобразовательным учреждениям, высшим учебным заведениям, учреждениям начального и среднего профессионального образования, однако, очевидно, что концептуальные положения, закладываемые в образовательной политике, отражаются и в работе системы дополнительного образования детей, которое по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, формирование здорового образа жизни, профилактику безнадзорности, сокращение социальных деприваций, девиаций и деформаций в детской среде. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства «как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи» [4] 1.

Государством взят курс на расширение состава образовательных возможностей населения страны. Сделано это совеем не только потому, что так кому-то хочется, а потому, что формирование рынка образовательных услуг (нравится или не нравится это кому-то) есть объективная реальность. Сфера образовательных услуг будет расширяться, обусловливая прогрессивное развитие конкуренции.

Сказанное актуализирует роль дополнительного образования детей на современном этапе, требует его разноуровневой проработки с учётом современных тенденций развития национальной образовательной системы Российской Федерации. Но, к сожалению, данный образовательный феномен на современном этапе рассматривается через призму школьного образования, что не способствует его развитию, не позволяет использовать уникальные возможности и накладывает отпечаток вторичности и несерьезности.

Основным смыслом идеи использования общим образованием потенциала дополнительного образования детей является изменение отношения взрослых (в данном случае профессионального педагогического и родительского сообществ) к креативным возможностям детей, признание их права на проявление инициативы и самостоятельности в добровольном выборе формы и содержания образования в соответствии со своими интересами.

Идея расширения спектра образовательных возможностей, предоставляемых государством детям в целях создания благоприятных условий для развития личности ребёнка получила законодательное закрепление в 1992 году. Внешкольные учреждения приобрели право на разработку и реализацию образовательных программ, предлагающих детям, преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет к достижению определённые образовательные цели, объективированные в конкретизированных образовательных результатах. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

В дополнительном образовании дети имеют право на:

  • свободный выбор предметных, межпредметных или метапредметных образовательных программ в объёме и темпе, адекватном творческой индивидуальности;

  • проявление образовательной активности в выборе образовательной области для освоения не предусмотренных основными образовательными программами аспектов знаний;

  • участие в социальной деятельности, социальном проектировании, исследовательской деятельности;

  • освоение культурных ценностей, участие в их создании;

  • организацию досуга в соответствии со своими интересами.

Реализация этого права детей обеспечивается с учётом законодательно установленных требований, а образовательная деятельность учреждений дополнительного образования детей должна находиться в состоянии постоянного обновления с учётом интересов детей, общества и государства.

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

  • создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;

  • многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

  • личностно деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

  • личностно ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;

  • признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе возможностей самоопределения;

  • применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности человека и реализуется в неограниченном образовательными стандартами пространстве, в силу чего оно рассматривается как поле расширения возможностей развития личности, является абсолютно добровольным, не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции.

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих способностей детей в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественно-научной и другой образовательной деятельности, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствие этого - накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Осмысление феноменологических характеристик дополнительного образования детей позволяет сделать вывод о его сущностной инновационности. По сути, дополнительное образование детей является образованием, осуществляемым по не исследованным и не осмысленным наукой законам. Однако при всей справедливости этого вывода чрезвычайно важно понимать, что осуществляемая государственными образовательными учреждениями дополнительного образования детей деятельность не может не подчиняться общим для образовательной системы требованиям, которые необходимо разрабатывать и принимать на государственном уровне.

Исходя конкретизации качественных характеристик дополнительного образования детей и опираясь на существующие государственные документы, можно высказать некоторые рекомендации по использованию в практической деятельности потенциала дополнительного образования детей, имея в виду как необходимость формирование готовности педагогического сообщества к профессиональной деятельности с их учетом.

Центральное место должна занять разработка и реализация инновационных образовательных программ дополнительного образования детей. Как явствует из принятых документов, именно общеобразовательные учреждения, активно внедряющие инновационные образовательные программы, соответствующим образом поддерживаются и стимулируются государством. Такой принцип может быть распространен и на учреждения дополнительного образования детей, если они смогут качественно ответить на подобный запрос государства и общества.

«Инновационность» заключается в новизне и содержания, и методов образовательной деятельности. Подобная новизна является, как правило, результатом творческого поиска педагога, воплощенного в конечном итоге в создании авторской образовательной программы. Следовательно, стимулирование такого поиска, в том числе через участие педагогов дополнительного образования в соответствующих конкурсах, оказание им методической помощи, экспертиза и сертификация таких программ, распространение лучшего опыта их создания должны стать ведущими направлениями целевой деятельности в сфере дополнительного образования детей на ближайшие годы.

Следует отметить, что в данном случае может быть полезно использование опыта создания инновационных образовательных проектов, в том числе и в сфере дополнительного образования детей, которые ежегодно представляются на Российском образовательном форуме в Москве на Всероссийском конкурсе «Инноватика в образовании».

В ряде документов отмечалось, что качественное образование обеспечивается не только инновационным содержанием, но и «гибкостью и вариативностью образовательных программ». Понятно, что далеко не каждой образовательной программе дополнительного образования детей можно придать «гибкий и вариативный характер», но необходимо иметь это в виду, закладывать в программу возможность ее внутреннего развития в ходе реализации, предлагать детям разные варианты ее прохождения, в том числе и с учетом их индивидуальных возможностей. Естественно, это требует соответствующего методического обеспечения, помощи педагогам со стороны методистов разного уровня.

Неоднократно звучат предложения принять комплексные меры «по привлечению учащихся к научным исследованиям через систему дополнительного образования» [2], что будет способствовать повышению интеллектуального потенциала страны, помогать выявлению наиболее одаренной и талантливой молодежи во всех регионах Российской Федерации. Одним из средств достижения этой цели может стать «развитие инфраструктуры детского художественно-эстетического, научно-технического просвещения, образования и научно-исследовательского творчества – региональных домов науки и творчества детей и молодежи, обучение одаренных детей». Учитывая накопленный в системе дополнительного образования детей по данному направлению опыт, можно предположить, что значительная часть такой работы будет возложена на существующие структуры дополнительного образования: в разработке специальных программ, нацеленных на работу с одаренными детьми, в использовании при их реализации самых современных информационных и иных технологий обучения, позволяющих выявлять и развивать творческие способности.

Внедрение современных образовательных технологий, вне которых немыслима какая-либо реальная инновационная деятельность в образовании, требует, среди прочего, «разработки и размещения в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов», организации «сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений». Очевидно, что подобные задачи актуальны и для системы дополнительного образования детей. Обеспечение максимально широкого доступа педагогов дополнительного образования к достижениям их коллег, получение всеми заинтересованными лицами своевременной и оперативной информации о новых методах работы составляет одну важную сторону «информатизации» этой сферы. Кроме того, большое значение имеет и создание специализированных сетевых ресурсов, посвященных дополнительному образованию детей, чего можно достигнуть лишь объединением усилий всего профессионального сообщества, формированием в Интернет сетевого взаимодействия в пределах не только одного города или области, но и в более широких масштабах. Работа по созданию профессиональных коалиций и методических объединений педагогов дополнительного образования детей была начата в 2008 году в процессе реализации проекта «Методическая и научная поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования г. Москвы» на сайте «Москва-регион-консультант» (http://www.mos-cons.ru/).

Подчеркивание в государственных документах актуальности и важности возвращения образованию воспитательной функции должно, по всей видимости, отразиться на дополнительном образовании детей в усилении воспитательного компонента в образовательных программах и в разработке комплексных воспитательных программ, охватывающих всю работу учреждения на основе четкого и точного выбора приоритетных целей воспитательного процесса и адекватных современному состоянию российского общества средств.

Внимание законодательной власти к вопросу, который все еще находится на периферии общественного сознания, вселяет уверенность в том, что в дополнительном образовании детей начинается новый этап. Есть надежда на то, что дети России будут иметь возможность на получение образования, отобранного в не ограниченном государственными образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека на основе принципов информационной безопасности, духовности и нравственности, присущих многонациональной культуре России.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что решение задач, объективно поставленных перед системой дополнительного образования детей в рамках реализации национальной образовательной политики, требует системного подхода и координации деятельности всех учреждений дополнительного образования детей, необходимые предпосылки для чего сегодня созданы программными документами.

Использование перечисленных выше идей и положений позволит прогнозировать приоритетные направления развития системы дополнительного образования детей, обеспечить конкурентный статус учреждений этой системы, осуществить обновление и дифференциацию оказываемых ими образовательных услуг, определить рациональные границы новаторства в системе дополнительного образования детей, оптимизировать работу с педагогическими кадрами, сделать ее более системной, целенаправленной, позволяющей решать задачи модернизации современного образования в России.


Литература:
  1. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учебно-методическое пособие [Текст] / В.А. Березина - М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512 с.

  2. Голованов В.П. Развитие полисферности дополнительного образования детей.- Йошкар-Ола: Map. гос. пед. ин-т, 2006.- 339 с.

  3. Доклад Государственного Совета РФ «О развитии образования в Российской Федерации» (24.03. 2006 г.)

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393

  5. Круглый стол «Правовые аспекты воспитания в системе образования в Российской Федерации» 20.09.2011 [Электронный ресурс] - http://www.onlinetambov.ru/content/news/index.php?ELEMENT_ID=67936

  6. Парламентские слушания на тему: «О состоянии и мерах по развитию системы дополнительного образования детей» от 22 мая 2008 года [Электронный ресурс] -http://www.smolin.ru/duma/audition/2008-05-22.htm

  7. Стенографический отчёт о заседании президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию 22 апреля 2010 года, Истра [Электронный ресурс] - http://www.youngscience.ru/includes/periodics/news_all/2010/0422/16304826/print.shtml

1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle